Мастер-класс для начинающих педагогов ДОУ
методическая разработка по логопедии

Мастер-класс для начинающих педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                  детский сад «Радуга», с. Мамонтово

28122353 

 Мастер-класс для начинающих воспитателей и специалистов ДОУ.

 Наглядное моделирование как образовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

 

               Подготовила учитель-логопед: Хватик Т.М.

                                 

                                                 с.Мамонтово.

                                                         2022г.

Цель: передача  накопленного опыта  по использованию метода наглядного моделирования  в  подготовке к обучению грамоте старших дошкольников и профилактике нарушений чтения и письма.

Задачи:

- повышение компетенции начинающих педагогов по использованию метода наглядного моделирования  в  подготовке к обучению грамоте старших дошкольников;

- апробация и обсуждение эффективности приёмов наглядного моделирования в профилактике нарушений чтения и письма у старших дошкольников;

- побуждать начинающих педагогов к профессиональным поискам.

Форма проведения мастер-класса: занятие ( 20-30 мин.)

Содержание деятельности: 

- обзор теоретической информации;

- практическая часть по освоению некоторых приёмов наглядного  моделирования;

- изготовление звуковой линейки №1.

Оборудование: ширма, лист бумаги, ножницы, бубен, аудиозапись звуков леса, модели артикуляции гласных звуков, гласные буквы  ( на магнитах), модели согласных звуков( мягких и твердых), схемы места звука в слове, звуковые линейки №1, №2,  заготовки для звуковой линейки № 1.

        Ход мастер-класса.

  Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада вас приветствовать на своем мастер-классе. Тема сегодняшней встречи « Наглядное моделирование как образовательная технология в подготовке к обучению грамоте старших дошкольников», что в свою очередь является профилактикой нарушений чтения и письма у будущих школьников.

  Хочу сразу привлечь ваше внимание  к  высказыванию  древнего китайского  философа,  которые я взяла тезисом сегодняшнего мероприятия ( обращаю внимание на закрепленный  над доской плакат). Для меня это изречение является настольным, буду рада, если и вы возьмете его за основу в своей педагогической практике.

Теоретическая часть

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
- наглядное моделирование вызывает у детей интерес;
- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала,

- формирует приемы работы с памятью.

   Моделирование -  наглядно практический метод обучения заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Модели применяются во всех образовательных областях дошкольного образования, в том числе  в развитии речи и обучении грамоте.

   Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств

изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с

ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности  записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Практическая часть.

  Сейчас я попытаюсь очень коротко и сжато предложить  вам выработанный годами собственный алгоритм подготовки к обучению грамоте детей-логопатов. В условиях логопункта  полный курс программы обучения грамоте  реализовать невозможно, из-за особенностей организации коррекционного процесса. 

  Приглашаю молодых педагогов занять места за столами.

Слушайте внимательно: за первый стол пройдут те, чьё имя начинается с гласного звука, за второй – в чьих именах есть звук Р, за третий стол- те, чьи имена начинаются с согласных Н и Д.

  1.  Развиваем фонематический слух на базе неречевых звуков.

  Начинаем  с утверждения: «Мы живем в мире звуков». Звуки нас окружают везде и всегда, даже, когда мы спим. Какие звуки мы слышим на улице, в доме, в лесу? ( варианты ответов). А эти звуки можно увидеть?  Предлагаю вам следующий опыт,  доказывающий , что звуки можно увидеть. ( за ширмой режу бумагу,  бью в бубен). Что вы слышали?  Как эти звуки  увидеть? (нарисовать, показать картинку и т.д.)

  1. Звуки нашей речи.

  В мире есть еще другие звуки, особенные  – это звуки  нашей речи, нашего русского языка. Они делятся на две группы:  гласные и согласные. Гласных звуков в русском языке только 6.  Предлагаю вам модели  гласных звуков. Они  соответствуют рисунку губ при произношении этих звуков, ( на доске с помощью магнитов выставлены вертикально в ряд символы гласных по Т.А.Ткаченко)

 А сейчас произнесите слоговые ряды,  составленные на доске из символов. (фонетическая распевка)

  Далее предлагаю игру  « Пропал звук» (беззвучно артикулирую гласные звуки, коллеги озвучивают).  

Мы с вами выяснили, что звуки нас окружающие, можно увидеть. А, как вы думаете , звук нашей речи можно увидеть?

Выставляю против моделей гласных звуков гласные буквы.

Да, звук нашей речи можно тоже увидеть – это буква.

Давайте договоримся, что все гласные звуки мы будем изображать кружочком красного цвета.

   Ну, а теперь давайте  поработаем с другой группой звуков нашей речи -  согласными звуками.  Их в нашем языке  много, они  такие разные. Согласные звуки  могут быть твердыми, помечаем  их  синим цветом (кружочками). Могут быть мягкими – их помечаем кружочками зеленого цвета.

  Сегодня мы продолжаем работать со звуком Р.

  Произнесите слоги в соответствии со схемами, составленными на доске.

 Далее предлагаю на слух составить слова: рак, рыба. ( делаем звуковой анализ) Сколько гласных звуков в слове?  

  У гласных звуков есть особая работа - они делят слово на части, слоги. Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов. Это правило нужно запомнить! Посмотрите на слово и скажите, сколько слогов в слове РЫБА?  Почему?

  Затем выставляю картинку:  ГРИБ  и прошу составить схему слова, называющего эту картинку. Делаем звуковой анализ слова, определяем количество слогов. Далее выставляю картинку ГРИБЫ. Самостоятельная работа    ( выложить схемы слов и сделать анализ, определить количество слогов)

   Ну, а теперь немного отдохнём. Аккуратно, не двигая стульчиками, выходим из-за стола и выполним несложные движения. ( Физминутка)

  Мы сейчас с вами выкладывали слова из моделей звуков и наблюдали, как звуки  в словах выстраиваются друг за другом и каждый звук на своем месте.

Вот  модель слова (птичка), у слова есть  начало, конец и середина.  Начало-это первый звук, с которого начинается слово, конец – это последний звук в слове, которым оно заканчивается. Если звука, который мы ищем, нет в начале слова и нет его в конце слова, значит, звук находится в середине слова.

  ( Самостоятельная работа) Давайте  определим место звук  Р в слове. У каждого из  вас на столе  лежит карточка, на ней схемы места звука в слове и предметная картинка на звук Р. Определите место звука в слове и положите на соответствующую схему. Спасибо!

3.   Приступая  к формированию навыков звукового анализа и синтеза с дошкольниками, целесообразно использовать такую доступную и понятную модель, как  звуковая линейка. Пособие бывает двух видов: линейка №1 и линейка №2.. С помощью линейки №1 можно отметить наличие звука в слове, посмотреть, как  звуки сменяют друг друга при произнесении, продемонстрировать позицию звука в слове.

    Звуковая линейка №2 отличается тем, что яркой краской окрашены донышки  «окошек». По мере выдвижения подвижной части увеличивается количество окрашенных окошек, что дает представление детям о количестве звуков в слове, о длине слова.

( показываю образцы)

Изготовление  звуковой линейки №1.

  Предлагаю  сейчас  сделать линейку №1. (раздаю заготовки деталей, объясняю последовательность изготовления модели)

Рефлексия.

  Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, педагогов и родителей, нашего терпения, доброжелательности. А успешность обучения в школе зависит от знаний, которые ребёнок получил в саду, от практической помощи, которую окажут ему взрослые – педагоги и родители

  Нужно ли учить дошкольников читать? Мнения педагогов противоречивы: одни говорят: «Обязательно!», другие - «Ни в коем случае!». Но одно бесспорно, специальная подготовка дошкольников к обучению грамоте в дальнейшем облегчит процесс обучения чтению и в то же время, является профилактикой нарушений чтения и письма в школе. Но, мы, педагоги дошкольного образования, должны помнить, что неумелое, методически неверное обучение элементам грамоты, может повлечь за собой усвоение неправильных приемов чтения и письма. Методикой подготовки к обучению грамоте дошкольников должны владеть в совершенстве все воспитатели, а использование метода наглядного моделирования является обязательным.

     Вопросы:

  1. Скажите, как вы понимаете  высказывание Конфуция?
  2. Смогли ли вы увидеть доказательства  этого в ходе мастер-класса?
  3. Было ли полезным содержание мастер-класса?
  4. Вы готовы использовать данную технологию в образовательном процессе?

                        Спасибо за активное участие!

        

https://3.bp.blogspot.com/-dofm9TWTg-g/VOoW0nbpH-I/AAAAAAAAELw/560po2C7jK0/s1600/Confucius%2B1.gif 

КОНФУЦИЙ,  древний китайский мыслитель и философ            

Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму!

ФОТООТЧЕТ:

E:\аттестация\Мастер-класс\IMG-20220228-WA0011.jpg

 E:\аттестация\Мастер-класс\IMG-20220228-WA0010.jpgI:\Мастер-класс\IMG-20220228-WA0022.jpg

                                 

       

 E:\аттестация\Мастер-класс\IMG-20220228-WA0023.jpg  E:\аттестация\Мастер-класс\IMG-20220228-WA0026.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс по квиллингу для педагогов и родителей

В практике детских садов начал использоваться новый вид изобразитеной деятельности - квиллинг или бумагокручение. Но это направление не так распрастранено, как напримар аппикация, поэтому для педагого...

мастер класс по квиллингу для педагогов и родителей

В практику детских садов входит новый вид творчества «квиллинг» или «Бумага пластика».Это принципиально новый вид искусства очень нравиться детям. ...

Мастер класс по рисованию для педагогов

повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования....

Мастер класс на тему: "Успешный педагог"

Рекомендовано для проведения на педагогических советах в дошкольном учреждении...

Образцы отзывов для мастер-классов, семинаров, методических объединений педагогов дошкольников.

Уважаемы коллеги, все мы сталкиваемся с трудностями при оформлении портфолио педагога для аттестации. Одним из критериев являются отзывы о НОД и других мероприятиях. Предлагаю вашему вниманию образцы ...