Развитие памяти у детей с ОНР в процессе логопедической коррекции.
консультация по логопедии
Нарушения в развитии памяти негативно сказываются на формировании полноценной, правильной речи. Недостаточно развитая память дошкольника с ОНР обедняет пассивный и активный словарный запас. На занятиях такие дети плохо запоминают предложенный им материал, не могут в полном объеме овладеть элементами речевой деятельности, так как именно с помощью памяти происходит фиксация в сознании новых слов, грамматических и синтаксических конструкций.. Недостаточная сформированность памяти отражается и на мышлении детей, имеющих нарушение речи и может привести к задержке когнитивного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_pamyati_u_detey_s_onr.docx | 570.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие памяти у детей с ОНР в процессе логопедической коррекции.
Арнаутова Людмила Викторовна, учитель-логопед
МБДОУ-детский сад № 27 «Сказка» МО г.Саяногорск.
В нашем детском саду работают 6 коррекционных групп для детей с ТНР. При отборе детей в логопедические группы мы на психолого-педагогическом консилиуме обращаем особое внимание на уровень развития психических процессов у детей с нарушениями речи.
За период работы нами отмечается большой спад уровня развития памяти у детей с речевыми нарушениями. Дети не могут заучивать небольшие стихи, повторить предложения, вспомнить последовательность событий, с трудом запоминают речевой материал, алгоритмы действий. Причиной этому служат, по нашему мнению, различные факторы. Дети все больше окунаются в информативный мир (играют в игры в телефонах, планшетах), где нет речевой активности, действия шаблонные. В семье родители не используют средства художественной литературы (сказки, детские истории, стихи). При просмотре мультипликационных фильмов не обсуждают события, ситуации. В сравнении с прошлыми десятилетиями, общение в семьях, как и общение с детьми становится в наши дни более ограниченным. Поток информации с экранов неуклонно вытесняет живое общение в семьях между близкими людьми, в результате чего, дети начинают осваивать вербальные функции позже (задержка речевого развития), и довольно часто сталкиваются с затруднениями воспроизведения полученной информации.
В то же время, в условиях информационного «бума» роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – всё это связано с работой памяти. При формировании речи ребенка, особое значение имеет память, так как именно с помощью этой психической функции происходит фиксация в сознании новых слов, грамматических и синтаксических конструкций.
Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и воспроизведении человеком собственного опыта. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение. В зависимости от основания классификации возможно выделений разных видов памяти: образная, эмоциональная, двигательная (моторная), словесно-логическая (интеллектуальная), зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая и др.
Нарушения в развитии памяти негативно сказываются на формировании полноценной, правильной речи. Недостаточно развитая память дошкольника с ОНР обедняет пассивный и активный словарный запас. На занятиях такие дети плохо запоминают предложенный им материал, не могут в полном объеме овладеть элементами речевой деятельности, так как именно с помощью памяти происходит фиксация в сознании новых слов, грамматических и синтаксических конструкций.. Недостаточная сформированность памяти отражается и на мышлении детей, имеющих нарушение речи и может привести к задержке когнитивного развития. По мониторингу развития ВПФ мы отметили, что в первую очередь отстает уровень наглядно-образного мышления, что приводит к необдуманности ответов, излишней торопливости или вялости, стремлению угадать правильный ответ.
Эти специфические особенности памяти детей с ОНР связаны с трудностями запоминания, сохранения и воспроизведения зрительного и слухового материала и потребовали от нас разработки и реализации целенаправленной коррекционно-развивающей работы, способствующей оптимизации развития памяти детей рассматриваемой категории.
Основываясь на проблематике, нами была разработана система комплексного воздействия на развитие памяти в процессе логопедической работы. Логопедические занятия по структуре выстроены таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность участвовать в коллективной деятельности. В своей работе мы включили упражнения по развитию памяти во все виды деятельности дошкольников. В первую очередь, это – игровая деятельность, которая является ведущей деятельностью для дошкольников. В практической работе логопеда помогают игры с правилами, которые необходимо запомнить детям и потом применить во время игры.
Большую роль в развитии памяти играют дидактические игры, которые влияют на развитие зрительной и слуховой памяти. Например, игра «Звуки перепутались», в которой детям предлагалось прослушать веселые стихи с ошибками в словах. Дети должны правильно назвать слово и сказать, какими звуками отличаются пары слов.
Игра «Звуки перепутались».- Прочту вам стихи, в которых что-то напутано. Попробуйте исправить ошибки.
Здесь хорошее местечко,
Протекает мимо …печка. (Речка.)
Прыгал птенчик по дорожке
И клевал большие …кошки. (Крошки.)
Как у нашей дочки
Розовые …бочки. (Щечки.)
Объем памяти расширяем с помощью дидактических игр с картинками.
игра «Запомни и назови картинки» Ребенку предлагается от 4 до 7 картинок, которые малыш должен запомнить. Затем взрослый закрывает или переворачивает картинки, а ребенок называет их по памяти.
Подходящие карточки легко найти в любом лото, а можно отобрать картинки, содержащие определенный звук и потренировать малыша в произнесении слов, насыщенных данным звуком. Хорошо подойдут логопедические лото, предназначенные для автоматизации определенных звуков. Сначала предложите ребенку 3-4 картинки, а если он легко справляется с таким количеством, то постепенно увеличивайте количество картинок до 7-8.
Формирование и развитие слуховой и зрительной памяти способствуют интегрированные упражнения, в которых присутствуют двигательно – речевые задания : тренажеры «Слова и жесты» - называем слова с определенным звуком коррекции звукопроизношения и запоминаем жесты с опорой на запоминание направления действия правой-левой руки, либо выкладываем на заданное слово логопеда камешек марблс или магнитную фишку.
Также к таким приемам относится логопедическая ритмика, которая с одной стороны устраняет нарушенные функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
На занятиях для переключения деятельности, широко используем музыкально-речевой материал Железновых. Детям легче дается запоминать и проговаривать речевое сопровождение. Логоритмическая игра "У ЖИРАФОВ"
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Такие упражнения формируют быструю и точную реакцию на слуховые и зрительные раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную; умение воспроизводить ряд последовательных действий, способность переключиться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движения.
Для развития слуховой памяти в своей работе мы используем различные загадки, потешки, прибаутки, которые заучиваем с детьми. Это способствует расширению словарного запаса и увеличению объема памяти у детей. Веселые и увлекательные упражнения по развитию зрительной и слуховой памяти поднимают эмоциональный настрой детей и способствуют развитию самоуверенности, развитию творческих способностей.
Для автоматизации звука Х используем заучивание стихотворения с движениями:
Эффективность нашей выстроенной системы работы по развитию памяти в коррекционной логопедической работе отмечают педагоги ( инструкторы ФК, музыкальный руководитель), которые проводят занятия с детьми групп компенсирующей направленности.
Таким образом, по мониторингу педагога-психолога отмечается, что более высокими стали показатели развития зрительной, слуховой и зрительно-слуховой памяти. Результаты показали положительную динамику развития памяти дошкольников с ОНР в результате применения на логопедических занятиях разработанной системы коррекционно-развивающих приемов и упражнений.
Используемая литература:
1. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии. / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. М.: ООО «Издательство Детство-пресс», 2013.
2. Выготский, Л.С. Память и воображение: закрепление и воспроизведение реакций./ Л.С. Выготский. М.:Психология, 2000.
3. Вышегородская, М.В. Интегрированная образовательная деятельность в логопедической группе ДОУ / М.В. Вышегородская, И.Г. Елизарова, Л.В. Васильева. СПб.: ООО «Издательство Детство-пресс», 2014.
4. Гаркуша, Н.Ф. Коррекционно-педагогическая работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Н.Ф. Гаркуша. М.: ООО «Издательство Детство-пресс», 2012.
5. Нищева, Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОНР с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева. СПб.: ООО «Издательство Детство-пресс», 2015.
6. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие. / Авт. – сост. Г.Н. Сергиенко. Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010.
7. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.В. Черемошкина. Ярославль: «Академия развития», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной и...
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии...
Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе речевых тренингов
Цель: развивать память...
Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти.
Для того чтобы развивать память у ребёнка необходимо совсем немного: несколько свободных минут родителя в день, а также описание игр и упражнений...
Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас
Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...
Развитие памяти у детей логопедической группы на примере разучивания стихов
Память создает предпосылки для умственного развития ребенка. Следовательно, для педагогов и родителей стоит каждодневная проблема – развивать память ребенка. Тренировать память можно скучно и не интер...
Развитие памяти у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям дошкольника по развитию зрительной памяти.
В дошкольном возрасте важное значение имеет развитие памяти ребенка. С ее помощью ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развиваются функции мышления. Развити...