Консультация для родителей
консультация по логопедии

Белова Олеся Павловна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_detey.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей

Чтобы вовремя заметить отклонения в речевом развитии ребенка и вовремя обратиться к специалистам, очень важно знать нормы речевого развития и симптомы, при которых надо обращаться к специалистам. Этапы развития речи достаточно условны, т.к. каждый человек усваивает речь индивидуально, но все же знание основных особенностей развития речи позволяет отграничить норму от патологии.

 Начнем с периода новорожденности. Новорожденный ребенок может издавать только крик.

 На 2-ом месяце малыш начинает гулить (‘агукать’). Первые звуки гуления — рефлекторны, не зависят от воли ребенка и не являются речевыми звуками в собственном смысле этого слова.

 На 3-4 месяце гуление приобретает различные интонации и постепенно переходит в лепет. Малыш непроизвольно повторяет звуки лепета на основе самоподражания.

 Около 5-ти месяцев ребенок начинает неосознанно повторять звуки за окружающими. Примерно в это же время ребенок начинает присматриваться к артикуляторным движениям разговаривающего с ним взрослого.

 К 6 месяцам малыш начинает повторять по подражанию и накапливать отдельные слоги (па-па-па, ба-ба-ба и т.п.). Лепет постепенно обогащается новыми звуками, часто появляются звуки, которых вообще нет в нашем языке.

 К году почти все приобретенные в период лепета звуки исчезают, и ребенок вынужден как бы заново овладевать правильным звукопроизношением.

 Период от рождения и до года — подготовительный в развитии речи ребенка. Ребенок обращается к окружающим в основном с помощью мимики и жеста, знание слов еще неустойчиво. Основными приобретениями этого возраста являются: 

1. Развитие внимания к человеческой речи.

 2. Возникает потребность в речевом общении

 3. Развивается память на слова

 4. Формируется способность к различению речевых звуков на слух

 5. Развивается и совершенствуется голосовая функция ребенка и его артикуляторные возможности.

 На основе этих способностей в дальнейшем будет формироваться полноценная речь. Что же должно насторожить родителей уже в этот период? Следует обратить внимание на крик ребенка. У некоторых детей он бывает слишком слабым или хриплым и вообще необычным по тембру. В некоторых случаях это может свидетельствовать о параличе (в этом случае крик может даже полностью отсутствовать) или о парезе (частичном параличе) голосовых связок, о каких-то врожденных пороках их развития. Отсутствие лепета или слабая его выраженность может наблюдаться при параличе или парезе голосовых связок, при грубых нарушениях строения артикуляционного аппарата (например, при врожденных расщелинах верхней губы и неба). Для детей с нарушениями слуха характерно постепенное затухание нормально начавшегося лепета (у таких детей исключена или резко ограничена возможность подражания). При наличии у ребенка любого из выше перечисленных признаков надо проконсультироваться у специалистов. Это поможет сразу рассеять подозрения или своевременно начать принимать необходимые лечебно-профилактические меры.

 Развитие понимания речи. Когда обращаться к специалистам?

 Развитие понимания речи значительно опережает развитие собственной речи ребенка. Самое первое проявление понимания речи — реакция на человеческий голос. Уже в конце второй недели жизни малыш перестает плакать, когда с ним начинают разговаривать. К концу первого месяца на ребенка успокаивающе действует колыбельная. В возрасте 7-8 месяцев малыш понимает смысл небольших обиходных фраз в сопровождении соответствующих жестов и мимики (‘пойдем гулять’, ‘сделай ладушки’ и т.д.). В 9-10 месяцев ребенок понимает значение отдельных слов, поворачивает головку в сторону называемого предмета (‘Где мама?’, ‘Где машинка?’). Малыш пока может понимать речь только в определенной ситуации (ситуативное понимание речи). В других условиях те же вопросы покажутся ребенку непонятными. Усваивает понимание речи ребенок от общего к частному — сначала усваивается только общий смысл высказывания, интонация, и лишь в дальнейшем ребенок усваивает смысл отдельных слов. Специалистам приходится очень осторожно относиться к утверждениям родителей о том, что ребенок все понимает. Обычно родители не разграничивают понимание истинно речевое и понимание речи ситуативное, когда ребенок ориентируется в значительной степени на ситуацию, жесты и т.д. 

Понимание ребенком грамматических значений слов можно проверить с помощью специальных заданий. В 3 года ребенок должен показывать на картинках или предметах единственное и множественное число (‘Где нарисован стол, а где столы?’), значение уменьшительно-ласкательных суффиксов (‘Где стол, а где столик?’). Знать значение пространственных предлогов (‘Положи мяч НА стол, В стол, ПОД стол’ и т.п.). Если ребенок может выполнять подобные задания без опоры на наглядную ситуацию и подсказывающий жест взрослого — у него развито понимание именно речи. Задержка в развитии понимания ребенком речи — тревожный сигнал. Причиной может быть отставание в умственном развитии, снижение слуха, серьезное речевое расстройство, крайняя степень педагогической запущенности. При замеченном отставании в развитии понимания ребенком речи надо сразу обратиться к специалистам. В большинстве случаев своевременное обращение резко меняет ситуацию к лучшему. Важно сознавать, что понимание речи всегда предшествует собственной речи. Если ребенок не понимает каких-либо грамматических конструкций или слов, то он просто не сможет употреблять их в речи 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...