ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
учебно-методический материал по логопедии
В системе требований ФГОС для учителя - логопеда актуальным является поиск новых нетрадиционных методов в работе с дошкольниками, а именно с детьми с ОВЗ.
У дошкольников с речевой патологией такой, как общее недоразвитие речи отмечаются выраженные элементы недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Структура предложений нарушена за счет пропуска и перестановки главных и второстепенных членов. Наблюдаются затруднения в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах, в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, недостаточная сформированность словообразовательной деятельности, трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости, перестановка слогов, добавление слогов или слогообразующей гласной. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове. Дети неточно понимают и употребляют обобщающие понятия, слова с абстрактным и переносным значением. Используют множественные лексические замены по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля. А также наблюдается недостаточная сформированность связной речи. Это проявляется в нарушении связности и последовательности рассказа, в смысловых пропусках существенных элементов сюжетной линии, в фрагментарности изложения, в нарушении временных и причинно-следственных связей в тексте. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. У детей с ОНР наблюдается недостаточное развитие познавательных и психических процессов: памяти, внимания и мышления. Происходит отставание в развитии творческих способностей, воображения, нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.
Включение в коррекционную деятельность элементов « ЛИТОТЕРАПИИ» позволит сочетать работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.
ЛИТОТЕРАПИЯ ( камнетерапия) - это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementy_litoterapii_v_korrektsionnoy_rabote_uchitelya-logopeda_s_detmi_s_ovz.docx | 350.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с « Светлячок» Смоленского района и Смоленской области
ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
В. Кулаев
У прибоя возле скал
Вовка камешки искал.
Каждый камешек хорош:
Вот на солнышко похож,
Этот с синей полосой,
Тот вот с красной полосой,
Вот на рыбку, на кота!
Лучший выбрать – маета!
Мама смотрит – Вовки нет!
На песочке только след:
Вовка с сумкою идёт,
Снова камешки несет!
Но куда всё это нам?
Их ведь много по углам!
Камни в город мы везём,
Саквояж несём вдвоём!
Составитель: учитель-логопед
Свистунова М.И.
В системе требований ФГОС для учителя - логопеда актуальным является поиск новых нетрадиционных методов в работе с дошкольниками, а именно с детьми с ОВЗ.
У дошкольников с речевой патологией такой, как общее недоразвитие речи отмечаются выраженные элементы недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Структура предложений нарушена за счет пропуска и перестановки главных и второстепенных членов. Наблюдаются затруднения в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах, в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, недостаточная сформированность словообразовательной деятельности, трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости, перестановка слогов, добавление слогов или слогообразующей гласной. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове. Дети неточно понимают и употребляют обобщающие понятия, слова с абстрактным и переносным значением. Используют множественные лексические замены по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля. А также наблюдается недостаточная сформированность связной речи. Это проявляется в нарушении связности и последовательности рассказа, в смысловых пропусках существенных элементов сюжетной линии, в фрагментарности изложения, в нарушении временных и причинно-следственных связей в тексте. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. У детей с ОНР наблюдается недостаточное развитие познавательных и психических процессов: памяти, внимания и мышления. Происходит отставание в развитии творческих способностей, воображения, нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.
Включение в коррекционную деятельность элементов « ЛИТОТЕРАПИИ» позволит сочетать работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.
ЛИТОТЕРАПИЯ ( камнетерапия) - это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.
Как показала практика, камни оказывают положительное терапевтическое воздействие на организм человека.
Сегодня хочу поделиться материалом по применению элементов « КАМНЕТЕРАПИИ» в своей работе.
Основные полезные свойства камнетерапии:
- игры с камнями помогают развивать мелкую моторику рук;
- развивается тактильная чувствительность;
- использование камней способствуют развитию речи и творческого воображения;
- манипуляции с камнями оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации ;
- способствует снятию психоэмоционального напряжения.
- стимулируют речевую область в коре головного мозга;
- служат материалом для закрепления графического образа букв и.т.д.
Данный метод: прост, доступен и требует минимальных затрат.
Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить в магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь.
Игры с камнями позволяют охватить большой спектр коррекционных задач - от дифференциации звуков до связной речи.
Примеры использования элементов камнетерапии учителем- логопедом:
- перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;
- в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом);
- массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками);
- пальчиковая гимнастика с элементами камнетерапии;
ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАМНЕЙ:
- Игра «Чудесный мешочек» - охарактеризовать камень наощупь
( Камень какой? – размер, форма, вес, цвет …)
- «Балансирующие камни» - известная китайская игра, в которую могут играть дети младшего возраста. Задача - выстроить из плоских и гладких камешков башенку как можно выше.
- Игра « Построй дом ( двор) для животных.
- Игра «Дорисуй картинку» - имеется рисунок на песке половины предмета – (рыбки, елочки), вторую половину дети выкладывают из камешков.
- «Укрась пластилиновую картинку» (например, аквариум, дорожки и т.п.).
- «Зоркий глаз» выложить 5 любых камешков в ряд, запомнить их последовательность. Закрыть глаза и проговорить.
- «Ходилка». Играет 2-3 игрока, у каждого ребенка камешек определенного цвета. Побеждает тот, кто быстрее доберется до финиша. Нужно назвать слова на определенную тему, например, ребенку выпадает кубик с 5 точками, он выбирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему.
- «Гирлянда». Выкладывание последовательно камешками по заданному образцу, обязательно соблюдение целостность гирлянды и периодичность рисунка, например, большой круглый, маленький овальный, маленький темный.
- Игра «Археолог»: развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации, развитие точности движений, тактильно-кинестетической чувствительности, развитие внимания.
Описание: Педагог предлагает ребенку в сундучке, наполненный кристаллами, горохом, фасолью, пуговицами, камешками марблс, с закрытыми глазами найти «сокровища пиратов» (камешки марблс).
Морские камни можно отлично раскрашивать акриловыми красками, привлекать к этому детей.
1.Раскрасить камешки в однотонные цвета и использовать их в качестве символов для составления рассказов: желтый камень- солнышко, синий- небо, ручей, зеленый- дерево и т.д.
2. Раскрасить камешки круглой формы в красный, синий, зеленый цвет и использовать их для звукового анализа слов.
3. Игра «Лифт» на дифференциацию 2 звуков. Камешки ребенок выкладывает двумя руками: например, звук «С» -светлые камешки левой рукой, звук «з» темные правой рукой.
Данные игры используются в индивидуальной работе с детьми в помещении, в свободой деятельности , но обязательно под контролем - нужно помнить о технике безопасности.
Таким образом, использование элементов камнетерапии в работе с детьми с речевой патологией помогли в решении коррекционных задач. Используя в работе различные камни, кинетический песок, наблюдается положительная динамика в развитии самостоятельной речевой активности ребенка, зрительного и фонематического восприятия, мелкой моторики, памяти, тактильного восприятия, связной речи, а также творческих способностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.
В этой публикации я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия. Обобщенная модель представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...
Презентация на тему: «Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда».
Презентация на тему: «Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»....
Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.
Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время существует множество традиционного практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, применение которых способст...
Использование ИКТ в коррекционной работе учителя - логопеда с неговорящими детьми
В данной статье рассмотрены вопросы целенаправленного системного логопедического воздействия, направленного на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий, который...
«Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»
laquo;Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»...