Нетрадиционные методы проведения артикуляционной гимнастики
статья по логопедии

Анашкина Татьяна Геннадьевна

Материал освещает вопрос проведения привычной артикуляционной гимнастики нетрадиционными способами. Материал полезен учителям-логопедам и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методики проведения

артикуляционной гимнастики в доу.

Подготовила: Анашкина Т.Г.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.

Артикуляционная гимнастика - неотъемлемый компонент логопедических занятий, подготавливающий речевой аппарат ребенка к дальнейшей работе. Однообразное выполнение артикуляционной гимнастики снижает интерес к самому процессу, снижается его качество. Применение артикуляционной гимнастики также целесообразно и на занятиях по речевому развитию, ведь в последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей, поэтому данная работа адресована и логопедам, ежедневно использующих этот вид работы с детьми, и воспитателям для более продуктивной работы детей на занятиях.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

*                   Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.

*                   Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

*                   Педагог рассказывает о  предстоящем  упражнении,  используя игровые приемы.

*                   Показывает выполнение упражнения.

*                   Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Чтобы работа была интересной и продуктивной предлагаю рассмотреть разные нетрадиционные варианты проведения артикуляционной гимнастики:

  • Логосказки
  • Фонетическая ритмика
  • Лэпбук
  • Биоэнергопластика
  • Театр пальчиков и Язычка
  • Выполнение артикуляционных упражнений с  применением  «помогалочек» (сушки, палочки, ложки)
  • Применение логопедических кубиков
  • Применение сопровождающих картинок с заданиями («Логогусеница», карточки с артикуляционными упражнениями).

Логосказки – это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач. Пример: «Жил-был Язычок. Проснулся он утром. Выглянул в окошко…» и т.д.

Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Звук «А».

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

 Лепбук, который включает комплекс артикуляционных упражнений, дополненный картинками и иллюстрациями

Биоэнергопластика 

Включает в себя три базовых понятия:

био — человек как биологический объект;

энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

«Птенчики»- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх

  Театр пальчиков и Язычка

Знакомая нам пальчиковая гимнастика в сочетании с упражнениями для органов речевого аппарата

«Капуста»

Текст  произносит

взрослый

 

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Мы капусту рубим, рубим,

Описание: C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\377.jpg

 

Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу

Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д»

Мы капусту трём, трём,

Трём кулаки друг о друга

Щёлкать язычком «Лошадки»

Мы капусту солим, солим,

Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу

Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык

Мы капусту жмём, жмём

С силой сжимать и разжимать кулачки рук

Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке

А потом мы капусту в рот кладём- Ам!

Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки

Имитируем процесс жевания с закрытым ртом.

 

Применение дополнительных атрибутов (сушки, ложки, трубочки и т.д.)

Развитие подвижности и координации языка при помощи сушки, баранки.

Применение логопедических кубиков

Кубик с изображением задания для выполнения упражнения (ребенок бросает кубик – выполняет задание)

Применение сопровождающих картинок с заданиями

Ребенок берет карточку и выполняет указанное на ней задание. Варианты проведения – Логогусеница, паровозики с заданиями и т.д.

Список использованной литературы

  1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина
  2. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. Раздаточный материал для работы с детьми 5 – 7 лет: приложение к книге «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы» / Ю.В.Иванова. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 64 с.
  3. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е.Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
  4. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
  5. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. –  М.: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.

В предлагаемом материале рассмотрены основные подходы к проведению артикуляторной гимнастики, её значение для формирования правильных артикуляторных укладов звуков. Описаны упражнения биоэнергопластик...

Буклет для педагогов ДОУ на тему "Биоэнергопластика как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики"

Красочный буклет содержит ключевую информацию о применении биоэнергопластики на занятиях по развитию речи: значение термина, преимущества технологии, этапы работы....

Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика &nda...

Биоэнергопластика - нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к системе дошкольного образования. На современном этапе совершен переход на новый уровень образования. С появлением нового феде...

Нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики -биоэнергопластика.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикул...

Игровые методы проведения артикуляционной гимнастики с детьми с использованием конструктора ТИКО

Игра с логопедическим кубикомЦель игры: создание предпосылок для правильного  произнесения звуков.Игровое правило: «Кубик кидай, упражнение повторяй!» Ребенок выполняет упражнение, вы...