Проектная деятельность
проект по логопедии

Пыжикова Олеся Григорьевна

Возрастной   диапазон  от  трёх  до четырёх лет имеет  огромное значение  для  речевого

развития ребенка. Особая цель педагога в становлении развития речи детей  младшего дошкольного возраста – помочь им в овладении активной речи, усвоении родного, разговорного   языка. Развитие речи возможно при тесном общении со взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx47.14 КБ
Microsoft Office document icon proekt-vozshebnitsa-zima2.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №24»

(МБДОУ «Детский сад №24»)

Долгосрочный проект по развитию речи

для детей второй младшей группы

 «Пальчик, ручка, язычок»

Подготовила:

учитель – логопед: Пыжикова Олеся Григорьевна

г. Ачинск

2023г.

Пояснительная записка

Возрастной   диапазон  от  трёх  до четырёх лет имеет  огромное значение  для  речевого

развития ребенка. Особая цель педагога в становлении развития речи детей  младшего дошкольного возраста – помочь им в овладении активной речи, усвоении родного, разговорного   языка. Развитие речи возможно при тесном общении со взрослым.

Из – за чего  малыши плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь с детьми, взрослые не используют народные песенки, потешки, сказки, поговорки, которые так понятны детям. Очень часто заменой живого общения с детьми приходят гаджеты, которые дают готовые слуховые и зрительные образы.

Ребёнка окружает множество звуков: звучание музыки, пение птиц, шелест сухих листьев, шум ветра, журчание воды....

Но слова – звуки родной речи с самого его рождения наиболее ценны. Звучащая речь задаёт столь важное для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Цель не в том, чтобы ребенок знал, как можно больше слов, а в том, что овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, развивать умение общаться необходимо каждому.

Актуальность

Во вторую младшую группу нашего сада поступили дети 50%, которые имеют нарушения речевого развития. Это подтвержают результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей группы логопедом детского сада. У большинсва детей младшей группы прослеживаются следующие речевые проблемы: задержка развития речи, неправильное произношение звуков, низкий уровень активного словарного запаса. Наблюдения за детьми в ходе игр и занятий выявили, что некоторые дети не проявляют интереса в прослушивании произведений художественной литературы, отвлекаются, не слушают, у детей слабо развита мелкая моторика. Проект по данной теме актуален так как целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики и выполнение артикуляторных игровых упражнений, развитие дыхания, фонематического восприятия у детей раннего возраста способствует прежде всего формированию речевой деятельности,  а так же интеллектуальных способностей, психического и физического развития ребенка. Главной целью проекта является активизация речи детей, а так же вызывание и закрепление произношения непроизвольных  гласных и согласных звуков в игровых ситуациях через вышеперечисленные методы.

Тема проекта: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста». 

Тип проекта: долгосрочный, учебно – игровой.

Продолжительность проекта: октябрь – май  2023 – 2024г.

Форма проведения проекта: совместная деятельность воспитателя и учителя логопеда с детьми второй младшей группы через игры на развитие фонематических процессов, артикуляционного праксиса, мелкой моторики и  вызывание звукоподражаний.

Участники проекта: учитель – логопед, воспитатели, дети и родители.

Работа с родителями:

-Мастер – класс для родителей  «Вкусная артикуляционная гимнастика».
-Консультация  для родителей «Развитие мелкой моторики младших дошкольников».
-Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия и ритма у детей младшго дошкольного возраста».
                                                                                                                                 

- Консультация для родителей «Зачем развивать дыхание у детей?».

- Буклет «Что и как читать детям».

Цель проекта: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста. Активизация звукоподражания у неговорящих детей».

Задачи проекта: 

- Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях.

- Развитие артикуляционной моторики: выполнение артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

- Выработка длительного плавного выдоха, развитие речевого дыхания и голоса, закрепление правильного дыхания в процессе речи;

- Развитие фонематического восприятия на неречевых, а затем и речевых звуках.

- Развивать способность к подражанию действиям (эхопраксии) и речевому подражанию

(эхолалии);

Продукт проекта: итоговое занятие по речевому развитию. Видеоролик.

Предполагаемый результат:

 - Расширение и активизация словаря у детей группы (умение назвать предметы, основные признаков и качества, действия с ними).

- Развитие орального  праксиса и речевого дыхания (умение выполнять основные артикуляционные упражнения и умение длительно и плавно дуть на предметы).
- Развитие мелкой моторики  рук
(приобретение подвижности, гибкости, исчезновение скованности движений).

- Развитие фонематического восприятия.

Реализация этапов проекта

  1. Подготовительный (15 сентября – 15 октября 2023 г)

⁕ Составление перспективного плана мероприятий проекта.
⁕ Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
⁕ Выявление уровня речевого развития  и мелкой моторики у детей.
⁕ Консультация для родителей «Характеристика речи детей 3 – 4 лет и варианты отклонений в речевом развитии»,

  1. Основной (16 октября – 15 мая)

№ п/п

Сроки реализации

Содержание работы

Октябрь

1.

16 .10 – 20.10

2023

(игрушки)

Пальчиковая гимнастика «Матрешки»

Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами»

Развитие длительного плавного выдоха. «Паравоз».

Развитие слухового восприятия «Угадай на чем играю». (барабан, металлофон, погремушка).

Пропевание звука «А» высоким (руки вверх) и низким (руки вниз)

голосом.

2.

23.10  - 27.10         2023

(одежда)

Пальчиковая гимнастика «Варежка».

Артикуляционная гимнастика «Птенчик»

Игра на развитие фонематического слуха – формирование условно – двигательной реакции на звук «Иди - стой».

Развитие выдоха «Укололи пальчик иголкой».

Пропевание звука «У»

Губы трубочкой, громко:

— У-у-у!

Поём  вместе:

— У-у-у!

Показ картинки - паровозик, или игрушку.

— Как гудит паровоз?

У-у-у!

3.

30.10  - 03.11         2023

(моя семья)

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

Развитие фонематического слуха «Сломанный телевизор» - педагог артикулирует гласные звуки, а ребенок называет их.

Развитие длительного выдоха «День рождения» - задуй свечи на торте.

Пропевание звука «О»

Округляем губы, громко поем:

— О-о-о!

Поём разными интонациями.

Ноябрь

4.

06.11  - 27.11         2023

(мебель)

Пальчиковая гимнастика «Пальчик в домике сидит».

Артикуляционная гимнастика «Трубочка»

Развитие выдоха: «Сдуй пыль с мебели». (ф-ф-ф)».

Слуховое внимание «Слушай и делай» педагог отдает команду, ребенок выполняет ее.

Пропевание звука «И»

Улыбаемся, громко поем, затем тихо:

— И-и-и!

5.

13.11  - 17.11         2023

(части тела)

Пальчиковая гимнастика «Разминаем пальчики».

Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка»

Развитие длительного плавного выдоха «Согреем пальчики» (х-х-х)».

Слуховое внимание 

Развитие слухового восприятия: «Угадай» - учить угадывать на слух и повторять движения (хлопки, топание, щелчки).

Произношения гласных звуков: «Лесенка»

Показываем картинку,  малыш шагает по лесенке вверх, а потом вниз. Пропеваем гласные звуки так, как будто голос поднимается и спускается по лесенке (повышение и понижение тона):

— У-у-у!

— А-а-а!

— О-о-о!

— И-и-и!

6.

20.11  - 24.11         2023

(обувь, головные уборы)

Пальчиковая гимнастика «Обуваем ножки».

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»

Развитие длительного выдоха «Подари кукле Кате сапожки» - ниточки с картинками на пальчике.

Слуховое внимание «Послушай и повтори» (сочетание из 2-3 гласных звуков).

Фонетическое упражнение:

По картинке: дети заблудились в лесу, они кричат: «Ау! Ау!» Как кричат дети?

Ау! Ау!

7.

27.11  - 01.12         2023

(посуда)

Пальчиковая гимнастика «Из тарелок как один…».

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье».

Развитие длительного выдоха «Чайник кипит».

Слуховое внимание «Где звенит?», «Тихо - громко» - с ложками.

Фонетическое упражнение:

Рассмотреть картинку: малыш плачет: «Уа! Уа!»

— Как плачет малыш?

— Уа! Уа!

Декабрь

8.

04.12  - 08.12         2023

(зима)

Пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела…».

Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

Развитие длительного плавного выдоха «Подуй на снежинку».

Слуховое внимание – учить различать близкие по звучанию шумы «Колокольчик - звонок».

Уточнение произношения гласных звуков.

Вытягиваем губы трубочкой, громко поем:

— У-у-у! Предлагаем детям спеть вместе  с использованием картинки «Паравозик».

2. Показываем малышам, как нужно широко открыть рот и спеть:

— А-а-а! с использованием куклы.

3. Округляем губы, громко поем:

— О-о-о!

С использованием картинки (как плачет мальчик, у которого болит зуб).

4. Растягиваем губы в улыбку, громко поем:

— И-и-и!

Поём вместе:

— И-и-и! С использованием картинки

«Лошадка»

9.

11.12  - 15.12         2023

(дикие животные)

Пальчиковая гимнастика «Зайка».

Артикуляционная гимнастика «Бублик» 

Развитие длительного плавного выдоха «Ёжик - ффф».

Воспитание интонационной выразительности речи, развитие слухового внимания«Узнай по интонации».

 – по сказки «Три медведя».

Произносим звукоподражания, предлагаем детям произнести их вместе.

1. Мама разбила чашку:

— Ах! Ах! Ах!

2. У деда болит зуб:

— Ох! Ох! Ох!

3.Дети качаются на качелях:

— Ух! Ух! Ух!

4. Папа рубит дрова:

— Эх! Эх! Эх!

10.

18.12  - 22.12         2023

(русские народные сказки)

Пальчиковая гимнастика «Колобок».

Артикуляционная гимнастика «Толстяк»

Развитие речевого дыхания. «Речка журчит» - трубочки, стаканчики с водичкой.

Слуховое внимание «Хлопни, как я» - повторение действия ориентируясь на звук.

Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях

«Мяу! Мяу!» —

Черный кот.

Он у бабушки живет.

«Гав! Гав! Гав!» — Мохнатый пес.

Хвост кольцом и черный нос.

«И-го-го!» —

Вот это конь!

Хвост и грива как огонь.

«Бе-бе-бе!» —

Барашек черный.

Он веселый и проворный.

«Ме! — кричит козел сердито. — Опрокинуто корыто!»

«Му! My! My! —мычит корова. — Забодаю Катю с Вовой!».

11.

25.12  - 29.12         2023

(новогодний праздник)

Су – Джок терапия «Колкие иголки».

Артикуляционная гимнастика «Часики»

Развитие речевого дыхания. «Приятный запах»

Слуховое внимание  «Музыканты» - учить повторять последовательность из 2 – звучаний на слухозрительной основе.

Уточнение произношения согласных звуков

в звукоподражаниях

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки и называем их, выразительно читаем стихотворения, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:

-«Мяу! Мяу! — плачет киска.

— Мяу! Мяу! — возле миски. —

Быстро дайте молока Для котенка и щенка».

«Гав! Гав! Гав!» —

Щенок в корзинке.

«Гав! Гав! Гав!» —

Пятно на спинке.

«Очень страшно одному.

Где же мама? Не пойму!».

Январь

12.

09.01  - 12.01         2024

(зимние забавы)

Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5 – мы во двор пришли гулять…».

Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Развитие речевого дыхания. «Катаемся на лыжах».

Слуховое внимание  «Музыканты» - учить повторять последовательность из 2 – 3 звучаний на слуховой основе.

Развитие звукоподражательной стороны речи на основе картинок с дикими и домашними животными.

13.

15.01  - 19.01         2024

(домашние птицы)

Пальчиковая гимнастика «Курочка клюѐт зѐрнышки».

Артикуляционная гимнастика «Качели»

Развитие   более глубокого вдоха и более длительного выдоха «Лети, перышко!»

Слуховое внимание Игра «Дятел»

педагог отстукивает ритм, дети повторяют за ним».

Произнесите звукоподражаний:

Это курочка. Курочка кричит: «Ко! Ко! Ко!»

Как кричит курочка?

Это гусь. Гусь кричит: «Га! Га! Га!»

Как кричит гусь?

Это утка. Утка крякает: «Кря! Кря! Кря!» Как крякает утка?

Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!» Как поет петушок?

14.

22.01  - 26.01         2024

(домашние животные)

Пальчиковая гимнастика с прищепками:

бельевой прищепкой поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: "Сильно кусает котенок-глупыш, он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок»  

Развитие речевого дыхания. «Накорми животных» с пенопластовыми шариками.

Развитие речевого слуха «Угадай, кто сказал мама или малыш?» - учить различать голоса по тебру и голосу.

Произнесите звукоподражаний:

«Чудесный мешочек» (коробочка) с животными.

15.

29.01  - 02.02         2024

(зоопарк)

Пальчиковая гимнастика «Слон»

Артикуляционная гимнастика «Веселая змейка»

Развитие речевого дыхания. «Обезьянка» с пенопластовыми шариками.

Развитие речевого слуха «Угадай, кто поздоровался?» - учить различать голоса по громкости, тембру, интонации, длительности.

Произнесите звукоподражаний:

Игры с игрушками (картинками) «Что изменилось?», «Кто ушѐл, кто пришѐл».

учить соотносить звукоподражание с предметной картинкой или игрушкой, различать звукоподражания, побуждать к их сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний.

Февраль

16.

05.02  - 09.02         2024

(птички)

Пальчиковая гимнастика «Птичка крылышками машет..»

Артикуляционная гимнастика «Пятачок».

Развитие речевого дыхания. «Птички»

Развитие речевого слуха «Кто это так поѐт?» -

определение птички по звукоподражанию (показ на картинке). Кар-кар-кар - ворона

Чик-чирик, чик-чирик – воробей.

Синь-синь – синичка.

Фонетическое упражнение:

Взрослый стоит в положении «руки в стороны»; «руки наверху», «одна рука вперед, другая - на голову» и т.п.

ТА – ТА – ТА – хлопки перед собой.

ТО – ТО – ТО – хлопки над головой.

ТУ – ТУ – ТУ - хлопки по коленям.

17.

12.02  - 16.02         2024

(транспот)

Пальчиковая гимнастика «Вот на небо самолёт…»

Артикуляционная гимнастика «Посчитаем нижние зубки».

Развитие речевого дыхания. «Гудок» - дудочки.

Развитие слухового внимания «Угадай , кто едет» - на основе аудиозаписи.

Произнесение звукоподражаний:

катание машинки с горки:

Заводим машинку ву -ву -ву; ва – ва – ва; во- во – во…

18.

19.02  - 22.02         2024

(праздник солдат)

Пальчиковая гимнастика «Бойцы - молодцы...»

Артикуляционная гимнастика «Посчитаем нижние зубки». - повторение

Развитие речевого дыхания. «Кораблик по волнам плыёт» - таз с водой, бумажный кораблик.

Развитие слухового внимания «Мы солдатики» - выполнение условно двигательной реакции с опрой на картинку действие.

Произнесение звукоподражаний:

 предложите произнести их вместе изобразите движения пальчиками:

Солдат топает: топ-топ-топ!

Как топает топает?

Автомат стреляет пу – пу – пу; па – па – па; по – по – по; - с пробками.

19.

26.02  - 01.03         2024

(свойства воды)

Пальчиковая гимнастика «Умывалочка»

Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает водичку».

Развитие речевого дыхания. «Буря» - дуть в воду через трубочку, переливание воды из одной ѐмкости в другую.

Развитие слухового внимания: «Капель» - учить определять слитныее и прерывистые  звучания.

Произнесение звукоподражаний:

 предложите произнести  манипулируя предметами(молоточек, пипетка)

Молоточек стучит: тук – тук - тук!

Капелька капает – кап- кап – кап!

Март

20.

04.03  - 07.03         2024

(мамин праздник)

Пальчиковая гимнастика: «Наша мамочка устала».

Артикуляционная гимнастика «Поиграем на губах»

Развитие речевого дыхания: понюхать мамины духи и на выдохе сказать «Ах!» «Воздушный поцелуй» – маме.

Развитие слухового внимания: «Угадай, что делает мама?» - за ширмой переливать воду, шуршать целлофановым пакетом, хлопать в ладоши, топать ногами.

Произнесение гласных и согласных звуков:

Комментируем картинку:

— Девочка заблудилась в  чаще леса. Она кричит! Ау! Мама! Ау! Тетя! Ау! Дядя! Ау!

Поможем девочке, покричим вместе с ней.

21.

11.03  - 15.03         2024

(весна)

Пальчиковая гимнастика «Сосулька».

Артикуляционная гимнастика «Иголочка»

Развитие речевого дыхания: тренажер для дыхания «Солнышко».

Развитие слухового внимания: учить реагировать на определённое слово.

Произнесение слов:

Рассматривание и называние слов первого слогового класса – отработка звука «М».

22.

18.03  - 22.03         2024 (народные игрушки)

Массаж ладошек шипованным мячиком:

«Здравствуй, мячик, ты, как ѐжик»,

Артикуляционная гимнастика «Крестик» 

Развитие речевого дыхания: «Свистульки».

Развитие слухового восприятия:

«Угадай, что звучит?» (6 – 7 предметов).

Произнесение слов:

Рассматривание и называние слов первого слогового класса – отработка звука «Мь».

23.

25.03  - 29.03         2024

(комнатные растения)

Пальчиковая гимнастика: «Наши алые цветы».

Артикуляционная гимнастика «Расческа».

Развитие речевого дыхания: «Сдуй одуванчик». – тренажер.

Развитие слухового восприятия: «Топ - хлоп» - (верная и неверная фраза) по картинке.

Произнесение слов:

Рассматривание и называние слов первого слогового класса – отработка звука «Нь».

Апрель

24.

01.04  - 05.04           2024

(неделя фольклора)

Пальчиковая гимнастика: Пальчик - мальчик».

Артикуляционная гимнастика «Расческа».

Развитие речевого дыхания: «Наш красивый петушок»

Развитие слухового восприятия: «Топ - хлоп» - (верная и неверная фраза) без картинки.

Произнесение слов:

Рассматривание и называние слов первого слогового класса – отработка звука «Н».

25.

08.04  - 12.04         2024

(рыбы)

Пальчиковая гимнастика «Рыбка плавает в водице».

Артикуляционная гимнастика «Почистим за нижними зубами»

Развитие речевого дыхания: «Наш красивый петушок»

Развитие слухового восприятия: «Что не так?» - (верная и неверная фраза) без картинки.

Произнесение слов:

Рассматривание и называние слов первого слогового класса – отработка звука «В».

26.

15.04  - 19.04        2024

(мой дом)

Пальчиковая гимнастика «Дом».

Артикуляционная гимнастика «Киска сердится»

Развитие речевого дыхания: «Дымок» - пособие

Развитие слухового восприятия: «Сделай, что скажу» - развитие понимания слов и инструкций при выполнении соответствующих действий.

Произнесение слов:

Рассматривание и называние слов первого слогового класса – отработка звука «Вь».

27.

22.04  - 27.04         2024

(дружба)

Пальчиковая гимнастика «Наша дружная семья».

Артикуляционная гимнастика «Усики» - с ватной палочкой.

Развитие речевого дыхания: «Мыльные пузыри»

Развитие слухового восприятия: «Повтори звук по рисунку» - развитие скоординированных действий ритмико – интонационной и двигательной активности ребёнка.

Произнесение фраз:

Рассматривание и называние слов первого слогового класса  со словами «Я вижу».

Май

28.

06.05  - 08.05         2024

(насекомые)

Пальчиковая гимнастика «По цветку ползёт букашка».

Артикуляционная гимнастика «Барабанщик»

Развитие речевого дыхания: «Сдуй бабочку с цветка» пособие.

Развитие слухового восприятия: «Повтори звук по рисунку» - развитие скоординированных действий ритмико – интонационной и двигательной активности ребёнка – другие схемы.

Произнесение цепочек слов первого слогового класса. 

29.

13.05  - 15.05         2024

Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».

Артикуляционная гимнастика: отработанные артикуляционные упражнения по сказке «Веселый язычок».

Развитие речевого дыхания: «Дуть мы любим» - пособия по желанию ребенка.

Развитие слухового восприятия: «Повтори пары слогов, тройки слогов»

Произнесение слов второго слогового класса. 

3. Заключительный этап:

Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой и артикуляционной моторики рук, речевого дыхания, фонематического слуха, активной речи   у детей младшего дошкольного возраста.
Родительское собрание: «
Активизация речи детей младшего дошкольного возраста».

Демонстрация видеоролика о проделанной работе по этапам проекта.

Список литературы:

Н. В. Нищева: «Картотека методических рекомендаций для родителей детей с моторной алалией».

Т. А. Датешидзе: «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития». Речь Санкт-Петербург 2004 г.

Г.В. Дедюхина., Е.В. Кириллова «Учимся говорить.» 55 способов общения с неговорящим ребенком.— М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.

Л. Р. Давидович, Т.С. Резниченко «Ребѐнок плохо говорит? Почему?, Что делать?»



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №24»

(МБДОУ «Детский сад №24»)

Логопедический

проект

(познавательно-речевой)

«Волшебница Зима»

                    Составитель:

                                                  учитель-логопед Пыжикова О.Г.

г. Ачинск

2023

Актуальность

 Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования речевой и художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, наблюдать природу, видеть её красоту.                                                    

Тема проекта: речевое развитие старших дошкольников по лексической теме «Зима».

Тип проекта: краткосрочный, познавательно - речевой.

Продолжительность проекта: 04.12.23  – 08. 12. 23г  

Форма проведения проекта: совместная деятельность воспитателя и учителя логопеда с детьми подготовительной группы через организацию образовательной деятельности, бесед с детьми, рассматриванию иллюстраций, использование мультимедийных презентаций по лексической теме «Зима». Все вышеперечисленные приемы направленны на расширение и углубление знаний детей о живой и неживой природе родного края зимой, обогащение и активизации словарного запаса,  формирование лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, ее выразительности, развитию мышления, памяти, внимания, закреплению поставленных звуков в самостоятельной речи детей. А также воспитанию любви, бережного отношения, умение восхищаться красотой природы родного края.

      Участники проекта: дети подготовительной группы, учитель-логопед, воспитатели.

Цель проекта: развитие всех компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой. Расширение и систематизация знаний детей о зиме.

Образовательные задачи:

Обобщение и уточнение знаний детей о зиме, зимних явлениях, развлечениях, животном и растительном  мире в зимний период. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов. Развитие связной речи

Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов.

Развивающие задачи:

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

Развитие речевого слуха.

Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Развитие диалогической речи.

Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.

Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.

Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные задачи:

Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

       Продукт проекта: итоговое интегрированное занятие по лексической теме «Зима».

Предполагаемый результат:

Участие детей в проекте «Волшебница Зима» позволит обогатить словарный запас, знания и представления о зиме, её характерных признаках, развить творческие способности, грамматически правильную связную речь детей.

Реализация этапов проекта.

1. Подготовительный.

- Выбор темы проекта;

- Определение цели и задач проекта;

- Составление плана работы;

- Изучение методической литературы;

- Подготовка оборудования, материалов;

2. Основной.

Перспективный план реализации проекта

Дата

Форма проведения

04.12.23г.

Утренний сбор: разучивание физ. минутки «Дружок, кати снежок» пальчиковая гимнастика «Снежный ком», дыхательная гимнастика «Пурга», «Снег идёт» ,«Снег скрипит», «Холодно зимой», «Погреемся», «Снежки». Артикуляционная гимнастика: «Снеговики радуются снегу и морозу; грустные снеговики весной; сосулька; санки-ледянки, горка для спуска, ураганный ветер открывает и .закрывает форточку.

Беседа: о сезонных изменениях в природе, связанных с зимой; последний месяц года — декабрь; зимой бывает веселый праздник — Новый год.

Проведение фронтальных занятий:

Речевое развитие: «Почему мне нравится зима».  «Почему скрипит снег?» «Откуда идёт снег». – подбор глаголов, прилагательных к словам. Развитие навыков употребления глаголов – антонимов.

Продуктивная деятельность детей «Узоры на стекле»

Физическое развитие:   «Зимние олимпийские игры».                                                                                           Чтение художественной литературы Н. Сладков «Суд над декабрём»

Дидактические игры: «Найди ошибки» (чего не бывает зимой) «Кто что делает зимой» «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе) «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах).                                                                             Целевая прогулка в парк детского сада.

Работа в тетради по развитию графических навыков: «Веселый снеговик»

05.12.2023г

Утренний сбор: повторение физ. минутки «Дружок, кати снежок» пальчиковая гимнастика «Снежный ком», дыхательная гимнастика «Пурга», «Снег идёт» ,«Снег скрипит», «Холодно зимой», «Погреемся», «Снежки». Артикуляционная гимнастика: «Снеговики радуются снегу и морозу; грустные снеговики весной; сосулька; санки-ледянки, горка для спуска, ураганный ветер открывает и .закрывает форточку.

Беседа: о характерных  изменениях в природе   (замерзает вода в реках, выпадает снег, холодно). Основные свойства снега - поиск соответствующего понятия «Каким бывает?»

Снег — белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий;

зима — холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;

снежинки — белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.

Что могут делать снежинки — летать, кружиться, виться, танцевать, порхать...

ФЭМП с элементами лексико – грамматических упражнений:

Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один — много» (снег —много …снега, лед —много..) «1-5» Согласование числительного с существительными и прилагательными (Один белый снежок, большой сугроб).

Продуктивная деятельность детей:  аппликация  «Снегирёк»

Дидактические игры: «Кто что делает зимой»  «Чей хвост, клюв?»

Чтение художественной литературы: Г.Снегирёв «Про птиц» .

Музыка: разучивание песни «Зимние забавы»     

Просмотр познавательных призентаци «В зимнем лесу».

                 

06.12.2023г.

Утренний сбор: повторение физ. минутки «Дружок, кати снежок» пальчиковая гимнастика «Снежный ком», дыхательная гимнастика «Пурга», «Снег идёт» ,«Снег скрипит», «Холодно зимой», «Погреемся», «Снежки». Артикуляционная гимнастика: «Снеговики радуются снегу и морозу; грустные снеговики весной; сосулька; санки-ледянки, горка для спуска, ураганный ветер открывает и .закрывает форточку.

 Беседа: чтение стихотворения «Зима» с заданием доскажи словечко - образование родственных слов.

Ознакомление с окружающим миром:

Проведение беседы и рассматривание иллюстраций «На прогулке». Рассказ «На горке» - ответы на вопросы.

Конструктивно - модельная деятельность: коллективная работа «Замок снежной королевы».

Дидактические игры: «Сходства и отличия» «Бывает не бывает», «Что перепутал художник»                                                                      

Труд на участке: «Окучивание» снегом деревьев. Расчистка дорожек от снега во время прогулки. Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек Постройка из снега. Лепка различных форм из снега.

Чтение художественной литературы: бр.Грим «Госпожа Метелица».

Просмотр познавательных презентации  «Пернатые зимой».

07.12.2023г.

Утренний сбор: повторение физ. минутки «Дружок, кати снежок» пальчиковая гимнастика «Снежный ком», дыхательная гимнастика «Пурга», «Снег идёт» ,«Снег скрипит», «Холодно зимой», «Погреемся», «Снежки». Артикуляционная гимнастика: «Снеговики радуются снегу и морозу; грустные снеговики весной; сосулька; санки-ледянки, горка для спуска, ураганный ветер открывает и закрывает форточку.

Беседа: об  укрепление здоровья зимой и способах оказания первой медицинской помощи «Кто такие моржи» «Осторожно, гололёд»                                            

ФЭМП: «Проказы зимушки» -закрепление порядкового и количественного счета, закрепление умения отвечать на вопросы Сколько? На каком по счету месте «Считай и называй».

Развитие речи: «Рассказ о зиме» - назови все приметы. Составление предложений со значением противопоставления.

Музыка: слушание композиции Клода Дебюсси «Снег танцует»

Чтение художественной литературы:  В.Сутеев «Елка»

Дидактические игры: «Найди  такой же», «Доскажи словечко» «Да- нет-ки». «Четвертый лишний»

Просмотр познавательных презентации «Что такое снег и лед»

08. 12. 2023г

Утренний сбор: повторение физ. минутки «Дружок, кати снежок» пальчиковая гимнастика «Снежный ком», дыхательная гимнастика «Пурга», «Снег идёт» ,«Снег скрипит», «Холодно зимой», «Погреемся», «Снежки». Артикуляционная гимнастика: «Снеговики радуются снегу и морозу; грустные снеговики весной; сосулька; санки-ледянки, горка для спуска, ураганный ветер открывает и закрывает форточку.

Беседа: чтение детям стихотворения «Когда вы зиму узнаете» - какие признаки зимы вы услышали?

Интегрированное итоговое занятие по теме:  «Волшебница зима».

Продуктивная деятельность: рисование «Зимние пейзажи» с включением речевого материала. Подбор антонимов(светлый – темный; холодный – горячий...).

Раскраски на тему: «Зима».

3. Заключительный этап.

- фотоотчет реализации проекта

- анализ результатов работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...