Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста ОВЗ.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Главная задача в обучении, развитии и образовании детей дошкольного возраста с нарушением речи – это формирование путём различных методик, грамотной, лексически богатой, чистой и внятной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста ОВЗ.
Главная задача в обучении, развитии и образовании детей дошкольного возраста с нарушением речи – это формирование путём различных методик, грамотной, лексически богатой, чистой и внятной речи. Без необходимых навыков в общении и изложения своих мыслей в слух ребёнок будет не в состоянии нормально ассимилироваться в обществе своих сверстников и будет чувствовать себя не в своей тарелке, а другие дети возможно будут относится к такому ребёнку, с недостатками, как слаборазвитому и глупому, отсюда вытекают вполне ожидаемые проблемы оскорблений и заниженной самооценки ребёнка с нарушениями.
В наше время количество детей с нарушениями речи крайне высоко и развитие этих детей одна из главнейших задач педагога-логопеда. К сожалению, на данный момент многие из методик обучения и формирования речи у детей составлены для исправления звукопроизношения и в которых уделяется очень незначительное внимание в отношении логового состава слова, а также умению детей слышать и корректно воспринимать слова, а ведь именно это и является одной из причин возникновения у детей таких недугов как дислексия и её подобные.
На сегодняшний день существуют методики в виде различных игровых технологий, которые должны способствовать развитию речи у детей с дислексией и похожими проблемами. Игровая модель обучения детей как не трудно догадаться куда эффективнее поскольку дети больше любят играть нежели муторно и скучно учиться. Игровые технологии предлагают творческий подход к тому или иному заданию и позволяют создать раскованную и понятную детям атмосферу. Практическое применение игровых методик — это не инновационная практика, подобная схема используется уже довольно давно и хорошо себя зарекомендовала. Многие педагоги-логопеды используют как раз игровые технологии хоть и не все, зачастую добавляя бонусом к обучению какой-либо приз. Обучение такого типа несёт с собой ряд значительных преимуществ.
Преимущества игровых технологий:
• Каждый ребёнок воспринимает информацию лучше через игровые формы
• Для ребёнка это яркий и интересный процесс в отличии от учебного
• Пассивностей детей при использовании игровых технологий минимальна
• Игровые технологии позволяют использовать различное оборудование и окружение, что обеспечивает разнообразный и не похожий друг на друга антураж в процессе обучения
• Многие игры являются маленьким испытанием, соответственно детям, особенно мальчикам интересно выйти победителем в той или иной игре, поскольку это своего рода соревнование – кто быстрее добьётся положительного результата
Задачи и цели в обучении детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий: развитие у детей фонематических процессов и восприятия.
Стоящие задачи перед педагогом: Используя игровые технологии провести обучение детей умению выделять свои и чужие звуки в ходе общения, научить детей анализировать свою речь и речь окружающих.
Игра для развития слухового внимания у детей с нарушениями речи:
1. Узнай по звуку!
Целью данной игры является развитие у детей слухового внимания, слуховой памяти и умение детей разговаривать фразами. В качестве локации можно использовать некое подобие пространства, окружённое ширмой, используя различные игрушки и предметы наподобие столовых приборов, бумаги, палочек и тому подобных. В процессе игры педагог или любой другой человек за ширмой, используя различные предметы из различных материалов издаёт различные по звучанию звуки, учащиеся должны отгадывать какой именно сейчас использовался предмет и какой был звук.
Игра для развития речевого слуха:
2. Угадай, чей голос!
Цель: опознать голос своего одногрупника. В качестве игрового инвентаря можно использовать плюшевого мишку. Педагог-логопед должен выбрать ребёнка, у которого будет мишка, затем рассадить всех остальных детей кругом, а водящего поставить к ним спиной, затем логопед просит кого-то из сидящих позвать водящего, а тот в свою очередь должен угадать, кто это был и передать мишку ему, кто получает мишку становиться водящим.
Игра на различаемость слов, которые похожи друг на друга по звучанию и составу:
3. Будь внимателен.
Цель: Педагог должен обучить детей правильному произношению слов. В качестве игрового инвентаря можно использовать презентацию с картинками или же отдельные карточки с изображениями предметов. Логопед раскладывает перед ребёнком картинки или же включает их на презентации и произносит названия предмета, изображённого на картинке, а ребёнок должен угадать, когда именно педагог произнёс название предмета верно и корректно. Если ребёнок выбирает верный вариант, то педагог показывает, например, зелёную карточку, а если не верный, то красную.
Игра, направленная на дифференциацию слогов.
4. Повтори правильно.
Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки. Оборудование: мяч. Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Интернет-ресурс:
2. Интернет-ресурс:
3. Интернет-ресурс:
4. Интернет-ресурс:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-95280-1378300977.jpg)
консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-95280-1378300977.jpg)
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/15/picture-974207-1510753744.jpg)
Мастер – класс на тему: « Игровые технологии в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста».
Данный мастер - класс проводит учитель - логопед для воспитателей в форме деловой игры, когда воспитатель выступает ребенком, выполняя зададания логопеда.В материале дается понятие о фонематическом сл...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/07/picture-935912-1520428156.jpg)
Проект «Игровые технологии – как средство развития вокальных данных у детей дошкольного возраста»
Инновация проекта основывается на внедрении в практику игровой методики обучения детей пению О.В. Кацер. Обучение пению будет происходить через игровую деятельность. Непроизвольное обучение дете...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/27/picture-1002671-1517069927.jpg)
Доклад на тему: «Игровые технологии как средство развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста»
Эмоциональное развитие человека признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект. Отсюда понятно, что формирование эмоциональной сферы должно рассматрив...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/04/picture-750902-1536043963.jpg)
Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры»
Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности: Создание условий для обогащения игрового опыта ребенка. Использование в работе с детьми на...