«Автоматизация звука [Ц]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuka_ts_.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе
Тема: «Автоматизация звука [Ц]»
Цель: Автоматизация звука [Ц] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить знания о механизме образования звука [Ц].
- Закрепить правильное произношение звука [Ц] в слогах, словах, словосочетаниях.
- Закрепить умение определять наличие и место звука [Ц] в слове.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать подвижность мышц речевого аппарата.
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать фонематическое восприятие.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль за речью, интерес к занятиям.
Предварительная работа: Дидактические игры на определение звука в слове; определение места звука в слова по схеме.
Материал и оборудование:
Старичок Звуковичок; мнемосхема звука [Ц]; схемы артикуляционных упражнений; мнемотаблицы «Где спрятался звук?»; карточки с артикуляционными упражнениями; картинки - карточки: цапля, цирк, цыпленок, кот, царь, шарик, ножницы, перец, курица, огурцы, пицца, птицы, пуговицы, синица; картинки для раскрашивания.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Логопед: Посмотрите на картинки (цапля, цирк, цыпленок).
- Кто догадался, с каким звуком мы будем работать? [Ц]
- Правильно! Сегодня на занятии мы будем стараться чётко проговаривать звук [Ц] в слогах, словах и словосочетаниях.
Дайте характеристику звука [Ц]:
- звук [Ц] – согласный, глухой, твердый.
Правильное произношение (артикуляция) звука [Ц].
Логопед: Произнесите звук [Ц].
- В каком положении находятся губы?
- В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты?
- Что делает наш язык?
- А какой воздух: тёплый или холодный выходит изо рта?
- Поднесите ладонь ко рту и произнесите [Ц]. Почувствуйте, как выходит воздух?
2. Основной развивающий этап:
Логопед: Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие: в сказку.
В сказку мы пойдем.
Звук [Ц] мы там найдем,
Нам поможет старичок,
Старичок Звуковичок.
Логопед: Сделаем вместе со старичком Звуковичком следующие упражнения:
Артикуляционная гимнастика:
1.Упражнение «Заборчик» - верхние и нижние зубы обнажены, сомкнуты, губы в улыбке.
Чтобы правильно рычать,
Чокать, цокать и мычать,
Буду свой язык упрямый
К трудным звукам приучать!
2. Упражнение «Наказать непослушный язычок» - широкий язык положить на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя».
3. Упражнение «Качели» - высунуть узкий язык, тянуть его попеременно, то к носу, то к подбородку.
4. Упражнение «Горка» - открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.
Дыхательная гимнастика:
Логопед: Чтобы выговаривать звук [Ц], необходима сильная воздушная струя. Давайте сейчас вместе со старичком Звуковичком потренируемся и выполним упражнение «Паучок».
Логопед: Ну а теперь поиграем:
Автоматизация звука [Ц].
Игра «Поймай звук»
Логопед: Сейчас мы узнаем у кого из вас самое чуткое ушко. Я буду называть слова, вы ловите слово в ладошки, когда услышите звук [Ц] и проговорите его.
Слова: кот, царь, шарик, ножницы, перец.
Автоматизация звука [Ц] в слогах:
Игра «Доскажи словечко»
- Давайте поможем старичку Звуковичку образовать слова, добавляя слоги «ЦА» и «ЦЫ».
Слова: кури…, огур…, пти…, пиц…, пугови…, сини…
Слова: курица, огурцы, пицца, птицы, пуговицы, синица
Упражнение «Эхо»
- А старичок Звуковичок тоже хочет с вами поиграть в свою любимую игру.
- цыган цыплёнку скажет цыц - ыц – ыц – ыц,
- скачет заяц - яц – яц – яц,
- свежий огурец - ец – ец – ец,
- платьице вам к лицу - цу – цу – цу,
- на пальце кольцо - цо – цо – цо,
- сена дам овце - це – це – це.
Автоматизация звука [Ц] в словах
Упражнение «Повторяй - ка»
- Повторите слова за старичком Звуковичком, четко проговаривая звук [ц].
Цепь Кольцо Боец
Цапля Акация Певец
Цветы Мельница Отец
Цыпленок Водица Кузнец
Физкультминутка
Встаньте в круг, я буду кидать мячик, а вы его должны поймать.
У кого мяч, тот повторяет за мной окончание слова, как эхо.
Вот вам сказка о яйце - це-це-це, це-це-це.
Курица снесла яйцо - цо-цо-цо, цо-цо-цо.
Киска тянется к яйцу - цу-цу-цу, цу-цу-цу.
Брысь, котёнок, от яйца! - ца-ца-ца, ца-ца-ца.
Не пускать его к яйцу! - цу-цу-цу, цу-цу-цу.
Сами мы съедим яйцо, - цо-цо-цо, цо-цо-цо.
Отогнали? Молодцы! - цы-цы-цы, цы-цы-цы.
Вот вам сказка о яйце, - це-це-це, це-це-це.
Автоматизация звука [Ц] в предложениях и фразах.
Упражнение «Где спрятался звук?»
- Старичок Звуковичок будет показывать карточки, а вы назовите слово, определите место звука в слове и покажите место звука на схеме.
Слова: цепь, яйцо, заяц.
Выучим стихотворение
ЦЫПЛЯТКИ ОКОЛО КАДКИ
Цып-цып-цып, цыплятки!
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы.
3.Заключительная часть (рефлексия):
Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?
Вспомните артикуляцию звука (губы, зубы, язык) и характеристику звука.
Какие слова вы сегодня запомнили?
Вы молодцы! Хорошо занимались.
Домашнее задание:
- Старичок Звуковичок дает вам трафареты, а вы дома их обведите и раскрасьте (цыпленок, цапля, циркач).
- Заучите стихотворение «Цыплятки около кадки».
Литература:
1. Жукова Н. С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи/ Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. – Москва: Эксмо, 2022. – 120 с.
2. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В. Волина. - М.: Просвещение. 1991.— 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....