Картотека логоритмических игр и упражнений по лексическим темам
учебно-методический материал по логопедии

Чебыкина А.С.

Регулярные игры и упражнения с использованием элементов логоритмики способствуют нормализации речи ребенка, в данной картотеке вы можете ознакомиться с логоритмическими играми и упражнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека логоритмических игр и упражнений по темам.

Игрушки

«Успокой куклу»

Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить – спеть колыбельную песню. Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук «А» мотив колыбельной песни. Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.

Осень.

«Дождик».

Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую.

В процессе покажите ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже.

 Послушайте, как она шумит.

 Поиграйте в игру «Дождик»: пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик.

Для нее лучше взять фасоль или горох, чтобы легче было убирать.

 

Овощи

«Собираем урожай»

В огород сейчас пойдемовощей там соберем (дети шагают на месте)

1,2,3,4,5-что мы будем собирать? (хлопают в ладоши)

Картошку, морковку, репу и свеклу, помидоры, огурец,

И капусту наконец! (загибают пальцы сначала на правой руке, а затем на левой).

В огороде мы старались-

Низко к грядке нагибались (наклоняются).

Весь собрали урожай (выпрямляются и разводят перед собой руки)

Вот он, видишь? Получай! (протягивают вперед ладони рук)

Фрукты

Яблоки на веточках висели и скучали.

(руки вверх, кисти покачиваются)

Грушки на веточках висели и скучали.

(руки в стороны, кисти покачиваются)

Девочки и мальчики ветки раскачали.

(руки вверх, качать руками)

Громко по земле фрукты застучали!

(присесть на корточки, стучать кулачками по полу)

Грибы.

В лес отправимся гулять, Будем весело шагать (ходьба обычная)
Мы шагаем по дороге, поднимаем выше ноги (ходьба, высоко поднимая колени руки на поясе)
Руки в стороны расставим, дружно на носочки встанем (ходьба на носках, руки в сторону)
Чок-чок-чок наступлю на каблучок (ходьба на пятках, руки за голову, локти отвести назад)
На носочки встали, по лесу побежали (лёгкий бег на носках, руки согнуты в локтях)
Скачут зайцы прыг да скок на лесной опушке, а у зайчиков торчат ушки на макушке (прыжки с продвижением вперёд, руки на поясе).

Части тела

«Здравствуй»

Здравствуйте, здравствуйте, ручки. (Вытянуть по очереди руки перед собой)

Хлоп, хлоп. (Два хлопка.)

Здравствуйте, здравствуйте, ножки. (Ритмично выставлять ноги перед собой)

Топ, топ.

Здравствуйте, наши ладошки (По очереди поставить перед собой ладони.)

Хлоп, хлоп. (Тарелочки ритмичные.)

Здравствуйте, наши коленки. (Ритмичные поглаживания ног.)

Шлеп, шлеп. (Ритмичные легкие шлепки.)

Здравствуйте, круглые щечки. (Надуть щеки.)

Пух, пух. (Ритмично сдуть щеки.)

Здравствуйте, ноготочки. (Ритмичное сжимание и разжимание пальцев.)

Стук, стук.

Здравствуй, веселый мой носик. (Круговые движения носом.)

Шмыг, шмыг.

Мы улыбнемся друг другу с тобой. (Улыбка.)

Зима.

Раз, два, три, четыре, пять.

В лес отправимся гулять.

- Зашагали ножки: топ-топ-топ!

Прямо по дорожке: топ-топ-топ!

Ну-ка веселее: топ-топ-топ!

Вот как мы умеем: топ-топ-топ!

(Дети идут по кругу, маршируя).

- А теперь, через сугробы перешагиваем.

(Дети шагают широким шагом).

- Взяли в руки лопатки и разгребаем снег.

(Дети имитируют движение с лопатой).

- Взяли лыжи и палки и поехали кататься.

(Дети имитируют катание на лыжах).

Зимние развлечения.

Игра «Зимние забавы»

Речевой материал

Движения по тексту

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

Дети изображают ходьбу на лыжах.

А потом - на коньках,

Изображают бег на коньках.

Но упали мы. Ах!

«Падают»

А потом снежки лепили,

Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.

А потом снежки катали,

Катят воображаемый комок.

А потом без сил упали

«Падают»

И дальше побежали.

Бегут по кругу.

Дикие животные

Здравствуйте, здравствуйте, ручки. (Вытянуть по очереди руки перед собой)

Хлоп, хлоп. (Два хлопка.)

Здравствуйте, здравствуйте, ножки. (Ритмично выставлять ноги перед собой)

Топ, топ.

Здравствуйте, наши ладошки (По очереди поставить перед собой ладони.)

Хлоп, хлоп. (Тарелочки ритмичные.)

Здравствуйте, наши коленки. (Ритмичные поглаживания ног.)

Шлеп, шлеп. (Ритмичные легкие шлепки.)

Здравствуйте, круглые щечки. (Надуть щеки.)

Пух, пух. (Ритмично сдуть щеки.)

Здравствуйте, ноготочки. (Ритмичное сжимание и разжиманиепальцев.)

Стук, стук.

Здравствуй, веселый мой носик. (Круговые движения носом.)

Шмыг, шмыг.

Мы улыбнемся друг другу с тобой. (Улыбка.)

Детеныши диких животных

 «Превращение»

Дети становятся в круг. Во время звучания вальса - кружатся, во время звучания польки - бег, во время марша - ходят с высоким подниманием колен, маршируют. Как только музыка останавливается, дети изображают любого детеныша лесного зверя. Педагог угадывает  и отмечает лучшие изображения животных.

Животные жарких стран

«Зебра»

На столе лежат белые и черные полоски, когда педагог указывает на белую полоску, ребята топают, а когда педагог показывает черную, дети хлопают.

23 февраля

Наши воины идут, 1-2, 1-2 (шагают на месте)

В барабаны громко бьют: (играют на барабане)

«Тра-та-та! Тра-та-та!

В море наши корабли:   (руки в стороны, покачиваясь вправо-влево)

Нынче здесь, завтра там!

Долго плавают в дали (круговые движения руками)

По морям, по волнам

Пограничник на посту: (держит автомат, поворачиваясь вправо-влево)

Кто идёт? Кто идёт?

Едут танки по мосту:  (движения руками:вперёд-назад

Трр-вперёд, трр-вперёд! («моторчики»)

Над землёю самолёт:

У-у-у           (руки в стороны-назад, поворачиваются вправо-влево)

Разрешёт ракетам взлёт: уух, уух (приседают на корточки,ладошки сложены перед грудью, быстро встают,поднимая руки вверх)

Наши пушки точно бьют:

Бух, бух! («бокс»)

Нашей Армии салют! (поднимают руки вверх)

«Ура!Ура!»

Мебель

«Займи стульчик».

Все играющие стоят в кругу. В середине круга расставлены стульчики, количеством на один меньше, чем детей.

Под веселую музыку дети на носочках бегут по кругу. Когда музыка заканчивается, дети стремительно занимают свободный стул. Тот ребенок, которому стула не хватило, выбывает из игры и садится на место. Педагог убирает один стул.

Транспорт

«Машинки»

Педагог предлагает детям, запомнить 2 команды: «Дрынн!» и «И-и-и-и». Чтобы начать движение машинки, играющий поворачивается к своему соседу и говорит «дрынн». (Если «р» отсутствует, следует заменить «дрынн» кучерским «р» - двугубной вибрацией). Тот, к кому «приехала машина», может отправить ее дальше, повернувшись к соседу слева и повторить «дрынн», или развернуть машинку в другую сторону, сказав «и- и-и».

Весна

Нас согрей скорей, весна,

Пробуди всех ото сна.

(Под медленную размеренную музыку дети плавно поднимают руки снизу вверх, жестом приглашая весну)

Уходи скорей, зима,

Уноси морозы.

Забирай с собой снега

И сосулек слезы. (Под динамичную мелодию дети ритмично и поочередно «выбрасывают» вперед приведенные к груди и сжатые в кулаки руки:

8 марта

«Большая стирка» 

- «У меня большая стирка (разводят руками)

Мне белье стирать не лень (покачивают).

Я в лоханку лью водицу (головой)

И стираю целый день.

В мыльной пене, в мыльной пене станет чистым все белье (стирают).

Постираю и поглажу даже платьице свое.

Если, мама, ты захочешь,

Постираю и твое (вытряхивают и развешивают).

Молодцы, мамины помощники.

«Насекомые»

«Спрячься от паука!» 

Дети бегают по залу в произвольном направлении под звучание быстрой музыки. Со сменой темпа ребята замирают в любой позе, нельзя только вытягивать руки вперед (а то «паук» может утащить к себе). «Паук» ходит между детей и забирает пошевелившихся в свой дом.

Цветы

«Ах, как пахнет!»

Педагог дает ребенку понюхать цветок и предлагает повторить фразы: Ах! Ах, пахнет! Ах, как пахнет! Ах, как приятно пахнет! Ах, как цветок приятно пахнет!

«Лето»

Летом дети плавали(Имитируют плавание.)

Бегали, гуляли. (Имитируют бег пальчиками.)

Летом дети прыгали(Пальчики прыгают на месте.)

А после отдыхали. (Кладут руки под щёку.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по формированию лексико-грамматического строя и связной речи (картотека игр и игровых упражнений по лексическим темам).

Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с...

Картотека пальчиковых игр и упражнений по лексическим темам

Картотека пальчиковых игр и упражнений по лексическим темам...

Картотека пальчиковых игр и упражнений по лексическим темам

Картотека пальчиковых игр и упражнений по лексическим темам для детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр и упражнений по лексической теме «Лето» для детей 2-3 лет

Картотека дидактических игр и упражнений по лексической теме «Лето» для детей 2-3 лет  Цель: Расширить знания детей о лете....

Картотека дидактических игр и упражнений по лексической теме «Лето» для детей 2-3 лет

Картотека дидактических игр и упражнений по лексической теме «Лето» для детей 2-3 лет  Цель: Расширить знания детей о лете....

Картотека . Логоритмические игры и упражнения по лексическим темам

Логоритмические игры и упражнения по лексическим темам...