Проектная деятельность
проект по логопедии
Возрастной диапазон от трёх до четырёх лет имеет огромное значение для речевого
развития ребенка. Особая цель педагога в становлении развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в овладении активной речи, усвоении родного, разговорного языка. Развитие речи возможно при тесном общении со взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 47.14 КБ |
proekt-vozshebnitsa-zima2.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №24»
(МБДОУ «Детский сад №24»)
Долгосрочный проект по развитию речи
для детей второй младшей группы
«Пальчик, ручка, язычок»
Подготовила:
учитель – логопед: Пыжикова Олеся Григорьевна
г. Ачинск
2023г.
Пояснительная записка
Возрастной диапазон от трёх до четырёх лет имеет огромное значение для речевого
развития ребенка. Особая цель педагога в становлении развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в овладении активной речи, усвоении родного, разговорного языка. Развитие речи возможно при тесном общении со взрослым.
Из – за чего малыши плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь с детьми, взрослые не используют народные песенки, потешки, сказки, поговорки, которые так понятны детям. Очень часто заменой живого общения с детьми приходят гаджеты, которые дают готовые слуховые и зрительные образы.
Ребёнка окружает множество звуков: звучание музыки, пение птиц, шелест сухих листьев, шум ветра, журчание воды....
Но слова – звуки родной речи с самого его рождения наиболее ценны. Звучащая речь задаёт столь важное для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.
Цель не в том, чтобы ребенок знал, как можно больше слов, а в том, что овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, развивать умение общаться необходимо каждому.
Актуальность
Во вторую младшую группу нашего сада поступили дети 50%, которые имеют нарушения речевого развития. Это подтвержают результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей группы логопедом детского сада. У большинсва детей младшей группы прослеживаются следующие речевые проблемы: задержка развития речи, неправильное произношение звуков, низкий уровень активного словарного запаса. Наблюдения за детьми в ходе игр и занятий выявили, что некоторые дети не проявляют интереса в прослушивании произведений художественной литературы, отвлекаются, не слушают, у детей слабо развита мелкая моторика. Проект по данной теме актуален так как целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики и выполнение артикуляторных игровых упражнений, развитие дыхания, фонематического восприятия у детей раннего возраста способствует прежде всего формированию речевой деятельности, а так же интеллектуальных способностей, психического и физического развития ребенка. Главной целью проекта является активизация речи детей, а так же вызывание и закрепление произношения непроизвольных гласных и согласных звуков в игровых ситуациях через вышеперечисленные методы.
Тема проекта: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста».
Тип проекта: долгосрочный, учебно – игровой.
Продолжительность проекта: октябрь – май 2023 – 2024г.
Форма проведения проекта: совместная деятельность воспитателя и учителя логопеда с детьми второй младшей группы через игры на развитие фонематических процессов, артикуляционного праксиса, мелкой моторики и вызывание звукоподражаний.
Участники проекта: учитель – логопед, воспитатели, дети и родители.
Работа с родителями:
-Мастер – класс для родителей «Вкусная артикуляционная гимнастика».
-Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики младших дошкольников».
-Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия и ритма у детей младшго дошкольного возраста».
- Консультация для родителей «Зачем развивать дыхание у детей?».
- Буклет «Что и как читать детям».
Цель проекта: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста. Активизация звукоподражания у неговорящих детей».
Задачи проекта:
- Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях.
- Развитие артикуляционной моторики: выполнение артикуляторных игровых упражнений по подражанию.
- Выработка длительного плавного выдоха, развитие речевого дыхания и голоса, закрепление правильного дыхания в процессе речи;
- Развитие фонематического восприятия на неречевых, а затем и речевых звуках.
- Развивать способность к подражанию действиям (эхопраксии) и речевому подражанию
(эхолалии);
Продукт проекта: итоговое занятие по речевому развитию. Видеоролик.
Предполагаемый результат:
- Расширение и активизация словаря у детей группы (умение назвать предметы, основные признаков и качества, действия с ними).
- Развитие орального праксиса и речевого дыхания (умение выполнять основные артикуляционные упражнения и умение длительно и плавно дуть на предметы).
- Развитие мелкой моторики рук (приобретение подвижности, гибкости, исчезновение скованности движений).
- Развитие фонематического восприятия.
Реализация этапов проекта
- Подготовительный (15 сентября – 15 октября 2023 г)
⁕ Составление перспективного плана мероприятий проекта.
⁕ Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
⁕ Выявление уровня речевого развития и мелкой моторики у детей.
⁕ Консультация для родителей «Характеристика речи детей 3 – 4 лет и варианты отклонений в речевом развитии»,
- Основной (16 октября – 15 мая)
№ п/п | Сроки реализации | Содержание работы |
Октябрь | ||
1. | 16 .10 – 20.10 2023 (игрушки) | Пальчиковая гимнастика «Матрешки» Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами» Развитие длительного плавного выдоха. «Паравоз». Развитие слухового восприятия «Угадай на чем играю». (барабан, металлофон, погремушка). Пропевание звука «А» высоким (руки вверх) и низким (руки вниз) голосом. |
2. | 23.10 - 27.10 2023 (одежда) | Пальчиковая гимнастика «Варежка». Артикуляционная гимнастика «Птенчик» Игра на развитие фонематического слуха – формирование условно – двигательной реакции на звук «Иди - стой». Развитие выдоха «Укололи пальчик иголкой». Пропевание звука «У» Губы трубочкой, громко: — У-у-у! Поём вместе: — У-у-у! Показ картинки - паровозик, или игрушку. — Как гудит паровоз? — У-у-у! |
3. | 30.10 - 03.11 2023 (моя семья) | Пальчиковая гимнастика «Семья». Артикуляционная гимнастика «Улыбка» Развитие фонематического слуха «Сломанный телевизор» - педагог артикулирует гласные звуки, а ребенок называет их. Развитие длительного выдоха «День рождения» - задуй свечи на торте. Пропевание звука «О» Округляем губы, громко поем: — О-о-о! Поём разными интонациями. |
Ноябрь | ||
4. | 06.11 - 27.11 2023 (мебель) | Пальчиковая гимнастика «Пальчик в домике сидит». Артикуляционная гимнастика «Трубочка» Развитие выдоха: «Сдуй пыль с мебели». (ф-ф-ф)». Слуховое внимание «Слушай и делай» педагог отдает команду, ребенок выполняет ее. Пропевание звука «И» Улыбаемся, громко поем, затем тихо: — И-и-и! |
5. | 13.11 - 17.11 2023 (части тела) | Пальчиковая гимнастика «Разминаем пальчики». Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка» Развитие длительного плавного выдоха «Согреем пальчики» (х-х-х)». Слуховое внимание Развитие слухового восприятия: «Угадай» - учить угадывать на слух и повторять движения (хлопки, топание, щелчки). Произношения гласных звуков: «Лесенка» Показываем картинку, малыш шагает по лесенке вверх, а потом вниз. Пропеваем гласные звуки так, как будто голос поднимается и спускается по лесенке (повышение и понижение тона): — У-у-у! — А-а-а! — О-о-о! — И-и-и! |
6. | 20.11 - 24.11 2023 (обувь, головные уборы) | Пальчиковая гимнастика «Обуваем ножки». Артикуляционная гимнастика «Лопаточка» Развитие длительного выдоха «Подари кукле Кате сапожки» - ниточки с картинками на пальчике. Слуховое внимание «Послушай и повтори» (сочетание из 2-3 гласных звуков). Фонетическое упражнение: По картинке: дети заблудились в лесу, они кричат: «Ау! Ау!» Как кричат дети? Ау! Ау! |
7. | 27.11 - 01.12 2023 (посуда) | Пальчиковая гимнастика «Из тарелок как один…». Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье». Развитие длительного выдоха «Чайник кипит». Слуховое внимание «Где звенит?», «Тихо - громко» - с ложками. Фонетическое упражнение: Рассмотреть картинку: малыш плачет: «Уа! Уа!» — Как плачет малыш? — Уа! Уа! |
Декабрь | ||
8. | 04.12 - 08.12 2023 (зима) | Пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела…». Артикуляционная гимнастика «Заборчик» Развитие длительного плавного выдоха «Подуй на снежинку». Слуховое внимание – учить различать близкие по звучанию шумы «Колокольчик - звонок». Уточнение произношения гласных звуков. Вытягиваем губы трубочкой, громко поем: — У-у-у! Предлагаем детям спеть вместе с использованием картинки «Паравозик». 2. Показываем малышам, как нужно широко открыть рот и спеть: — А-а-а! с использованием куклы. 3. Округляем губы, громко поем: — О-о-о! С использованием картинки (как плачет мальчик, у которого болит зуб). 4. Растягиваем губы в улыбку, громко поем: — И-и-и! Поём вместе: — И-и-и! С использованием картинки «Лошадка» |
9. | 11.12 - 15.12 2023 (дикие животные) | Пальчиковая гимнастика «Зайка». Артикуляционная гимнастика «Бублик» Развитие длительного плавного выдоха «Ёжик - ффф». Воспитание интонационной выразительности речи, развитие слухового внимания«Узнай по интонации». – по сказки «Три медведя». Произносим звукоподражания, предлагаем детям произнести их вместе. 1. Мама разбила чашку: — Ах! Ах! Ах! 2. У деда болит зуб: — Ох! Ох! Ох! 3.Дети качаются на качелях: — Ух! Ух! Ух! 4. Папа рубит дрова: — Эх! Эх! Эх! |
10. | 18.12 - 22.12 2023 (русские народные сказки) | Пальчиковая гимнастика «Колобок». Артикуляционная гимнастика «Толстяк» Развитие речевого дыхания. «Речка журчит» - трубочки, стаканчики с водичкой. Слуховое внимание «Хлопни, как я» - повторение действия ориентируясь на звук. Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях «Мяу! Мяу!» — Черный кот. Он у бабушки живет. «Гав! Гав! Гав!» — Мохнатый пес. Хвост кольцом и черный нос. «И-го-го!» — Вот это конь! Хвост и грива как огонь. «Бе-бе-бе!» — Барашек черный. Он веселый и проворный. «Ме! — кричит козел сердито. — Опрокинуто корыто!» «Му! My! My! —мычит корова. — Забодаю Катю с Вовой!». |
11. | 25.12 - 29.12 2023 (новогодний праздник) | Су – Джок терапия «Колкие иголки». Артикуляционная гимнастика «Часики» Развитие речевого дыхания. «Приятный запах» Слуховое внимание «Музыканты» - учить повторять последовательность из 2 – звучаний на слухозрительной основе. Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях Рассматриваем с малышом картинки или игрушки и называем их, выразительно читаем стихотворения, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе: -«Мяу! Мяу! — плачет киска. — Мяу! Мяу! — возле миски. — Быстро дайте молока Для котенка и щенка». «Гав! Гав! Гав!» — Щенок в корзинке. «Гав! Гав! Гав!» — Пятно на спинке. «Очень страшно одному. Где же мама? Не пойму!». |
Январь | ||
12. | 09.01 - 12.01 2024 (зимние забавы) | Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5 – мы во двор пришли гулять…». Артикуляционная гимнастика «Лошадка» Развитие речевого дыхания. «Катаемся на лыжах». Слуховое внимание «Музыканты» - учить повторять последовательность из 2 – 3 звучаний на слуховой основе. Развитие звукоподражательной стороны речи на основе картинок с дикими и домашними животными. |
13. | 15.01 - 19.01 2024 (домашние птицы) | Пальчиковая гимнастика «Курочка клюѐт зѐрнышки». Артикуляционная гимнастика «Качели» Развитие более глубокого вдоха и более длительного выдоха «Лети, перышко!» Слуховое внимание Игра «Дятел» педагог отстукивает ритм, дети повторяют за ним». Произнесите звукоподражаний: Это курочка. Курочка кричит: «Ко! Ко! Ко!» Как кричит курочка? Это гусь. Гусь кричит: «Га! Га! Га!» Как кричит гусь? Это утка. Утка крякает: «Кря! Кря! Кря!» Как крякает утка? Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!» Как поет петушок? |
14. | 22.01 - 26.01 2024 (домашние животные) | Пальчиковая гимнастика с прищепками: бельевой прищепкой поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: "Сильно кусает котенок-глупыш, он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!". Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок» Развитие речевого дыхания. «Накорми животных» с пенопластовыми шариками. Развитие речевого слуха «Угадай, кто сказал мама или малыш?» - учить различать голоса по тебру и голосу. Произнесите звукоподражаний: «Чудесный мешочек» (коробочка) с животными. |
15. | 29.01 - 02.02 2024 (зоопарк) | Пальчиковая гимнастика «Слон» Артикуляционная гимнастика «Веселая змейка» Развитие речевого дыхания. «Обезьянка» с пенопластовыми шариками. Развитие речевого слуха «Угадай, кто поздоровался?» - учить различать голоса по громкости, тембру, интонации, длительности. Произнесите звукоподражаний: Игры с игрушками (картинками) «Что изменилось?», «Кто ушѐл, кто пришѐл». учить соотносить звукоподражание с предметной картинкой или игрушкой, различать звукоподражания, побуждать к их сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний. |
Февраль | ||
16. | 05.02 - 09.02 2024 (птички) | Пальчиковая гимнастика «Птичка крылышками машет..» Артикуляционная гимнастика «Пятачок». Развитие речевого дыхания. «Птички» Развитие речевого слуха «Кто это так поѐт?» - определение птички по звукоподражанию (показ на картинке). Кар-кар-кар - ворона Чик-чирик, чик-чирик – воробей. Синь-синь – синичка. Фонетическое упражнение: Взрослый стоит в положении «руки в стороны»; «руки наверху», «одна рука вперед, другая - на голову» и т.п. ТА – ТА – ТА – хлопки перед собой. ТО – ТО – ТО – хлопки над головой. ТУ – ТУ – ТУ - хлопки по коленям. |
17. | 12.02 - 16.02 2024 (транспот) | Пальчиковая гимнастика «Вот на небо самолёт…» Артикуляционная гимнастика «Посчитаем нижние зубки». Развитие речевого дыхания. «Гудок» - дудочки. Развитие слухового внимания «Угадай , кто едет» - на основе аудиозаписи. Произнесение звукоподражаний: катание машинки с горки: Заводим машинку ву -ву -ву; ва – ва – ва; во- во – во… |
18. | 19.02 - 22.02 2024 (праздник солдат) | Пальчиковая гимнастика «Бойцы - молодцы...» Артикуляционная гимнастика «Посчитаем нижние зубки». - повторение Развитие речевого дыхания. «Кораблик по волнам плыёт» - таз с водой, бумажный кораблик. Развитие слухового внимания «Мы солдатики» - выполнение условно двигательной реакции с опрой на картинку действие. Произнесение звукоподражаний: предложите произнести их вместе изобразите движения пальчиками: Солдат топает: топ-топ-топ! Как топает топает? Автомат стреляет пу – пу – пу; па – па – па; по – по – по; - с пробками. |
19. | 26.02 - 01.03 2024 (свойства воды) | Пальчиковая гимнастика «Умывалочка» Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает водичку». Развитие речевого дыхания. «Буря» - дуть в воду через трубочку, переливание воды из одной ѐмкости в другую. Развитие слухового внимания: «Капель» - учить определять слитныее и прерывистые звучания. Произнесение звукоподражаний: предложите произнести манипулируя предметами(молоточек, пипетка) Молоточек стучит: тук – тук - тук! Капелька капает – кап- кап – кап! |
Март | ||
20. | 04.03 - 07.03 2024 (мамин праздник) | Пальчиковая гимнастика: «Наша мамочка устала». Артикуляционная гимнастика «Поиграем на губах» Развитие речевого дыхания: понюхать мамины духи и на выдохе сказать «Ах!» «Воздушный поцелуй» – маме. Развитие слухового внимания: «Угадай, что делает мама?» - за ширмой переливать воду, шуршать целлофановым пакетом, хлопать в ладоши, топать ногами. Произнесение гласных и согласных звуков: Комментируем картинку: — Девочка заблудилась в чаще леса. Она кричит! Ау! Мама! Ау! Тетя! Ау! Дядя! Ау! Поможем девочке, покричим вместе с ней. |
21. | 11.03 - 15.03 2024 (весна) | Пальчиковая гимнастика «Сосулька». Артикуляционная гимнастика «Иголочка» Развитие речевого дыхания: тренажер для дыхания «Солнышко». Развитие слухового внимания: учить реагировать на определённое слово. Произнесение слов: Рассматривание и называние слов первого слогового класса – отработка звука «М». |
22. | 18.03 - 22.03 2024 (народные игрушки) | Массаж ладошек шипованным мячиком: «Здравствуй, мячик, ты, как ѐжик», Артикуляционная гимнастика «Крестик» Развитие речевого дыхания: «Свистульки». Развитие слухового восприятия: «Угадай, что звучит?» (6 – 7 предметов). Произнесение слов: Рассматривание и называние слов первого слогового класса – отработка звука «Мь». |
23. | 25.03 - 29.03 2024 (комнатные растения) | Пальчиковая гимнастика: «Наши алые цветы». Артикуляционная гимнастика «Расческа». Развитие речевого дыхания: «Сдуй одуванчик». – тренажер. Развитие слухового восприятия: «Топ - хлоп» - (верная и неверная фраза) по картинке. Произнесение слов: Рассматривание и называние слов первого слогового класса – отработка звука «Нь». |
Апрель | ||
24. | 01.04 - 05.04 2024 (неделя фольклора) | Пальчиковая гимнастика: Пальчик - мальчик». Артикуляционная гимнастика «Расческа». Развитие речевого дыхания: «Наш красивый петушок» Развитие слухового восприятия: «Топ - хлоп» - (верная и неверная фраза) без картинки. Произнесение слов: Рассматривание и называние слов первого слогового класса – отработка звука «Н». |
25. | 08.04 - 12.04 2024 (рыбы) | Пальчиковая гимнастика «Рыбка плавает в водице». Артикуляционная гимнастика «Почистим за нижними зубами» Развитие речевого дыхания: «Наш красивый петушок» Развитие слухового восприятия: «Что не так?» - (верная и неверная фраза) без картинки. Произнесение слов: Рассматривание и называние слов первого слогового класса – отработка звука «В». |
26. | 15.04 - 19.04 2024 (мой дом) | Пальчиковая гимнастика «Дом». Артикуляционная гимнастика «Киска сердится» Развитие речевого дыхания: «Дымок» - пособие Развитие слухового восприятия: «Сделай, что скажу» - развитие понимания слов и инструкций при выполнении соответствующих действий. Произнесение слов: Рассматривание и называние слов первого слогового класса – отработка звука «Вь». |
27. | 22.04 - 27.04 2024 (дружба) | Пальчиковая гимнастика «Наша дружная семья». Артикуляционная гимнастика «Усики» - с ватной палочкой. Развитие речевого дыхания: «Мыльные пузыри» Развитие слухового восприятия: «Повтори звук по рисунку» - развитие скоординированных действий ритмико – интонационной и двигательной активности ребёнка. Произнесение фраз: Рассматривание и называние слов первого слогового класса со словами «Я вижу». |
Май | ||
28. | 06.05 - 08.05 2024 (насекомые) | Пальчиковая гимнастика «По цветку ползёт букашка». Артикуляционная гимнастика «Барабанщик» Развитие речевого дыхания: «Сдуй бабочку с цветка» пособие. Развитие слухового восприятия: «Повтори звук по рисунку» - развитие скоординированных действий ритмико – интонационной и двигательной активности ребёнка – другие схемы. Произнесение цепочек слов первого слогового класса. |
29. | 13.05 - 15.05 2024 | Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики». Артикуляционная гимнастика: отработанные артикуляционные упражнения по сказке «Веселый язычок». Развитие речевого дыхания: «Дуть мы любим» - пособия по желанию ребенка. Развитие слухового восприятия: «Повтори пары слогов, тройки слогов» Произнесение слов второго слогового класса. |
3. Заключительный этап:
Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми.
Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой и артикуляционной моторики рук, речевого дыхания, фонематического слуха, активной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Родительское собрание: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста».
Демонстрация видеоролика о проделанной работе по этапам проекта.
Список литературы:
Н. В. Нищева: «Картотека методических рекомендаций для родителей детей с моторной алалией».
Т. А. Датешидзе: «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития». Речь Санкт-Петербург 2004 г.
Г.В. Дедюхина., Е.В. Кириллова «Учимся говорить.» 55 способов общения с неговорящим ребенком.— М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.
Л. Р. Давидович, Т.С. Резниченко «Ребѐнок плохо говорит? Почему?, Что делать?»
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №24»
(МБДОУ «Детский сад №24»)
Логопедический
проект
(познавательно-речевой)
«Волшебница Зима»
Составитель:
учитель-логопед Пыжикова О.Г.
г. Ачинск
2023
Актуальность
Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования речевой и художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, наблюдать природу, видеть её красоту.
Тема проекта: речевое развитие старших дошкольников по лексической теме «Зима».
Тип проекта: краткосрочный, познавательно - речевой.
Продолжительность проекта: 04.12.23 – 08. 12. 23г
Форма проведения проекта: совместная деятельность воспитателя и учителя логопеда с детьми подготовительной группы через организацию образовательной деятельности, бесед с детьми, рассматриванию иллюстраций, использование мультимедийных презентаций по лексической теме «Зима». Все вышеперечисленные приемы направленны на расширение и углубление знаний детей о живой и неживой природе родного края зимой, обогащение и активизации словарного запаса, формирование лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, ее выразительности, развитию мышления, памяти, внимания, закреплению поставленных звуков в самостоятельной речи детей. А также воспитанию любви, бережного отношения, умение восхищаться красотой природы родного края.
Участники проекта: дети подготовительной группы, учитель-логопед, воспитатели.
Цель проекта: развитие всех компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой. Расширение и систематизация знаний детей о зиме.
Образовательные задачи:
Обобщение и уточнение знаний детей о зиме, зимних явлениях, развлечениях, животном и растительном мире в зимний период. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов. Развитие связной речи
Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).
Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов.
Развивающие задачи:
Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
Развитие речевого слуха.
Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Развитие диалогической речи.
Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.
Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.
Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные задачи:
Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
Продукт проекта: итоговое интегрированное занятие по лексической теме «Зима».
Предполагаемый результат:
Участие детей в проекте «Волшебница Зима» позволит обогатить словарный запас, знания и представления о зиме, её характерных признаках, развить творческие способности, грамматически правильную связную речь детей.
Реализация этапов проекта.
1. Подготовительный.
- Выбор темы проекта;
- Определение цели и задач проекта;
- Составление плана работы;
- Изучение методической литературы;
- Подготовка оборудования, материалов;
2. Основной.
Перспективный план реализации проекта
Дата | Форма проведения |
04.12.23г. | Утренний сбор: разучивание физ. минутки «Дружок, кати снежок» пальчиковая гимнастика «Снежный ком», дыхательная гимнастика «Пурга», «Снег идёт» ,«Снег скрипит», «Холодно зимой», «Погреемся», «Снежки». Артикуляционная гимнастика: «Снеговики радуются снегу и морозу; грустные снеговики весной; сосулька; санки-ледянки, горка для спуска, ураганный ветер открывает и .закрывает форточку. Беседа: о сезонных изменениях в природе, связанных с зимой; последний месяц года — декабрь; зимой бывает веселый праздник — Новый год. Проведение фронтальных занятий: Речевое развитие: «Почему мне нравится зима». «Почему скрипит снег?» «Откуда идёт снег». – подбор глаголов, прилагательных к словам. Развитие навыков употребления глаголов – антонимов. Продуктивная деятельность детей «Узоры на стекле» Физическое развитие: «Зимние олимпийские игры». Чтение художественной литературы Н. Сладков «Суд над декабрём» Дидактические игры: «Найди ошибки» (чего не бывает зимой) «Кто что делает зимой» «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе) «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах). Целевая прогулка в парк детского сада. Работа в тетради по развитию графических навыков: «Веселый снеговик» |
05.12.2023г | Утренний сбор: повторение физ. минутки «Дружок, кати снежок» пальчиковая гимнастика «Снежный ком», дыхательная гимнастика «Пурга», «Снег идёт» ,«Снег скрипит», «Холодно зимой», «Погреемся», «Снежки». Артикуляционная гимнастика: «Снеговики радуются снегу и морозу; грустные снеговики весной; сосулька; санки-ледянки, горка для спуска, ураганный ветер открывает и .закрывает форточку. Беседа: о характерных изменениях в природе (замерзает вода в реках, выпадает снег, холодно). Основные свойства снега - поиск соответствующего понятия «Каким бывает?» Снег — белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий; зима — холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная; снежинки — белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные. Что могут делать снежинки — летать, кружиться, виться, танцевать, порхать... ФЭМП с элементами лексико – грамматических упражнений: Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один — много» (снег —много …снега, лед —много..) «1-5» Согласование числительного с существительными и прилагательными (Один белый снежок, большой сугроб). Продуктивная деятельность детей: аппликация «Снегирёк» Дидактические игры: «Кто что делает зимой» «Чей хвост, клюв?» Чтение художественной литературы: Г.Снегирёв «Про птиц» . Музыка: разучивание песни «Зимние забавы» Просмотр познавательных призентаци «В зимнем лесу».
|
06.12.2023г. | Утренний сбор: повторение физ. минутки «Дружок, кати снежок» пальчиковая гимнастика «Снежный ком», дыхательная гимнастика «Пурга», «Снег идёт» ,«Снег скрипит», «Холодно зимой», «Погреемся», «Снежки». Артикуляционная гимнастика: «Снеговики радуются снегу и морозу; грустные снеговики весной; сосулька; санки-ледянки, горка для спуска, ураганный ветер открывает и .закрывает форточку. Беседа: чтение стихотворения «Зима» с заданием доскажи словечко - образование родственных слов. Ознакомление с окружающим миром: Проведение беседы и рассматривание иллюстраций «На прогулке». Рассказ «На горке» - ответы на вопросы. Конструктивно - модельная деятельность: коллективная работа «Замок снежной королевы». Дидактические игры: «Сходства и отличия» «Бывает не бывает», «Что перепутал художник» Труд на участке: «Окучивание» снегом деревьев. Расчистка дорожек от снега во время прогулки. Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек Постройка из снега. Лепка различных форм из снега. Чтение художественной литературы: бр.Грим «Госпожа Метелица». Просмотр познавательных презентации «Пернатые зимой». |
07.12.2023г. | Утренний сбор: повторение физ. минутки «Дружок, кати снежок» пальчиковая гимнастика «Снежный ком», дыхательная гимнастика «Пурга», «Снег идёт» ,«Снег скрипит», «Холодно зимой», «Погреемся», «Снежки». Артикуляционная гимнастика: «Снеговики радуются снегу и морозу; грустные снеговики весной; сосулька; санки-ледянки, горка для спуска, ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Беседа: об укрепление здоровья зимой и способах оказания первой медицинской помощи «Кто такие моржи» «Осторожно, гололёд» ФЭМП: «Проказы зимушки» -закрепление порядкового и количественного счета, закрепление умения отвечать на вопросы Сколько? На каком по счету месте «Считай и называй». Развитие речи: «Рассказ о зиме» - назови все приметы. Составление предложений со значением противопоставления. Музыка: слушание композиции Клода Дебюсси «Снег танцует» Чтение художественной литературы: В.Сутеев «Елка» Дидактические игры: «Найди такой же», «Доскажи словечко» «Да- нет-ки». «Четвертый лишний» Просмотр познавательных презентации «Что такое снег и лед» |
08. 12. 2023г | Утренний сбор: повторение физ. минутки «Дружок, кати снежок» пальчиковая гимнастика «Снежный ком», дыхательная гимнастика «Пурга», «Снег идёт» ,«Снег скрипит», «Холодно зимой», «Погреемся», «Снежки». Артикуляционная гимнастика: «Снеговики радуются снегу и морозу; грустные снеговики весной; сосулька; санки-ледянки, горка для спуска, ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Беседа: чтение детям стихотворения «Когда вы зиму узнаете» - какие признаки зимы вы услышали? Интегрированное итоговое занятие по теме: «Волшебница зима». Продуктивная деятельность: рисование «Зимние пейзажи» с включением речевого материала. Подбор антонимов(светлый – темный; холодный – горячий...). Раскраски на тему: «Зима». |
3. Заключительный этап.
- фотоотчет реализации проекта
- анализ результатов работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...