Буклеты для родителей "Артикуляционная гимнастика для малышей"; "Игры со звуками и словами"
консультация по логопедии
Буклеты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Артикуляционная гимнастика для малышей | 286 КБ |
буклет для родителей игры со звуками и словами (Старший возраст) | 163.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Можно ли помочь маленькому
человечку в становлении правильной, чистой речи? Вполне. И сделать это в состоянии не только логопеды и воспитатели, но и родители.
Одним из самых доступных средств ее решения является
артикуляционная гимнастика.
Занятия артикуляционной гимнастикой целесообразно начинать в самом
раннем дошкольном возрасте, так как именно с этого периода возможно воздействовать на мышцы
артикуляционного аппарата ребенка, то есть добиваться их мягкости, эластичности и подвижности и тем самым предупредить возникновение неправильного звукопроизношения.
Как же организовать обучение, чтобы оно было воспринято с радостью и
интересом даже детьми младшего возраста?
Посадите ребенка в удобном месте. Можно приготовить для
каждого упражнения яркую мягкую игрушку или куклу. Уточните с
малышом, где находится язычок и
его кончик, где губки, зубки, щечки.
Познакомьте малыша с органами артикуляционного аппарата: губы, зубы, язык, щѐки.
При проведении артикуляционной гимнастики, особенно на начальном
этапе, взрослый выполняет упражнения вместе с ребенком. Каждое повторяется несколько раз. Благоприятный эмоциональный фон, столь
необходимый на занятиях, достигается похвалой и поощрением малыша.
Предлагаю Вам игру
« ВЕСЕЛЫЙ ЗООПАРК»
«Рыбка» Рыбка ротик открывает,
Говорить она желает. (Ребенок широко открывает и закрывает рот).
«Добрый тигренок» Наш тигренок не кусается, Наш тигренок улыбается.
(Ребенок растягивает губы в широкой улыбке,
обнажая сомкнутые зубы).
«Слоник»
Тянет слоник хоботок, Так он воду достает. (Ребенок вытягивает губы трубочкой).
«Киска»
Тише, киске не легко, Она лакает молоко. (Ребенок, открыв рот, выполняет движения
языком вперед-назад).
«Любопытный гусь»
Шейку вытянул гусак, Вот так, вот так.
(Ребенок вытягивает вперед узкий кончик языка).
«Обезьянка» Обезьянка - озорница Может целый день
дразнится.
(Ребенок, улыбаясь, произносит «пя-пя-пя»,
зажимая губами широкий кончик языка).
«Лошадка»
К нам лошадка скачет!
Что же это значит.
(Ребенок щелкает языком, широко открыв рот).
«Попугай» Попугай волнистый мой Вечно крутит головой.
(Ребенок, открыв рот, выполняет движения языком вправо-влево).
«Мишка - сладкоежка»
Мишка очень любит мед, Он его сейчас слизнет. (Ребенок, открыв рот, облизывает верхнюю
и нижнюю губу).
«Жираф» У жирафа голова Достает до потолка.
(Ребенок, широко открыв рот, достает кончиком языка до верхнего неба).
«Ежик» А у ежика иголки Ох, как колки!
Ох, как колки!
(Ребенок
дотрагивается кончиком языка до внутренних сторон правой и левой щеки).
«Усталый лосенок»
Лосенок
высунул язык,
Он долго бегать не привык.
МБДОУ г. Иркутска детский сад №95
Буклет для родителей
«Лягушка»
На обед себе лягушка Ловит комара и мушку.
(Ребёнок кончиком языка, стараясь поднять его как можно выше, касается
верхней губы).
«Озорной щенок» А щенок по кличке Шарик Все гонял воздушный
шарик.
Толстой лапой Шарик топнул,
И воздушный шарик лопнул.
(Ребенок надувает и сдувает щеки).
(Ребенок, открыв рот,
улыбаясь, показывает широкий, расслабленный язык).
Уважаемые воспитатели!
Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней
заинтересованности и успехов.
Составитель: учитель-логопед Заваленкова Н.П.
г. Иркутск
Предварительный просмотр:
СЛОВАРИК:
Слуховое внимание – умение определять на слух звучание и его направление.
Фонема– звук, умение различать каждый звук в слове.
Фонематический слух – способность различать и узнавать фонемы в словах (д, о, м), понимать
смысл слов.
Фонематическое восприятие – умственные действия по различению фонем и установление звуковой структуры слова: кит –
к` - мяг., согл. звук,
и – глас. звук,
т – твёр., согл. звук;
первый звук – к`, второй – и, третий – т.
Дети 5-7 лет могут:
1. Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).
2. Делить слова по слогам.
3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец).
4. Придумывать слова на заданный звук, слог.
5. Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).
6.Анализировать звуковой состав слова.
7. Давать характеристику звуков:
– гласный звук, обозначаем красной фишкой;
– твёрдый звук, согласный, обозначаем синей фишкой;
– мягкий звук, согласный, обозначаем зелёной фишкой.
8.Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол. В предложении 4 слова.
Первое слово – карандаш;
Второе слово – упал;
Третье слово – под (короткое слово);
Четвёртое слово – стол.
9. Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение».
Что даёт в развитии фонематического слуха и восприятия у ребёнка дошкольного возраста:
* Помогает ребёнка подготовительной к школе группе подготовит «базу» к непосредственно –образовательной деятельности «Подготовка детей к обучению грамоте».
* Воспитывается особая чуткость к звучанию слова и в школе дети будут практически избавлены от наиболее распространённых ошибок первоклассников:
– Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик»,
«удюг» вместо «утюг»).
– Замены мягких согласных соответствующими твёрдыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
– Замена свистящих звуков [С],[З],[Ц] шипящими [Ш],[Ж],[Щ],[Ч] («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля»).
– Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных [Р],[Р`],[Л],[Л`],[Й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка»).
* Недостаточно сформирована грамматическая сторона речи (неправильное написание суффиксов, приставок, слитное написание падежных инструкций, словообразование).
* Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному чтения целыми словами.
Игры на развитие фонематического слуха
и восприятия
Цель: Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например, звук [Р]:
л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.
Игра «Назови картинки».
Цель: Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке.
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки (можно игрушки): мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.
Игра «Придумай слово».
Цель: Учить подбирать слова на заданный звук, слог.
Придумай слово, имя мальчика (девочки) и т.д. на заданный звук [С], слог МА и т.д.
Игра «Назови первый звук в слове».
Цель: Учить выделять первый звук в слове.
Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот – [К], иголка – [И].
Игра «Назови последний звук в слове».
Цель: Учить выделять последний звук в слове.
Назови предметы, изображённые на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [М], слон – [н].
Игра «Прохлопай слово».
Цель: Учить делить слова на слоги.
Прохлопай слово и назови количество слогов в слове
(можно потом с усложнением – назови каждый слог в слове). Например,: собака – 3 слога.
Правило: сколько гласных звуков столько и слогов.
Игра «Найди пару».
Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
Ребёнку предлагаются парные картинки: коза – коса, мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска – мишка, люк – лук, галка – галька и т.д. Раздаются картинки, по очереди называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовёт пару той или иной картинке.
Игра «Найди слово».
Цель: Научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
Взрослый предлагается прослушать стихотворение, (либо короткий рассказ), где есть слова со звуком [С]. Ребёнку нужно назвать слова со звуком [С].
Игра «Разложить картинки».
Цель: Учить дифференцировать звуки в словах.
Ребёнку предлагается разложить картинки (игрушки) на звуки [С] – [Ш], [З] – [З`].
Игра «Добавлялки».
Цель: Учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.
Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш]…уба (шуба), …апка (шапка), …ар (шар) и т. д.
Игра «Определи место звука в слове».
Цель: Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Определить, где «живёт» заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце слова. Например: звук [Ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).
Игра «Кому подойдёт квартира?».
Цель: Научить определять количество звуков в слове.
У детей – картинки различных животных. Взрослый показывает домик
Детям нужно подобрать к этой схеме слово (животное), затем – назвать каждый звук отдельно.
Игра «Цепочка слов».
Цель: Учить выделять в словах первый и последний звук в словах.
Взрослый называет слово, ребёнок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. Например,: сыр – рыба – арбуз – зонт и т.д.
Игра «Отгадай слово».
Цель: Учить составлять слова по первым звукам предметов, изображённых на картинках.
Угадайте по первым звукам, изображённых на картинках предметов слово. Например, лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).
Игра «Назови слово».
Цель: Учить называть слова с определённым количеством слогов.
Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым), с 2 слогами (мама, каша), с 3 (молоко, булочка).
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 95
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
СО ЗВУКАМИ
И СЛОВАМИ
Составитель:
учитель-логопед Заваленкова Н.П.
г. Иркутск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры со звуками и словами для старших дошкольников
В предлагаемом материале представлены игры со звуками и словами для обучения грамоте старших дошкольников....
Готовый дидактический материал для игры "Сколько звуков в слове?"
Представляю готовый дидактический материал для игры "Сколько звуков в слове?". Идею данной игры я увидела на просторах интернета (если автор откликнется, буду рада озвучить). Я переработала ...
Играем со звуками и словами.
Воспитатели, играя с детьми в эти игры, помогут им закрепить звуковой анализ слова, выделять звук в слове, составлять из звуков слова....
Дидактическая игра "Играем со звуками в словах"
Ориентировка на звуковую сторону слова способствует воспитанию граммотической правильности речи, освоению многообразия средств языка....
игры со звуками и словами
Подборка дидактических игр обучению грамоте...
интерактивная игра "Сколько звуков в слове"
Раз, два, три, четыре, пять!Ах, как весело играть!на картинки посмотри,количество звуков назови....
Дидактическая игра «Найди звук в слове»
Дидактическая игра «Найди звук в слове» для детей старшего дошкольного возраста Игра предназначена для детей от 5 лет, играт...