Мастер-класс для начинающих педагогов ДОУ
методическая разработка по логопедии
Мастер-класс для начинающих педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_nachinayushchih_pedagogov_doudokument_microsoft_office_word.docx | 669.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга», с. Мамонтово
Мастер-класс для начинающих воспитателей и специалистов ДОУ.
Наглядное моделирование как образовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Подготовила учитель-логопед: Хватик Т.М.
с.Мамонтово.
2022г.
Цель: передача накопленного опыта по использованию метода наглядного моделирования в подготовке к обучению грамоте старших дошкольников и профилактике нарушений чтения и письма.
Задачи:
- повышение компетенции начинающих педагогов по использованию метода наглядного моделирования в подготовке к обучению грамоте старших дошкольников;
- апробация и обсуждение эффективности приёмов наглядного моделирования в профилактике нарушений чтения и письма у старших дошкольников;
- побуждать начинающих педагогов к профессиональным поискам.
Форма проведения мастер-класса: занятие ( 20-30 мин.)
Содержание деятельности:
- обзор теоретической информации;
- практическая часть по освоению некоторых приёмов наглядного моделирования;
- изготовление звуковой линейки №1.
Оборудование: ширма, лист бумаги, ножницы, бубен, аудиозапись звуков леса, модели артикуляции гласных звуков, гласные буквы ( на магнитах), модели согласных звуков( мягких и твердых), схемы места звука в слове, звуковые линейки №1, №2, заготовки для звуковой линейки № 1.
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада вас приветствовать на своем мастер-классе. Тема сегодняшней встречи « Наглядное моделирование как образовательная технология в подготовке к обучению грамоте старших дошкольников», что в свою очередь является профилактикой нарушений чтения и письма у будущих школьников.
Хочу сразу привлечь ваше внимание к высказыванию древнего китайского философа, которые я взяла тезисом сегодняшнего мероприятия ( обращаю внимание на закрепленный над доской плакат). Для меня это изречение является настольным, буду рада, если и вы возьмете его за основу в своей педагогической практике.
Теоретическая часть
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
- наглядное моделирование вызывает у детей интерес;
- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала,
- формирует приемы работы с памятью.
Моделирование - наглядно практический метод обучения заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Модели применяются во всех образовательных областях дошкольного образования, в том числе в развитии речи и обучении грамоте.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств
изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с
ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Практическая часть.
Сейчас я попытаюсь очень коротко и сжато предложить вам выработанный годами собственный алгоритм подготовки к обучению грамоте детей-логопатов. В условиях логопункта полный курс программы обучения грамоте реализовать невозможно, из-за особенностей организации коррекционного процесса.
Приглашаю молодых педагогов занять места за столами.
Слушайте внимательно: за первый стол пройдут те, чьё имя начинается с гласного звука, за второй – в чьих именах есть звук Р, за третий стол- те, чьи имена начинаются с согласных Н и Д.
- Развиваем фонематический слух на базе неречевых звуков.
Начинаем с утверждения: «Мы живем в мире звуков». Звуки нас окружают везде и всегда, даже, когда мы спим. Какие звуки мы слышим на улице, в доме, в лесу? ( варианты ответов). А эти звуки можно увидеть? Предлагаю вам следующий опыт, доказывающий , что звуки можно увидеть. ( за ширмой режу бумагу, бью в бубен). Что вы слышали? Как эти звуки увидеть? (нарисовать, показать картинку и т.д.)
- Звуки нашей речи.
В мире есть еще другие звуки, особенные – это звуки нашей речи, нашего русского языка. Они делятся на две группы: гласные и согласные. Гласных звуков в русском языке только 6. Предлагаю вам модели гласных звуков. Они соответствуют рисунку губ при произношении этих звуков, ( на доске с помощью магнитов выставлены вертикально в ряд символы гласных по Т.А.Ткаченко)
А сейчас произнесите слоговые ряды, составленные на доске из символов. (фонетическая распевка)
Далее предлагаю игру « Пропал звук» (беззвучно артикулирую гласные звуки, коллеги озвучивают).
Мы с вами выяснили, что звуки нас окружающие, можно увидеть. А, как вы думаете , звук нашей речи можно увидеть?
Выставляю против моделей гласных звуков гласные буквы.
Да, звук нашей речи можно тоже увидеть – это буква.
Давайте договоримся, что все гласные звуки мы будем изображать кружочком красного цвета.
Ну, а теперь давайте поработаем с другой группой звуков нашей речи - согласными звуками. Их в нашем языке много, они такие разные. Согласные звуки могут быть твердыми, помечаем их синим цветом (кружочками). Могут быть мягкими – их помечаем кружочками зеленого цвета.
Сегодня мы продолжаем работать со звуком Р.
Произнесите слоги в соответствии со схемами, составленными на доске.
Далее предлагаю на слух составить слова: рак, рыба. ( делаем звуковой анализ) Сколько гласных звуков в слове?
У гласных звуков есть особая работа - они делят слово на части, слоги. Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов. Это правило нужно запомнить! Посмотрите на слово и скажите, сколько слогов в слове РЫБА? Почему?
Затем выставляю картинку: ГРИБ и прошу составить схему слова, называющего эту картинку. Делаем звуковой анализ слова, определяем количество слогов. Далее выставляю картинку ГРИБЫ. Самостоятельная работа ( выложить схемы слов и сделать анализ, определить количество слогов)
Ну, а теперь немного отдохнём. Аккуратно, не двигая стульчиками, выходим из-за стола и выполним несложные движения. ( Физминутка)
Мы сейчас с вами выкладывали слова из моделей звуков и наблюдали, как звуки в словах выстраиваются друг за другом и каждый звук на своем месте.
Вот модель слова (птичка), у слова есть начало, конец и середина. Начало-это первый звук, с которого начинается слово, конец – это последний звук в слове, которым оно заканчивается. Если звука, который мы ищем, нет в начале слова и нет его в конце слова, значит, звук находится в середине слова.
( Самостоятельная работа) Давайте определим место звук Р в слове. У каждого из вас на столе лежит карточка, на ней схемы места звука в слове и предметная картинка на звук Р. Определите место звука в слове и положите на соответствующую схему. Спасибо!
3. Приступая к формированию навыков звукового анализа и синтеза с дошкольниками, целесообразно использовать такую доступную и понятную модель, как звуковая линейка. Пособие бывает двух видов: линейка №1 и линейка №2.. С помощью линейки №1 можно отметить наличие звука в слове, посмотреть, как звуки сменяют друг друга при произнесении, продемонстрировать позицию звука в слове.
Звуковая линейка №2 отличается тем, что яркой краской окрашены донышки «окошек». По мере выдвижения подвижной части увеличивается количество окрашенных окошек, что дает представление детям о количестве звуков в слове, о длине слова.
( показываю образцы)
Изготовление звуковой линейки №1.
Предлагаю сейчас сделать линейку №1. (раздаю заготовки деталей, объясняю последовательность изготовления модели)
Рефлексия.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, педагогов и родителей, нашего терпения, доброжелательности. А успешность обучения в школе зависит от знаний, которые ребёнок получил в саду, от практической помощи, которую окажут ему взрослые – педагоги и родители
Нужно ли учить дошкольников читать? Мнения педагогов противоречивы: одни говорят: «Обязательно!», другие - «Ни в коем случае!». Но одно бесспорно, специальная подготовка дошкольников к обучению грамоте в дальнейшем облегчит процесс обучения чтению и в то же время, является профилактикой нарушений чтения и письма в школе. Но, мы, педагоги дошкольного образования, должны помнить, что неумелое, методически неверное обучение элементам грамоты, может повлечь за собой усвоение неправильных приемов чтения и письма. Методикой подготовки к обучению грамоте дошкольников должны владеть в совершенстве все воспитатели, а использование метода наглядного моделирования является обязательным.
Вопросы:
- Скажите, как вы понимаете высказывание Конфуция?
- Смогли ли вы увидеть доказательства этого в ходе мастер-класса?
- Было ли полезным содержание мастер-класса?
- Вы готовы использовать данную технологию в образовательном процессе?
Спасибо за активное участие!
КОНФУЦИЙ, древний китайский мыслитель и философ
Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму!
ФОТООТЧЕТ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс по квиллингу для педагогов и родителей
В практике детских садов начал использоваться новый вид изобразитеной деятельности - квиллинг или бумагокручение. Но это направление не так распрастранено, как напримар аппикация, поэтому для педагого...
мастер класс по квиллингу для педагогов и родителей
В практику детских садов входит новый вид творчества «квиллинг» или «Бумага пластика».Это принципиально новый вид искусства очень нравиться детям. ...
Мастер класс по рисованию для педагогов
повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования....
Мастер класс на тему: "Успешный педагог"
Рекомендовано для проведения на педагогических советах в дошкольном учреждении...
Образцы отзывов для мастер-классов, семинаров, методических объединений педагогов дошкольников.
Уважаемы коллеги, все мы сталкиваемся с трудностями при оформлении портфолио педагога для аттестации. Одним из критериев являются отзывы о НОД и других мероприятиях. Предлагаю вашему вниманию образцы ...