Автоматизация звука (Р)
план-конспект занятия по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Фантазия» г.Пыть-Ях
Групповое занятие
Тема:
«Автоматизация звука [Р]»
Старшая группа.
ОНР III уровень речевого развития
Воспитатель:
Грабская Екатерина Валерьевна
Слайд№2
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робином».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
- закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
- закрепить зрительный образ буквы [Р].
Коррекционно-развивающие:
- развивать мимическую мускулатуру ребенка;
- развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную установку на участие в занятии;
- формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Слайд№3
Предварительная работа:
-выполнение упражнений для развития мелкой и общей моторики;
-дифференциация звуков в слогах, словах
-звукопроизношения, навыки самоконтроля.
Оборудование:
- игрушка- робот, Чебурашка;
- рисунок с изображением зонта;
- звуковые дорожки;
- таблица с буквами;
карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).
Слайд№4
Организационный момент:
К нам в гости пришел робот Робин! Этот маленький робот, который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. А сегодня он хочет научиться правильно говорить . В нашем языке много разных звуков, и ему очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и вас в этот удивительный мир звуков.
Слайд №5
Пальчиковая гимнастика «Робот»
К нам пришёл сегодня робот. (ритмично сжимать и разжимать кулачки).
Две руки, две ноги, голова на месте (стучат по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках)
В мире звуков поиграть хочет с нами вместе. (ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем складывают руки в замок ,переплетая пальцы).
Слайд№6
Артикуляционная гимнастика.
- Иу-Иу взяли мы с собой ду-ду «Улыбка-«Дудочка»
- «Качели»
На качелях мы качались
И друг другу улыбались
- «Часики»
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот-так…
- «Вкусное варенье»
Ох, какое объеденье!
Очень вкусное варенье!
Язык широкий положи
И края приподними.
Оближем верхнюю губу -
Варенье очень я люблю.
Всем на удивление
Вкусное варенье.
- «Лошадка»
На лошадке по дорожке,
Скачет Аня и Серёжка
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
- «Маляр»
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
- «Грибок»
Вырос гриб большой в лесу,
В центр гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гриб мне надо удержать.
- «Гармошка»
На гармошке я играю
Рот пошире – открываю.
Слайд№7
Сегодня мы с вами повторим звук [ Р]. Давайте сначала вспомним, как он произносится (показываю схему произношения звука):
- губы округлены как колечко;
- зубы сближены но не сомкнуты;
- язык как чашечка, кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами, язык - прямой;
- воздушная струя теплая, встречает преграду.
Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.
Слайд №8
Характеристика звука [Р]
Звук «Р» - не поется, не тянется, преграда во рту есть . Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком.
Слайд№9
Изолированное произнесение звука [Р].
«Звуковые дорожки».
На планете, где живут роботы, очень любят рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке, не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).
Слайд№10
Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия. «Найди букву»
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].
Слайд№11
Автоматизация звука в слогах.
Робот решил отправиться в поход и стал собирать нужные вещи. Помоги Робину починить зонт на случай дождя.
«Почини зонтик». Соедини на рисунке букву « Р»только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].
Рисунок зонтика.
Слайд№12
Физминутка:
- А сейчас покажем нашим гостям и Роботу как мы умеем отдыхать
Раз – присели, два – привстали,
Три – согнулись и достали:
Ручкой правою - носок,
Ручкой левой – потолок,
А теперь давай мы вместе и попрыгаем на месте.
Слайд№13
Развитие фонематического слуха.
Игра « Поймай звук».
Робин хочет предложить тебе игру «Поймай звук».
Я буду называть слова, а ты если услышишь звук [Р], хлопни в ладоши.
Рама, радуга, корова, медведь, стол, ворона, окно, тюльпан, радость, клоун, ракета, пылесос, стакан, ура.
Молодцы, вы замечательно справились с заданием.
Слайд№14
Автоматизация звука [Р] в словах.
«Собери рюкзак для Робота».
С собой ему надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р].
На столе выкладываются картинки-карточки.
Слайд№15
Определение место звука в слове.
В путешествии робот Робин познакомился с Чебурашкой и подружился. Чебурашка попросил выполнить задание. Но оно для него оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Воспитатель показывает таблицу показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем воспитатель просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.
Карточки (карандаши ,шар , куртка, тигр, роза, карандаш, рысь).
Слайд№16
Развитие слухового внимания и памяти.
Вечером перед сном Робин и Чебурашка решили учиться сочинять стихи. Попробуйте и вы. Доскажите слово и повторите предложение целиком. Детям предлагается игра-загадка «Подскажи словечко». На мольберт вывешивается картинка (подсказка).
Ее тянут бабка с внучкой, кошка, дед и мышка с Жучкой. (Репка)
Он высокий словно шкаф,
А зовут его ... (жираф).
Разноцветное коромысло, над рекою повисло.(Радуга)
Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)
Вот так чудо-огород,
мы стоим разинув …(рот).
Слайд№17
Подведение итогов.
- Что мы сегодня делали?
- Охарактеризуй звук Р (согласный, звонкий, твердый ).
- Назовите слова со звуком Р.
Молодцы ребята, вы сегодня очень старались, поэтому четко и ясно произносили звук [Р] в слогах, словах, предложениях и этому научили нашего гостя. Теперь следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].
Слайд№18
Домашнее задание
Повтори чистоговорку
Ор – ор – ор – темный бор.
Ру – ру – ру – тихо осенью в бору.
Ру – ру – ру – растут сосны в бору.
Ру – ру – ру – грибы беру в бору.
Ру – ру – ру – мухоморы не беру.
Игра “Скажи наоборот”
Пример: медленный – быстрый, веселый –…, гладкий –…, смелый –…, мягкий –…, сухой –…, тупой –…, мелкий-…, длинный – …, узкий –…, злой –…, целый –…, тихий –…, вежливый-…, новый –…, молодой –…, огромный –…, солнечный –…, плохой –…, ленивый –….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....