Мастер-класс для родителей Тема: «Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях. Учимся, играя».
консультация по логопедии (старшая группа)

Совместная работа педагогов ДОУ и родителей – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно переоценить. Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организованно педагогическое просвещение родителей. Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности. Преодоление сложной речевой патологии требует продолжительного времени, особой тщательности и интенсивности логопедической работы в течение всего учебного года, тесного взаимодействия, взаимопомощи между учителем-логопедом и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley_avtomatizatsiya_zvukov.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях. Учимся. играя»

Цель: Ознакомление родителей с различными играми на развитие правильного звукопроизношения.

Задачи:

1. Активизировать знания родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки;

2. Обучить игровым приёмам автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях и в речи;

3. Расширить степень включённости родителей в реализацию коррекционной программы.

Участники: учитель-логопед, родители.

План мастер-класса

I. Вступительная часть.

II. Теоретическая часть.

III. Практическая часть.

IV. Заключительная часть. Рефлексия.

Предварительная работа: подбор материала по данной теме; составление презентации, подготовка помещения, изготовление памяток для родителей.

Оборудование:презентация, мяч, бейджики, цветные фломастеры, круги с картинками, кубики, чистые листы бумаги, листы со стихотворениями на разные группы звуков, 30 смайликов из бумаги, ручки, памятки для родителей «Правила красивой речи», видеопроектор, музыкальный центр, дипломы для награждения родителей.

Ход мастер-класса

I Вступительная часть

Родители входят в зал, садятся по местам. Логопед здоровается с родителями, раздает им бейджики и сообщает, что сегодня они будут не только слушателями, но и полноценными участниками встречи. Логопед предлагает родителям познакомиться и узнать, что они ждут от встречи. Для этого он просит родителей написать имя на бейджике и прикрепить его на грудь. Затем логопед по очереди бросает мяч родителям. Каждый называет свое имя и говорит, что ожидает от мероприятия.

II Теоретическая часть

Логопед. Многие из вас переживают, что ребёнок неправильно произносит какие-то звуки. И это оправданно. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество логопеда, ребенка и его родителей.

Для дошкольника родители – непререкаемый авторитет. Поэтому так важно ваше участие в коррекционной работе. Работа по исправлению звукопроизношения включает три основных этапа: подготовительные упражнения, постановка звука, закрепление (автоматизация) звука. Подготовительные упражнения направлены на развитие правильного восприятия звука на слух, на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на выработку сильной воздушной струи. Чем лучше проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки.

Конечно, со всеми детьми есть положительная динамика, но всех объединяет одна проблема: поставленные звуки очень долго автоматизируются в речи. Т.е. изолированно звук ребенок уже может произносить, а в свободной речи звук не употребляет, или употребляет только по напоминанию родителей или логопеда; не все могут научиться слышать свою речь, правильно ее воспринимать. Период автоматизации звука является наиболее важным в коррекции звукопроизношения и случается, так, что этап автоматизации поставленных звуков растягивается на месяцы, а то и годы. Как вы думаете –в чем кроется причина таких проблем?

Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно при продолжительном и многократном повторении.

Постепенно повышать темп речевых упражнений. От неторопливого утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, а затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, скороговорок.

Этапу автоматизации в работе отводится достаточно продолжительное время. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Сегодня вы сможете на практике поупражняться в проведении игр на автоматизацию звуков.

Практическая часть:

Игра «Дорожка», в которой ребенку предлагается, произнося звук, слог, слово, выложить дорожку из крупы. Родителям можно предложить проиграть и выложить дорожку, например, из гороха и макарон.

При проигрывании можно задать вопрос: Чем же еще можно заменить крупу? Да любыми другими мелкими предметами, имеющимися в доме: пуговицами, бусинами, шашками и т. д. Помимо автоматизации звука мы развиваем и мелкую моторику рук.

Игры с пальчиками

Цель: автоматизация звука в слогах

1. Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.

2. Загибать поочередно пальцы и произносить слоги:

указательный – ла, средний – ло, безымянный – лы, мизинец – лу.

3. Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.

4. Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.

5. Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

Автоматизация звука в слогах :

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог.

Игра «Магазин», для нее вам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Вам нужно выбрать те предметы и игрушки, в названии которых есть звук, который автоматизируете, и несколько предметов на другие звуки.

Цель игры: выделение слов с заданным звуком.

Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы, в названии которых есть звук.

Игра «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.

Цель игры: назвать как можно больше слов на заданный звук.

Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».

«Кнопочки»

Цель: автоматизация звука в слогах

Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, цветок ). Сколько кнопочек - столько повторов.

«Добавь слог» (игра с мячом)

Цель: автоматизация звука в слогах

Например, на звук Л:

Сто – лы, аку – лы, ска – лы, вокза – лы, уко – лы, бока – лы, пи – лы, ви – лы, ена – лы, шко – лы, ску –лы.

«Раз - шажок, два – другой»

Цель: автоматизация звука в слогах

Ребёнок стоит, руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов.

Или прошагать и посчитать количество слогов в заданном слове.

Автоматизация звука в словах

«Запомни и повтори»

Цель: автоматизация звука в словах

Воспитатель проговаривает слова по порядку, по 2,3,4 слова. Ребенок (или небольшая подгруппа детей, имеющих схожие нарушения) должен запомнить последовательность и повторить эти слова (обязательно правильно). Можно поощрять, например, фишками. Если игра проводится с несколькими детьми, то дети повторяют слова по очереди.

«Запретное слово»

Цель: автоматизация звука в словах

Слушаем внимательно и повторяем за мной четко, правильно, красиво все слова, кроме слова, например «ЛОПАТА», это слово повторять нельзя!

Слова: лошадка, стол, ЛОПАТА, слон, иголка, Лопата, Лопата, молоко, луна, лось, футбол, Лопата.

Речевой материал берется в тетради на звук, который автоматизируется.

« Найди слово» (по картинкам (любым) найти слова с нужным звуком)

Цель: автоматизация звука в словах

Детям предлагаются картинки. Ребенок должен найти и назвать слова на нужный звук.

«Большой – маленький» (игра с мячом)

Цель: автоматизация звука в словах, совершенствование грамматического строя речи

Например: лопата – лопаточка, лампа – лампочка, лапа – лапочка, лужа – лужица, платье – платьице, лодка – лодочка , лук – лучок, флаг – флажок, стол – столик, стул – стульчик.

«Великан-гномик»

Цель: автоматизация звука в словах, совершенствование грамматического строя речи (упражнение в словообразовании

Предлагаются слова на прорабатываемый звук. Одновременно проводится работа над совершенствованием грамматического строя речи (словообразование)

Например, слова на звук Р:

У великана рыбище, а у гномика рыбешка;

У великана картинище, а у гномика картинка;

У великана кружище, а у гномика кружечка. И т.д.

«Наоборот»

Цель: автоматизация звука в словах, развитие лексики

( подбор антонимов, с мячом). В этих словах присутствуют и соноры, и свистящие, и шипящие звуки.

Много – мало, трусливый – смелый, добрый - , грустный – веселый, пустой – полный, темный – светлый, легкий – тяжелый, сладкий – кислый,

горячий – холодный.

«Игры – ходилки»

Цель: автоматизация звука в словах.

Потребуется любое игровое поле , кубик и фишки. Играть могут несколько детей или родители вместе с детьми. Называются слова по выпавшему количеству точек на кубике. Можно использовать предметные картинки на звук или же просто повторять слова за взрослым. Если слова произнесены неправильно, игрок должен вернуться на один или несколько ходов назад. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.

«Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком, например, «Р». Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова со звуком «Р». Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел. Данную игру можно усложнить таким образом:

- называете не только слова со звуком «Р», но и без него, ребенок на слух должен выделить только слова с заданным звуком;

Игра «Чего не стало?»

Цель: автоматизация звука в словах, развитие грамматического строя речи (употребление слов в родительном падеже)

Карточки с картинками на звук. Называются все картинки, ребенок закрывает глаза, одна картинка убирается. Не стало чего?

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1- 4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

Автоматизация звука во фразовой речи

«Куда я встал(а)»

Цель: автоматизация звука в предложениях, совершенствование грамматического строя речи.

Игра проводится на игровом поле любой «Ходилки»

Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала фразу «Я встаЛ(а)»:

Например, Я встаЛ(а) на сЛона .
Я вста
Л(а) на игоЛку .
Я вста
Л(а) на акуЛу и т.д. Или: Я встал на цифру 5….

«Составь предложение»

Цель: автоматизация звука в предложениях.

Игра проводится на игровом поле любой ходилки, только повторяются не просто слова, а составляется с ними предложение. Правила те же.

«Живое-неживое»

Цель: автоматизация звука в предложениях, совершенствование грамматического строя речи.

Потребуются предметные карточки-картинки на звук

а) Назови все предметы, добавляя живой – неживой: сЛон - живой, игоЛка неживая и т.д.

б) Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у сЛона –игоЛка, у акуЛы – футбоЛка и т.д. (картинки подобрать парами: живой предмет – неживой предмет).

«Найди картинку!» (работа по ориентации на листе бумаги.)

Цель: автоматизация звука в предложениях, совершенствование грамматического строя речи.

Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между, над ...., под... и т.д. (задание может быть любой сложности).

« Рассыпанные слова»

Цель: автоматизация звука в предложениях, совершенствование грамматического строя речи.

Из данных слов построить правильное предложение.

По аналогии с игрой «Живые звуки», можно поиграть в « Живые слова».

Мила, лодка, на , каталась.

Футбол, Михаил, в , играл.

Столе, на, стоит, лампа.

Лужа, дождь, после появилась. Предложения можно составлять на любой прорабатываемый звук.

«Собери рассказ»

Цель: автоматизация звука в предложениях, совершенствование грамматического строя речи.

На сюжетной картине найти и назвать слова с автоматизируемым звуком, составить с каждым короткое предложение.

III Практическая часть

Родителям предлагается ощутить себя на месте детей и выполнить игровые упражнения по закреплению шипящих звуков на разных этапах.

1. Автоматизация изолированного звука. Родителям предлагается нарисовать лабиринт и пройти его, произнося звук ш или ж. Желающие демонстрируют упражнение.

2. Автоматизация звука в слогах. 5-10 родителей выходят в центр зала. Под музыкальное сопровождение участники должны будут ритмично повторять автоматизируемый слог и выполнять движение, заданное ведущим (каждый участник по очереди становится ведущим).

#1040;втоматизация звука в словах:

- Игра «Придумай слово» Проводится с мячом. Участники передают друг другу мяч разными способами, при этом называют слова на заданный звук (слова не должны повторяться)

4. Автоматизация звука в предложении.

Игра: «Придумай предложение» Родителям предлагается придумать и записать на листочке предложение из 3-4 слов, в котором все слова содержали бы звук «ш»).

#1040;втоматизация в стихотворениях.

Упражнение «Конкурс чтецов».

Каждому родителю предлагается выбрать из списка стихотворений одно стихотворение, в котором часто встречается звук ш или ж(Приложение 1).

Родители выделяют маркером стихотворение, по желанию зачитывают, голосом выделяя автоматизируемый звук.

IV Заключительная часть.

Рефлексия «Смайлики».

Логопед просит родителей взять смайлики и на обратной стороне написать пожелание, просьбу или замечание. (Приложение 2) Проводится награждение активных участников семинара дипломами за активное участие и творческий подход(Приложение 3).

Логопед раздает памятки родителям «Правила красивой речи» (Приложение 4).

Литература

#1043;лебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007.

2. Жантимирова Д.К. «Мастер-класс для родителей «Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста», ж. «Дошкольная педагогика»,№2, 2016 г.

3. «Логопедия» под ред. Л.С. Волковой, М., «Просвещение», 1989 г.

4. Максаков, А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок», М., Мозаика - Синтез, 2006.

5. Ушакова О.С. «Теория и практика развития речи дошкольника», М.: Сфера, 2010.

6. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», М., Просвещение, 1980

Интернет-ресурсы

#1052;немотаблицы%20Расскажи-ка&lr=54&source=related-duck

3.

Таких игр существует очень много. Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий! Спасибо за внимание! (Раздаю памятки родителям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях"

Консультация посвещена теме "Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях".Данный материал направлен на:- привлечение родителей к совместной работе в коррекции речи детей;- оказание...

Консультация для родителей Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях

Консультация для родителей Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

Посещая регулярно занятия логопеда, родителям необходимо уделять время выполнению домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. Эти занятия должны длиться по 5-15 минут в день....

Советы логопеда по автоматизации поставленных звуков в домашних условиях

Уважаемые родители, хочется обратить ваше внимание на то, что закрепление поставленных звуков в речи ребёнка - очень важный и необходимый этап в коррекции звукопроизношения.Логопед показывает, учит ва...

Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях....

Ошибки с которыми сталкиваются родители при автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Ошибки родителей которые мешают успешной автоматизации поставленных звуков у детей ...