Консультация для родителей "ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА КУХНЕ".
консультация по логопедии
В данный материал помогает сформировать привычку родителей развивать речь ребёнка ежедневно в непринуждённой атмосфере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logpdicheskie_igry_na_kuhne.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические игры на кухне.
Жизнь современного родителя перегружена: перегружена работой, бытовыми обязанностями, зачастую родителям не хватает времени заниматься с детьми. В основном дети заняты просмотром телевизоров, планшетов, иногда играют в игрушки самостоятельно. Реже читают сказки с родителями, а специально организованные игры на развитие речи большая редкость. Что же делать? Как же помочь ребенку развивать речь? Конечно, с ребенком надо разговаривать.
Теперь встает вопрос, когда же это делать?
Каждая мама, придя домой идет на кухню готовить. А что в это время делает ребенок? Идет за мамой. Это время и можно использовать для общения с ребенком, да и различных материалов для игр на кухне более чем достаточно.
Конечно же, многие родители знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами.
Представим ситуацию, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Крупу можно перебирать, просеивать через сито, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так.
Можно искать спрятанные в крупе мелкие игрушки, рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке, делать аппликации крупой на пластилине или клее, проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки, нанизывать макароны на шнурок и т.д.
Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, она будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления прост: стакан муки, стакан соли, пол стакана воды (ее можно подкрасить), можно добавить пару капель подсолнечного масла. Лепите на здоровье!
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
- Наберем в тазик воду, опустим туда кораблик, мячик и т.д. Делаем вдох носом, выдыхаем ртом, не надувая щек.
- В емкость наберем воду и дуем в трубочку, затем можно усложнить задание, и предложить ребенку дуть в кисель, чем гуще кисель, тем сложнее упражнение.
- Остудим чай, дуем на чай. Дома мы можем налить ребенку чай, и попросить его остудить. Также делаем вдох носом, выдыхаем ртом, не надувая щек.
- Задуй свечку. Дома можно зажечь ребенку свечку и просить потушить. Но здесь важно ребенку объяснить, что свечку можно зажигать только с взрослыми.
- «Змейка», отрываем кусочек салфетки, кладем его на кончик языка и дуем.
Сейчас немного хочется рассказать о фонематическом слухе. Часто различные трудности при обучении чтению и письму объясняются плохо развитым фонематическим слухом. А что же такое – фонематический слух и надо ли его развивать?
Все множество звуков, которые нас окружают можно разделить на неречевые и речевые звуки. И с первых дней жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые формируются вместе с образом предмета. Хлопнула дверь – звук связывается с дверью и в следующий раз, услышав такой звук, ребенок воссоздает образ двери и понимает, что это хлопнула дверь. Складывается определенная ассоциация. Услышав, как мурчит кошка, мы ассоциируем этот звук с кошкой и запоминаем эту связь.
Если же мы слышим слово, то оно воспринимается, как одно целое – название предмета, действия, признака. Слово создает определенный образ, который появляется в голове, когда мы слышим это слово.
Когда же надо это слово записать, нам необходимо разложить его на составляющие – буквы. Так вот, чтобы ребенок смог разложить слово на составляющие, его фонематический слух должен быть достаточно развит.
При несформированности, речевого звукоразличения человек воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Кухня – подходящее место и для развития фонематического слуха.
- Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
- Погремите горохом или гречкой в стеклянной банке и т.д. А ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза.
- Насыпаем в баночки крупы, должно быть не менее двух одинаковых баночек. Затем просим ребенка найти одинаково звучащие баночки.
- Повтори. Ребенок сидит на стульчике, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивает его по стакану, можно усложнить попросить ребенка закрыть глаза. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, отхлопав его в ладоши.
- Вместе с ребенком постарше, попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники, морс, суп). Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. Поэтому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
- Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т.д.
- Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:
- Кар-р-р-тофель или капусту?
- Помидор-р-ры или баклажаны?
- Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги: Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа… (предлоги это наверно одно из самых сложных частей речи, детям тяжело в них ориентироваться)
А еще поиграйте так:
- Для следующей игры выберите, пожалуйста, себе один овощ или фрукт. Кто, больше вспомнит слов, подходящих к слову апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли), сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, легкая… Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка, хлебушек…
- «Угощаю». Малыш называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова (например, называйте только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз…).
- «Закрой глаза - открой рот». Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий, вкусный…), а затем он называет, что это было (лимон).
- «Подбери слова». Мама просит малыша назвать: «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель». Можно дать задания сложнее назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.
- «Для чего это нужно?». Спросите у ребенка или объясните и покажите ему, зачем нужен половник, дуршлаг, терка, солонка…
- «Варим варенье», например, из яблок варенье – яблочное, а из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из вишни – вишнёвое и т.д. И наоборот: черничное варенье из чего?
- «Приготовим сок». Из яблок сок…(яблочный), из моркови…(морковный) и т.п. А затем наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсина)…
- «Упрямые слова». Расскажите малышу, что на кухне есть «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, какао. Попросите его придумать с ними предложения и следите, чтобы он не изменял эти слова.
- «Из двух – одно». Поучите малыша составлять из двух слов одно (кофе мелет - кофемолка, мясо рубит – мясорубка, сок выжимает –соковыжималка…).
- «Где что спряталось?». Попросите малыша помочь найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю, половник, табуретку. Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на полке, табуретка – под столом, вилка лежит около ложки и т. д. А что висит на стене? Стоит в холодильнике?
Вот так весело с пользой можно провести время на кухне, да и в любом другом месте. Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Игры на кухне"
Игры с детьми, когда мамы занятв на кухне. Игры направлены на развитие речи детей, развитие мышления, мелкой моторики....
Консультация для родителей "Игры на кухне"
Представлены игры, направленные на обогащение словарного запаса детей, развитие грамматического строя речи, фонематического слуха, внимания, памяти....
Консультация для родителей "Играем на кухне"
Эта консультация поможет вам с пользозой общаться и играть с ребенком во время домашних хлопот на кухне....
Консультация для родителей "Игры на кухне"
Часто возникает вопрос- когда заниматься с ребёнком? Предлагаю некоторые игры, которые можно организовать с ребёнком на кухне, не отрываясь от домашних дел....
Консультация для родителей "Играем на кухне"
Материал будет востребован родителями детей дошкольного возраста.Даны практические рекомендации....
Консультация для родителей "Игры на кухне"
Содержит описание игр, которые можно провести с ребенком не отвлекаясь от домашних дел....
Консультация для родителей "Игры на кухне"
Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предлож...