«Автоматизация звука [Ц]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_ts_.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе

Тема: «Автоматизация звука [Ц]»

        

Цель: Автоматизация звука [Ц] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:                                          

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить знания о механизме образования звука [Ц].
  • Закрепить правильное произношение звука [Ц] в слогах, словах, словосочетаниях.
  • Закрепить умение определять наличие и место звука [Ц] в слове.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать подвижность мышц речевого аппарата.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать фонематическое восприятие.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать самоконтроль за речью, интерес к занятиям.

Предварительная работа: Дидактические игры на определение звука в слове; определение места звука в слова по схеме.

Материал и оборудование: 

Старичок Звуковичок; мнемосхема звука [Ц]; схемы артикуляционных упражнений; мнемотаблицы «Где спрятался звук?»; карточки с артикуляционными упражнениями; картинки - карточки: цапля, цирк, цыпленок, кот, царь, шарик, ножницы, перец, курица, огурцы, пицца, птицы, пуговицы, синица; картинки для раскрашивания.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Логопед: Посмотрите на картинки (цапля, цирк, цыпленок).

- Кто догадался, с каким звуком мы будем работать? [Ц]

- Правильно! Сегодня на занятии мы будем стараться чётко проговаривать звук [Ц] в слогах, словах и словосочетаниях. 

Дайте характеристику звука [Ц]:

- звук [Ц] – согласный, глухой, твердый.

Правильное произношение (артикуляция) звука [Ц].

Логопед: Произнесите звук [Ц].

- В каком положении находятся губы?

- В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты?

- Что делает наш язык?

- А какой воздух: тёплый или холодный выходит изо рта?

- Поднесите ладонь ко рту и произнесите [Ц]. Почувствуйте, как выходит воздух?

2. Основной развивающий этап:

Логопед: Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие: в сказку.

В сказку мы пойдем.

Звук [Ц] мы там найдем,

Нам поможет старичок,

Старичок Звуковичок.

Логопед: Сделаем вместе со старичком Звуковичком следующие упражнения:

Артикуляционная гимнастика:

1.Упражнение «Заборчик» - верхние и нижние зубы обнажены, сомкнуты, губы в улыбке.

Чтобы правильно рычать,

Чокать, цокать и мычать,

Буду свой язык упрямый

К трудным звукам приучать!

2. Упражнение «Наказать непослушный язычок» - широкий язык положить на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя».

3. Упражнение «Качели» - высунуть узкий язык, тянуть его попеременно, то к носу, то к подбородку.

4. Упражнение «Горка» - открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

Дыхательная гимнастика:

Логопед: Чтобы выговаривать звук [Ц], необходима сильная воздушная струя. Давайте сейчас вместе со старичком Звуковичком потренируемся и выполним упражнение «Паучок».

Логопед: Ну а теперь поиграем:

Автоматизация звука [Ц].

Игра «Поймай звук»

Логопед: Сейчас мы узнаем у кого из вас самое чуткое ушко. Я буду называть слова, вы ловите слово в ладошки, когда услышите звук [Ц] и проговорите его. 

Слова: кот, царь, шарик, ножницы, перец.

Автоматизация звука [Ц] в слогах:

Игра «Доскажи словечко»

- Давайте поможем старичку Звуковичку образовать слова, добавляя слоги «ЦА» и «ЦЫ».

Слова: кури…, огур…, пти…, пиц…, пугови…, сини…

Слова: курица, огурцы, пицца, птицы, пуговицы, синица

Упражнение «Эхо»

- А старичок Звуковичок тоже хочет с вами поиграть в свою любимую игру.

- цыган цыплёнку скажет цыц - ыц – ыц – ыц,

- скачет заяц - яц – яц – яц,

- свежий огурец - ец – ец – ец,

- платьице вам к лицу - цу – цу – цу,

- на пальце кольцо - цо – цо – цо,

- сена дам овце - це – це – це.

Автоматизация звука [Ц] в словах

Упражнение «Повторяй - ка»

- Повторите слова за старичком Звуковичком, четко проговаривая звук [ц].

Цепь                                Кольцо                            Боец

Цапля                             Акация                            Певец

Цветы                           Мельница                        Отец

Цыпленок                     Водица                             Кузнец

Физкультминутка

Встаньте в круг, я буду кидать мячик, а вы его должны поймать.

У кого мяч, тот повторяет за мной окончание слова, как эхо.

Вот вам сказка о яйце - це-це-це, це-це-це.

Курица снесла яйцо - цо-цо-цо, цо-цо-цо.

Киска тянется к яйцу - цу-цу-цу, цу-цу-цу.

Брысь, котёнок, от яйца! - ца-ца-ца, ца-ца-ца.

Не пускать его к яйцу! - цу-цу-цу, цу-цу-цу.

Сами мы съедим яйцо, - цо-цо-цо, цо-цо-цо.

Отогнали? Молодцы! - цы-цы-цы, цы-цы-цы.

Вот вам сказка о яйце, - це-це-це, це-це-це.

Автоматизация звука [Ц] в предложениях и фразах.

Упражнение «Где спрятался звук?»

- Старичок Звуковичок будет показывать карточки, а вы назовите слово, определите место звука в слове и покажите место звука на схеме.

Слова: цепь, яйцо, заяц.

Выучим стихотворение

ЦЫПЛЯТКИ ОКОЛО КАДКИ

Цып-цып-цып, цыплятки!

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

3.Заключительная часть (рефлексия):

Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?

Вспомните артикуляцию звука (губы, зубы, язык) и характеристику звука.

Какие слова вы сегодня запомнили?

Вы молодцы! Хорошо занимались.

Домашнее задание:

- Старичок Звуковичок дает вам трафареты, а вы дома их обведите и раскрасьте (цыпленок, цапля, циркач).

- Заучите стихотворение «Цыплятки около кадки».

Литература:

1. Жукова Н. С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи/ Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. – Москва: Эксмо, 2022. – 120 с.

2. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В. Волина. - М.: Просвещение. 1991.— 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....