Как выработать у ребенка правильное речевое дыхание.
консультация по логопедии
Родителям и педагогам необходимо уделять большое внимание формированию речевого дыхания у детей- как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vyrabotat_u_rebenka_pravilnoe_rechevoe_dyhanie.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как выработать у ребенка правильное речевое дыхание.
Дыхательная гимнастика»
От того правильно ли дышит ребенок, или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через «входные ворота» - нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становиться таким, какой нужен организму.
Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, произношение, речь в целом. Ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может возникнуть кариес. И это еще не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные вещества. Поэтому дети, которые неправильно дышат, раздражительны, плаксивы и вялы. Поэтому очень важно научить детей правильному речевому дыханию.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддерживания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Поэтому необходимо уделять большое внимание формированию речевого дыхания у детей- как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Правильное дыхание в целом улучшает функциональную деятельность всех органов и систем организма. Люди которые плохо дышат, говорят, кричат и поют не потому, что болеют, а потому, что не умеют правильно дышать. Научиться правильному дыханию можно с помощью дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика оказывает парадоксальное воздействие на организм человека:
-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и в легочной ткани;
-способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
-способствует рассасыванию воспалительных заболеваний, устранению местных застойных явлений;
-налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
-исправляет резвившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
-повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние больного.
Правильное дыхание, как уже говорилось, очень важно для развития речи, так как дыхательная система- это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Упражнения дыхательной гимнастики можно проводить с детьми в любое время, в любые режимные моменты: на прогулке, во время утренней гимнастике, можно использовать упражнения- как физминутки. А сделать упражнения интересными помогут стихи.
Упражнения для формирования диафрагмального дыхания.
Упражнение «Надуй шарик».
Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую-сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом не много выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем
А рукою проверяем:
Шарик лопнул- выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст произносит педагог, а дети выполняют нужные действия.
Упражнение «Часики».
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклониться вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку- вдох. Вернуться в исходное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.
Упражнения для дифференциации носового и ротового дыхания.
Упражнение «Вдох- выдох».
Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3 секунды воздух в легких, а затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений:
вдох через нос- выдох через нос,
вдох через рот- выдох через нос,
вдох через рот- выдох через рот.
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Вдохнули ртом и выдох ртом,
Дышим глубже, а потом.
Упражнение «Ветер дует».
Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко- (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть,
Я подую низко- (руки перед собой, присесть, и подуть,
Я подую далеко- (руки перед собой, наклон вперед, подуть,
Я подую близко- (руки положить на грудь и подуть на них).
Упражнение «Снежинки».
Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Легкие пушинки,
Белые снежинки.
Упражнение «Пила».
Выполняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя- вдох, руки от себя с замедлением движения- выдох.
Пила, пила пили живей,
Мы строим домик
Для гостей.
Упражнение «Повороты».
Выполняются стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны,
влево поворот- вдох, вправо- выдох.
Боком- боком, боком- боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
Упражнение «Хлопки».
Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох- развести руки в стороны, на выдох- поднять прямую ногу сделать хлопок под коленом.
С барабаном ходит ежик
Не жалеет своих ножек.
Он играет целый день,
Он не знает слова- лень.
Упражнение «Петушок кричит».
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у».
Тихо- тихо всё кругом (сидеть на корточках,
Все уснули крепким сном.
Петушок один вскочил (встать руки поднять вверх,
Всех ребяток разбудил (подняться на носки): «Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).
Упражнение «Одуванчик».
Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок-
Остался стебелёк.
Упражнение «Пропеваем звуки».
Сделать глубокий вдох носом, выдох ртом. На выдохе пропеваем гласные звуки:
а, о, у, и, э.
Мы все весело играем,
Вместе звуки пропеваем.
Можно предложить детям поиграть в настольные игры, которые направлены на развитие у детей равномерного выдоха и формирования сильной воздушной струи через рот.
Игра «Колобок»
Колобок, колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями. Ребенок должен помочь колобку- теннисному шарику прокатиться по тропинке и убежать от зверей.
Игра «Горох».
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я,
И скажу, что там друзья.
На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка- раздуть горох с середины и увидеть картинку.
Игра «Задуй свечи».
Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью я вдохну,
И все свечи потушу.
Свечи крышки от фломастеров. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает
Игра «Муравейник»
Кто такой построил дом?
Мы осмотрим все кругом.
Можно внутрь заглянуть,
Если на него подуть.
Выполнить муравейник из спичек, внутрь поместить картинку с изображением муравьев.
Игра «Акробат».
В цирк сейчас я поиграю,
Представленье начинаю.
Акробатом смелым стану-
Проползу и не устану.
На натянутой леске повесить бумажного акробата. Дети дуют и помогают ему перебраться на другую сторону.
Игра «Лодочки».
Дуть на лодочку из пенопласта.
Игра «Футбол».
Дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.
Игра «Горка».
Бегемот на горку сел,
Прокатиться захотел.
Сейчас ему я помогу
С ветерочком прокачу.
Для этой игры нужна горка. Задача ребенка -сдуть киндер игрушку с горки.
Игра «Черепашки».
Черепашки -малыши
Очень слабы и малы.
Нужно очень постараться до воды помочь добраться.
Рядом со столом где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха)Э поставить емкость с водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в воду, тот и победитель.
Игра «Автомобили».
Мотор гудит, настал черед
Быстрее вырваться в перед.
Как надо ездить покажу,
И первым к финишу приду.
По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.
Игра «Хорошая погода».
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь.
Ветерочком стану я,
Уходите тучи прочь.
Вот такие игры и упражнения помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Игротека "Игры и упражнения для формирования у ребенка правильного речевого дыхания"
Игротека представляет собой набор разнообразных дыхательных игр. Игры эмоциональны, увлекательны, способствуют формированию у ребенка правильного речевого дыхания...
Развитие правильного речевого дыхания у ребенка дошкольного возраста
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное...
«Развитие правильного речевого дыхания ребенка с помощью различных дыхательных тренажеров».
Родительская школа «Развитие правильного речевого дыхания ребенка с помощью различных дыхательных тренажеров». План мероприятия:1. Организационная часть.(Объявление темы ме...
Консультация для родителей " Развиваем у ребенка правильное речевое дыхание".
Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания- воздушной струи, возникающей в легких. Правильное речевое дыхание способствует кор...
методическая разработка "Развитие правильного речевого дыхания ребенка с помощью различных дыхательных тренажеров"
Мастер класс для родителей...