Методическая разработка «Сказкотерапия в системе коррекционной работы у детей с нарушениями речи».
статья по логопедии
применение эффективных методов и приемов сказкотерапии для коррекции речи, развитие психических процессов и эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Сказкотерапия в системе коррекционной работы у детей с нарушениями речи»
В настоящее время наблюдается рост нарушений речи у детей, что подтолкнуло к поиску новых методов и форм в коррекционной работе.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. Всем этим призвана заниматься сказкотерапия.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Для работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развивать фонематическое восприятие; работать над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, вводить их в свободную речь; совершенствовать слоговую структуру речи; уточнять структуру предложения; совершенствовать связные высказывания (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам).
Коррекционно- воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, скромность, доброту, внимание, выдержку, ответственность и патриотизм.
Коррекционно- развивающие задачи: развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, ощущение, фантазию); развивать темпо-ритмическую сторону речи, работать над правильным дыханием, голосом, дикцией, интонацией); развивать умение передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Работая с детьми по коррекции речевых нарушений, я столкнулась с проблемами, связанными с развитием связной речи. При коррекционной работе у детей наблюдалась скованность в высказываниях, односложные ответы на вопросы, дети составляли однотипные предложения, с трудом могли составить рассказ. Такие ребята отличались особой раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, быстро утомлялись.
Я решила подобрать коррекционный метод, где бы затрагивались все компоненты развития личности: развитие связной речи и психофизическое развитие.
Изучая и анализируя многие формы и методы работы с детьми, меня заинтересовал метод сказкотерапии. Я считаю, что этот метод наиболее результативный при работе с детьми, так как все дети любят сказки. Дети лучше слушают сказку, чем рассказ, стараются пересказать её и дополнить своими мыслями.
Сказкотерапия — метод, который известен с давних времён, но получил только в последние годы популярность в коррекционной педагогике.
Цель моей работы - применение эффективных методов и приемов сказкотерапии для коррекции речи, развитие психических процессов и эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Способствовать обогащению лексического запаса.
2. Развивать у детей умение самостоятельно строить свои высказывания.
3. Пополнять развивающую предметно-пространственную среду.
4. Усовершенствовать систему коррекционной работы.
Используя в работе элементы сказкотерапии, необходимо учитывать следующие особенности:
- речевой статус детей (общее недоразвитие речи- ОНР II- III уровня, дизартрия, синдром дефицита внимания и гиперактивности- СДВГ);
- недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; низкая работоспособность);
- специфика возраста (высокая эмоциональность, повышенная возбудимость).
Все эти особенности детей приносят свою специфику в деятельность педагога. Поэтому хочу отметить особенность выбора сказки:
- используются простые, хорошо знакомые детям сказки;
- сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;
- возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком.
В своей работе я применяю следующие формы комплексной сказкотерапии:
1. Постановка сказок (игры-драматизации).
2. Сочинение сказок (сочинение новых сказок и историй).
3. Рассказывание сказок (групповое: придумывание сказки, рассказывание "по кругу" известной сказки; индивидуальное: от 1-го или 3-го лица).
4. Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).
5. Рисование сказок ("волшебное" рисование).
6. Куклотерапия (пальчиковые, перчаточные куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).
Для развития психических функций в образовательный процесс вводятся сказочные персонажи. Иногда перевоплощаться приходится самим, используются разные игрушки. Ребята с большим удовольствием посещают театрализованные представления, библиотеки, участвуют в викторинах. Это способствует преодолению неуверенности в себе, стеснительности, достижению эмоциональной устойчивости, саморегуляции. Сказка вызывает у детей речевой интерес, побуждает к речевой активности.
В результате такой работы со сказками появляются рисунки детей, конструирование, лепка и аппликации сказочных героев.
Родители и дети совместно с педагогами детского сада также активно принимают участие в пополнении развивающей предметно-пространственной среды.
Занятие необходимо построить при помощи структурных компонентов так, чтобы "погрузиться" в сказку, заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всего времени.
В своей логопедической группе я использую разнообразные методы и приёмы работы со сказкой: кроме НОД, это разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.
Структурными компонентами коррекционно-развивающего занятия являются следующие этапы:
1 этап. Ритуал «входа» в сказку.
1) Перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет. Цель - создать комфорт и заинтересованность.
2) Сказка рассказывается эмоционально, рассказ сопровождается вопросами, ребятам предлагаются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др.), т.е. мы вовлекаем ребенка в действие, в игру. Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.
2 этап. Повторение.
Дети вспомнили знакомую сказку, ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней, например: сказка «Золушка» - игра "Перебери крупу", образная игра "Варим кашу", создаем с помощью подручных средств задуманный образ и учим выражать его вербальными и невербальными средствами. Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.
3 этап. Проблемные ситуации.
Это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
• Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен "Снежная Королева").
• Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена").
• Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц" русская народная сказка).
4 этап. "Выход" из сказки. Выводы, какой урок можно вынести.
5 этап. Дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности. Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.
6 этап. Творческие задания
Например, возьмём сказку "Репка".
- Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
- Рассказать знакомую сказку по кругу.
- Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
- Придумать свою сказку "Морковка" (по аналогии).
- Оформить книгу "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).
- Изготовить костюмы "Овощи" из ткани и бумаги.
- Разыграть придуманные сказки.
Работа со сказкой в образовательном процессе привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому можно включать в коррекционную работу игры и упражнения, направленные на:
- сплочение коллектива (дети берутся за руки и "приглашают" сказку; передают шепотом друг другу имена героев сказки;
- снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);
- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).
Таким образом, использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями речи дошкольного возраста.
Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.
На "сказочных" занятиях дети учатся:
- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;
-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;
- развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;
- развивать интонационную выразительность и силу голоса;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;
- укреплять артикуляционный аппарат и многое другое.
Поэтому именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.
Рекомендации родителям:
1. Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой». Это позволит ребенку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней.
2. Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребенка и ваших собственных.
3. Вы должны знать, насколько устойчиво внимание Вашего ребенка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней.
4. Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика – всё это может указывать, захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребенка сосредоточено на описываемом действии, Вы – на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так, или ребенок еще не готов её воспринять.
5. После прочтения сказки, обсудите её с ребенком. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:
- О чем сказка?
- Что запомнилось больше всего?
- Какие герои запомнились? Почему?
- Что случилось с тем или иным персонажем?
- Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
- Какие чувства, какое настроение после сказки?
- Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
- Случались ли у тебя похожие ситуации?
- Чему мы можем научиться у этой сказки?
Использованная литература:
1. Александрова О. Разыгрываем сказки. Дошкольное воспитание.
2. Большева Т. Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.
4. Прохорова Е. В. Театрализованные игры для дошкольников. СПб. 1995.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здор...
Семинар – практикум: «Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи».
в помощь педагогам групп компенсирующей направленности для детей ТНР...
консультация для педагогов "Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи"
консультация для педагогов...
Статья «Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи».
Логоритмика -одна из эффективных коллективных форм работы с детьми по исправлению нарушения речи....
Методическая разработка. Использование «Системы коррекционной работы с целью профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста» .
Актуальность выбранной мной темы подтверждается выявленной проблемой у детей школьного возраста: нарушение письма- наиболее распространённый вид речевой патологии у учащихся. По данным А.Н...
Использование инструментов ИКТ в коррекционной работе для детей с нарушениями речи
Использование инструментов ИКТ в коррекционной работе для детей с нарушениями речи...
«Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи».
Консультация для родителей...