Помогите малышу заговорить
статья по логопедии (младшая группа)

Светлана Николаевна Дементьева

     Речь – это важнейшая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, саморазвитию, к формированию личности, своего внутреннего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ)

№28 «Калинка»

Помогите малышу заговорить

Учитель-логопед: Дементьева Светлана Николаевна

Город Сургут

Помогите малышу заговорить

     Речь – это важнейшая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, саморазвитию, к формированию личности, своего внутреннего мира.

     Диалог, творчество, познание, саморазвитие – фундаментальные составляющие в проблеме речевого развития ребенка. Речь выполняет разнообразные функции в жизни ребенка. Первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком: его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог.

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша. Это время, когда ребенок делает первые шаги, произносит первые слова. Это время, когда за сравнительно небольшой срок ребенок учится говорить на родном языке, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.      

      Причин возникновения проблем в развитии детской речи современной науке известно достаточно много, но для родителей прежде всего важно знать, что свой путь в преодолении этих проблем любой ребенок может пройти только вместе с ними. Даже самый квалифицированный логопед или психолог не наблюдает ребенка так же долго, как члены семьи, а значит, и максимальное влияние на ребенка оказывает именно его близкое окружение — мама, папа, бабушка, дедушка, старшие братья и сестры.

Что такое начальный детский лексикон?

 После произнесения нескольких первых слов в возрасте около 1 года дети «наращивают» свой активный словарь очень медленно. Существует период, обычно он длится примерно 6 месяцев после произнесения ребенком первых слов, когда малыш медленно осваивает произношение незначительного числа самых важных для него слов. Эти слова имеют чрезвычайно широкое лексическое значение, так что смысл детского высказывания становится понятным взрослому человеку только из ситуации, в которой происходит общение с ребенком.

К 1,5 года многие дети говорят уже около 30—50 подобных слов, произнося их сравнительно разборчиво и употребляя как спонтанно, по собственной инициативе, так и в ответ на вопрос взрослого. Некоторые первые слова совсем не похожи на их «взрослые» аналоги, но мама хорошо понимает своего малыша («ки» — это любимая игрушечная киска, «атя»  конфета/и т. д.). 
      Маленькие дети сравнительно легко осваивают несложные произвольные артикуляции: могут по показу взрослого вытянуть губы трубочкой, растянуть их в улыбку, поболтать языком из стороны в сторону. Это способствует дальнейшей активизации их артикуляционных возможностей, помогает детям повторить нужное слово вслед за взрослым, усвоить по подражанию новые слова и даже короткие фразы (дай пить, идем гулять, еще каши).
      Слова, которых после 1,5 лет становится в активном словаре все больше, приобретают более конкретные лексические значения, их можно соотнести с соответствующими морфологическими разрядами (зая — существительное, пить — глагол, тотам? (кто там?) — вопросительное слово с указательным местоимением).
      Во втором полугодии второго года жизни ребенок постепенно «переводит» свой пассивный запас в активный, начинает говорить многие из слов, которые раньше только понимал, но не умел произносить самостоятельно. Ближе к двум годам (примерно в возрасте около 1 г. 8 мес. — 1 г. 10 мес.) этот поступательный процесс приобретает такой стремительный характер, что исследователи детской речи назвали данный период в развитии ребенка «лексическим взрывом».
      Активно повторяя за взрослым, малыш с энтузиазмом «учит» все новые и новые слова, иногда воспроизводя уже целые высказывания (идем гулять, Ваня пачет (плачет). И наконец, примерно к 2 годам в речи ребенка появляются первые фразы, сконструированные самостоятельно из нескольких слов. Эти первые высказывания еще очень далеки от совершенства, в них преобладают наиболее хорошо усвоенные ребенком «лепетные» глаголы (бух, прыг, кап-кап) в сочетании с номинациями (мама, дядя, имя ребенка). Однако их появление знаменует собой важнейший шаг, сделанный в коммуникативном развитии ребенка. Малыш теперь сам стремится «развернуть» свое высказывание, чтобы донести информацию до своего собеседника в более понятной и, что самое важное, речевой форме.

Как развивать речь ребенка раннего возраста, если у него отмечаются проблемы в накоплении активного словаря?

Достаточно часто молодые мамы, не замечая того, используют в общении с ребенком в большей степени экспрессивно-мимические средства (жесты, взгляды и т. п.), нежели собственно речь. Однако наиболее адекватным для успешного развития речи ребенка будет употребление простых слов, относящихся к конкретным предметам и реальным, происходящим в настоящий момент действиям.
      Речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время обращения к ребенку он мог видеть как движения губ, так и тот предмет, который называете.
      Внимание малыша еще очень рассеянно, поэтому просто механическим повторением не добиться нужного результата. Чтобы малыш не потерял интерес к предлагаемому занятию, надо подобрать такие предметы, которые привлекут его внимание своей яркостью, необычностью формы, текстуры и т. п.
      Дайте ребенку в руки этот предмет, покажите, какое действие можно с ним произвести, спрячьте его на глазах у малыша (под подушкой или платком) и попросите найти. Поощряйте любой вариант произнесения нового слова, доступный для вашего ребенка.

Когда ребенок становится старше и начинает интересоваться изображениями, можно с большой пользой проводить беседы по картинкам. На первых порах можно ограничиться тем, что ребенка просят показать тот или иной предмет на картинке, например: где кошка? Где у нее глаза, усы, уши, хвост? Где колеса? В приведенных примерах обе картинки (кошка, машина) эмоционально приняты ребенку, что составляет важное условие его заинтересованности. При помощи речи удается расчленить окружающий мир в сознании ребенка на отдельные категории (действия, качества, количества). Это приводит к активизации мышления и наблюдательности ребенка. Чем полнее и отчетливее он видит, осязает, воспринимает предмет и его свойства, тем скорее он запоминает его название.

К двум годам словарный запас ребенка уже составляет 200-400 слов, к концу третьего года - 800-1300 слов. Ребенок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы "почему?" и "как?".

 Развитие речи детей происходит дифференцированно по времени, так как здесь многое зависит от условия речевого общения в определенной семье и от условий, в которых он живет. Кроме того, играют роль врожденные или наследственные факторы, такие, как тип нервной системы, динамичность нервных процессов или незначительные отклонения в сфере чувственного восприятия. Но и приобретенные факторы (речевые навыки, наблюдательность и т.д.) имеют большое значение. Все эти факторы, как врожденные, так и приобретенные, взаимно влияют друг на друга, и их действенность во многом зависит от того, насколько благоприятными для развития ребенка будут условия в семье и в детском дошкольном учреждении. Некоторые дети очень рано начинают строить многосложные предложения, другие в два года имеют обширный пассивный словарный запас, однако сами едва произносят слова.

На третьем году существенно изменяется воспитательное значение речи. Несмотря на то что при обучении ведущую роль продолжает занимать показ, использование речи как средства обучения и воспитания в этом возрасте значительно возрастает. 
Но и на этом возрастном этапе, хотя и отмечаются большие достижения в развитии речи, дети еще не овладели достаточно хорошо грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной. Правильное произношение звуков не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся еще смягченно: "зяйка" (зайка), "пизяма" (пижама). Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно ("лиса"), в другом - неправильно: "повзет" (ползет). Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие: "балабан" (барабан), "Зеня" (Женя).

В решении данной проблемы хорошим помощником может стать музыка. Музыкальные игры, пение и движения под музыку занимают особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. А именно на положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно. В настоящее время особенно актуальной является проблема музыкального и речевого развития детей раннего возраста.

Между музыкальным воспитанием малыша и его речевым развитием существует много общего в плане решения единых целей и задач.

  Музыкальное искусство воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи. Музыкальная интонация, как и речевая, выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего.

  В речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания. Это состояние тонового напряжения объединяет музыкальную и речевую интонацию.

 Музыка и речь имеют общие выразительные возможности: интонационная окраска в речи и музыке передается с помощью одинаковых средств высоты, тембра, силы голоса и звука, темпа протекания, определенного ритма, использования акцентов, пауз движения. Всё это говорит о тесной взаимосвязи музыкальной работы с речевой и является обоснованием необходимости и возможности комплексного подхода к проблемам музыкального и речевого развития малыша.

В детском саду, кроме обычных занятий с детьми раннего возраста, мы проводим объединенные интегрированные музыкально речевые занятия. На таких занятиях происходит наиболее интенсивное развитие личности ребенка, всех его сторон в комплексе, и очень большое значение придается музыке – как связующему интегрирующему звену между различными сторонами воспитания и развития детей.

Основное внимание на музыкально-речевых занятиях уделяется: слухового восприятия, т.к. развитие речи и подражание звукам возможно только при достаточно развитом слуховом восприятии. Слуховое восприятие стимулирует деятельность артикулярного аппарата, а произношение звуков благоприятствует развитию речевого слуха. Своевременное развитие слуха — важнейшая предпосылка развития речи.

В процессе работы по воспитанию звуковой культуры речи на музыкально-речевых занятиях решается ряд задач, направленных на развитие

  речевого дыхания,

 правильного звукопроизношения,

 слухового внимания,

  голосового аппарата (умения регулировать громкость пропевания слов и фраз),

 навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.) и др.

На занятиях с детьми раннего возраста широко используется метод фонетической ритмики (фоноритмики).

Фоноритмика (от греч. Phone - звук, голос, слово и rythmos – мерное течение) – система становления, развития восприятия и воспроизведения музыкальных и речевых звуков, правильного звукопроизношения в словах и фразах с использованием различных видов музыкальных ритмических движений у детей раннего возраста.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков) под музыку.

Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

  • соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
  • способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
  • развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ними слитностью речи;
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданной темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

В музыкально-речевые занятия включаю:

 музыкально-двигательные упражнения, в игровой форме развивающие чувство ритма, музыкальный слух, память и речь. («Тихо, куколка», «Солнышко» «Музыканты», «Мячик» и др.);

  подвижные музыкальные игры, которые всегда вызывают большой интерес у детей и являются оптимальным средством для общего, физического и психологического развития ребёнка. Подвижные игры подразделяются на: игры-приветствия, игры- прощания, игры на подражательные движения, игры для общения, игры-хороводы, игры для расслабления. («Начнём урок», «Все ребята собрались», «Носик, где ты?» и др.)

  пальчиковые игры под музыку, которые радуют малышей и, вместе с тем, развивают речь и мелкую моторику. Благодаря этим играм ребёнок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него формируется концентрация внимания и выдержка. Пальчиковые игры, предполагающие тактильное взаимодействие, формируют и укрепляют тёплые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. («Червячок», «Левая и правая», «Обезьянки» и др.

Будьте терпеливы и внимательны к своим детям, и у вас все получится!

        

Литература

1. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. «Ступени общения: от года до семи лет».

2. О.Е.Громова «Путь к первым словам и фразам», М., просвещение, 2008г.

3. Кольцова М. «Ребенок учится говорить» - М.: Сов. Россия, 1979.

             Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://www.vospitateli.ru/rech3.php 

2. http://brusnichka19.ru/upload/file/202.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Помогите малышу заговорить!"

Помощь педагогам в развитии речи детей раннего возраста, учитывая его особенности....

Помогаем малышу заговорить

Молодую маму часто беспокоит вопрос - а вовремя ли мой ребенок сядет, в положенный ли срок начнет ходить, заговорит ли до года… Хочу сразу сказать - для деток не существует никаких норм и прави...

Помогите малышу заговорить

Помогите малышу заговорить (советы для родителей)...

Помогите малышу заговорить.

Речь детей под направлением взрослого быстро совершенствуется. С её развитием точнее  и осмысленнее  становится и восприятие ребёнком предметов и явлений. Что же могут сделать родители для у...

Консультация для родителей(законных представителей):"Помогите малышу заговорить"

Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре....

Консультация логопеда для родителей "Помогите малышу заговорить!"

Вниманию родителей предлагается несколько советов, чтобы "разговорить" ребенка....

Консультация "Помогите малышу заговорить"

Речь детей под направлением взрослого быстро совершенствуется. С её развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребёнком предметов и явлений.Малыши начинают делать первые самостоятельные выво...