Речевые игры по звуковому и слоговому анализу слов
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Звуковой анализ слова - это определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой).
Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovoy_analiz_slova_pamyatka.docx | 57.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуковой анализ слова - это определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой).
Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется путем выделения голосом звуков в слове и их характеристики.
План анализа слова:
- Произнеси слово и послушай его.
- Найди ударный слог и произнеси слово по слогам: выполняя второй пункт плана, ребёнок произносит слово дважды: в первый раз целиком, а во второй по слогам.
- Протяни (выдели первый звук в слове, назови его и охарактеризуй). Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.
- Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)
- Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
- Третий звук и т.д.
- «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько в слове слогов?
МАДОУ ПГО «Детский сад №63 комбинированного вида»
Учитель-логопед Шевчук О.А.
Речевые игры на звуковой и слоговой анализ слова.
- «Назови первый/последний звук в слове».
Цель: определение позиции звука в слове.
Ход игры: взрослый называет слова в соответствии с лексической темой или предметы, которые нас окружают.
Например, ЖИРАФ – первый звук Ж, МАШИНА – первый звук М, ЗИМА – последний звук А, САМОКАТ – последний звук Т и т.д.
- «Где спрятался звук?»
Цель: учить определять позицию звука в начале, в середине, в конце слова.
Ход игры: взрослый называет слово и просит определить где находится звук, ребенок называет звук (в начале, в середине, в конце слова).
Например: звук В в начале слова – Виноград, Ветер, Вата.
Звук К в конце слова – пауК, стуК, баК.
Звук Н в середине слова – звоНок, гНездо, башНя.
- «Узнай по описанию».
Цель: определение первого/последнего звука в слове.
Ход игры: взрослый загадывает ребенку описательную загадку и попросит его назвать первый либо последний звук в слове.
(данную игру можно использовать на этапе автоматизации звука).
Например, это предмет мебели. В него люди вешают одежду. Что это? (ШКАФ – попросите ребенка назвать последний звук в слове).
- «Составь слово из слога».
Цель: учить составлять слово из заданных слогов.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку подобрать слово по
первому слогу.
Например, ВА: -та, -за, -трушка, -ренье.
ВЕ: -тер, -лосипед, -ер, -тка.
По последнему слогу: КА: май-, бул-, шут-, бел-.
5. «Замени звук».
Цель: учить дифференцировать звуки.
Ход игры: предложите ребенку заменить один звук на другой.
Например, дифференциация звуков П-Б.
Почка – бочка, пар – бар, папа – баба, пашня – башня, палка – балка.
Дифференциация звуков Т-Д: том – дом, тачка – дачка, точка – дочка.
6. «Цепочка слов».
Цель: учить составлять слово на звук, на которые закончилось названное слово.
Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен придумать слово с последнего звука предыдущего слова.
Например, КОТ – ТАЧКА – АНАНАС – САНИ – ИГРУШКА – АКУЛА и т.д.
- «Раздели слова на слоги».
Цель: учить делить слово на слоги.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку произнести слово по слогам, хлопая на каждый произнесенный слог.
Например, БУ-СЫ (2 слога), БА-РА-БАН (3 слога), ПИ-ЛА (2 слога) и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карты для звукового и слогового анализа слова.
Пособие по звуковой культуре речи....
"Овладение детьми звуковым и слоговым анализом слова"
quot;Овладение детьми звуковым и слоговым анализом слова"...
Овладение детьми звуковым и слоговым анализом слова
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, определение фонетической характеристики звуков (ум...
Дидактические игры и упражнения по формированию умений звукового и слогового анализа слов, строения предложений для подготовительной группы.
Список игр для подготовительной группы по формированию умений звукового и слухового анализа слов и строения предложений....
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».
Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно, навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».
Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно, навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....
Карты для звукового и слогового анализа слова.
Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов....