Семинар «Соучастие родителей в преодолении трудностей речи»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Ларионенко Светлана Васильевна

Представлена консультация для родителей по вопросам речевого развития детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар (консультация) «Соучастие родителей в преодолении трудностей речи»

Аудитория – родители детей с недостатками речевого развития (общее недоразвитие речи).

Цель лекции: формирование позитивного отношения к активному включению в совместную деятельность педагогического состава ДОУ по исправлению речевых нарушений детей.

Задачи:

1. Формирование у родителей положительного отношения к педагогическим знаниям.

2. Создание установки у родителей на возможность исправления речевых дефектов детей.

Поминутный план занятия:

Организационный момент – 5 момент.

          Знакомство, презентация.

Основная часть – 40 минут.

Монологическая лекция – 30 минут.

Ответы на вопросы – 10 минут.

Обобщение. Заключение – 10 минут.

Оборудование: экран, ноутбук, презентация, зеркала, ватные диски, влажные салфетки.

План:

  • Вопрос 1. Сущность родительских позиций в вопросе взаимодействия с логопедом и ДОУ.
  • Вопрос 2. Взаимодействие ДОУ и семьи.
  • Вопрос 3. Детско-родительские логопедические занятия.

Вопрос 1. Ведущая роль в коррекционно-образовательном процессе ДОУ для детей с нарушениями речи принадлежит логопеду. Но речь как средство общения должна непрерывно упражняться и вне образовательного учреждения, то есть в условиях семьи. К сожалению, в родительской среде существуют два противоположных взгляда на речевые затруднения детей. Первый взгляд предполагает, что ребёнок ленится говорить, поэтому его необходимо принуждать к правильному высказыванию, при этом непременно поправлять и акцентировать внимание на допущенных ошибках в речеговорении, причём не всегда тактично. Второй взгляд на речевые трудности состоит в том, что родители полагают, что ребёнку от природы не преодолеть существующих дефектов, поэтому ребёнка необходимо беречь от излишних нагрузок, стараться улавливать желания ребёнка «телепатически» и выполнять их, а также минимизировать словесное общение. В качестве причин, препятствующих занятиям с ребёнком, родители ссылаются на то, что им недостаёт времени, из-за чего они отстраняются либо перекладывают вопрос развития речи на логопеда и ДОУ. Эти взгляды ошибочны в своей односторонности и требуют срединного пути, учитывающего как индивидуальные особенности ребёнка, так и необходимость адекватных нагрузок на артикуляторный аппарат. Вместе с этим существует предрассудок о том, что логопедические приёмы и занятия сложны, весьма специфичны и их может проводить только компетентный специалист.

Вопрос 2. Взаимодействие ДОУ и семьи предполагает участие родителей и организация ими развивающего пространства в домашних условиях. Каждый родитель вполне способен освоить приёмы логопедической работы со своим ребёнком и отслеживать выполнение детьми в индивидуальных тетрадях домашних заданий (рекомендаций). Примерно к 5-6 годам ребёнок овладевает правильным произношением всех звуков речи. Но это происходит не автоматически, ведь артикуляционный аппарат [Вопрос к родителям о том, что входит в артикуляционный аппарат] необходимо тренировать, что можно делать родителям совместно с детьми. Растягивание губ в улыбке, щёлкать языком, надувать и втягивать щёки, выдыхать воздух через закрытые губы перед зеркалом, можно дуть на воду через соломинку, играть в «футбол», задувая кусочек вату в ворота. Для развития речи необходимо развивать слух и способность ребёнка различать различные звуки: кто-то прошёл по коридору, на улице залаяла собака или догадаться по звукам, что мама делает на кухне.

Вопрос 3. Родитель в повседневной жизни вполне способен развивать словарь, грамматику,  фонетику и связность речи своего ребёнка. Для этого родителю достаточно быть «включённым» в окружающий мир. Например, увеличению словаря способствуют просьбы обозначить признаки и качества предмета («Какой?») либо называние действий (глаголы), связанных с движением, состоянием чего-либо («Что делает?», «Что с ним можно делать?»). Родитель со своей стороны, может использовать обобщающие слова и для развития грамматики просить ребёнка использовать слова в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Родитель вполне может просит рассказать ребёнка о том, что он увидел, как прошёл его день, что с ним произошло либо пересказать просмотренный фильм или прослушанную сказку. Родитель может проводить с ребёнком мероприятия по развитию речевого дыхания. Неречевое дыхание осуществляется по схеме «вдох – выдох – пауза», причём вдох равен выдоху по продолжительности. Речевое же дыхание предполагает совершение короткого глубокого вдоха с короткой паузой и последующим длительным выдохом, во время которого осуществляется речеговорение («вдох – пауза – выдох»). Развитию произвольного дыхания способствует игра в «животики»: дети лёжа делают вдох, надувая живот, и выдыхают воздух, максимально втягивая живот либо дифференцирование дыхания посредством рта и носа. Общение с ребёнком значимо для развития речи и прочих психических процессов, ввиду высокой пластичности головного мозга детей в дошкольном возрасте. Именно пластичность мозга и зависимость развития ребёнка от окружающей среды является тем условием, которое позволяет оптимистически относиться к речевым затруднениям детей.

Тема единого консультационного дня

«Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте»

Аудитория – родители детей с недостатками речевого развития.

Цель лекции: формирование научных представлений о развитии речи.

Задачи лекции, реализующие основной замысел:

1. Повысить уверенность в необходимость совместного сотрудничества с логопедом и ДОУ в вопросах развития речи.

2. Выявить запрос родителей, основные проблемы, возникающие в воспитательном процессе.

Поминутный план занятия:

Организационный момент – 5 момент.

Знакомство, презентация.

Основная часть – 40 минут.

Монологическая лекция – 25 минут.

Ответы на вопросы – 15 минут.

Обобщение. Заключение – 10 минут.

План лекции:

  • Вопрос 1. Развитие речи. Общие предпосылки.
  • Вопрос 2. Развитие речи в возрасте от 4 до 5 лет.
  • Вопрос 3. Развитие речи в возрасте от 5 до 6 лет.
  • Вопрос 4. Сущность дислалии.

Вопрос 1. В дошкольном возрасте, который длится с трёх до семи лет, происходит дозревание центральной нервной системы. Ребёнок рождается с подвижными частями черепной коробки, что способствует прижизненному развитию головного мозга. Объём черепной коробки трёхлетнего ребёнка составляет около 80 % объёма черепа взрослого. Но головной мозг «является не столько условием психического развития, сколько результатом организации собственной активности ребёнка под управлением взрослого». В дошкольном возрасте речь ребёнка становится более контекстной, при помощи языковых значений ребёнок описывает действительность. Развитие речи происходит тогда, когда сам ребёнок объясняет, например, в игре правила новому участнику или исполняет роль взрослого, подражая речью и видом общественному взрослому (продавщица, водитель автобуса). Словарный запас увеличивается в общении со взрослыми, которые в «расчленяют» мир на отдельные предметы, признаки, явления.

Вопрос 2. В возрасте четырёх-пяти лет ребёнок при помощи речи стремится передать основные события дня, впечатления от прочитанной сказки. При общении детей их речь ситуативна, в то время как в общении со взрослым она становится внеситуативной. Ребёнок может имитировать голоса животных, интонационно выделять слова того или иного человека, персонажа, рассказ может составлять около 25 слов. Также развиваются произвольные процессы памяти, ребёнок может выучить небольшое стихотворение. У детей проявляется словотворчество, так, маленькой девочке подарили набор игрушечных медицинских инструментов и среди них стетоскоп. Девочка не знала этого слова. Но поскольку каждая вещь должна иметь свое название, надо было назвать как-то и этот предмет. И вдруг девочка просит: «Папа, дай, пожалуйста, лечильник». В этом возрасте дети чаще используют наречия, прилагательные, глаголы, способны давать определения, используя три признака.

Вопрос 3. В возрасте пяти-шести лет развитие речи достигает такого уровня, что не препятствует пониманию сверстников. Ребёнок может объяснить правила игры, развивается связная речь. При этом дети могут правильно воспроизвести свистящие, шипящие, сонорные звуки. К шести годам у ребёнка словарный запас может составлять объём от двух с половиной до шести тысяч слов, что в первую очередь зависит от обогащённой языковой среды, влияющей на продолжающееся формирование головного мозга. Нарушения речи создают условия ограниченности мышления и затруднений в эмоционально-волевой сфере. Необходимо учитывать органические основы речевых расстройств, поэтому необходимо своевременно выявить факт наличия / отсутствия органических поражений мозга либо аномалий строения артикуляционного аппарата.

Вопрос 4. Одним из речевых нарушений является дислалия, которое представляет собой нарушение произношения. Дислалия может вызываться как аномалией строения речевого аппарата, так и особенностями речевого воспитания. До четырёх лет физиологическое косноязычие может наблюдаться у всех детей, но после четырёх лет искажение произнесения звуков «р», «л», шипящих и свистящих считается нарушением. Дислалия может вызываться как нарушениями артикуляционного аппарата, так и быть следствием неправильного речевого воспитания (функциональная дислалия). Лекция завершается выслушиванием запросов от родителей и предложение выполнить в качестве домашнего задания Родительское сочинение (автор – Столин В. В., адаптация – Тащева А. И.) либо Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми Марковской И. М. (вариант для родителей дошкольников и младших школьников).

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2008 (Красногорск (Моск. обл.) : Первый полиграфический комбинат). – 71 с.
  2. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – Москва : Генезис, 2008. – 80 с.
  3. oprosnik-vzaimodejstvie_roditel_rebenok.pdf (ucoz.net)

Приложение

Родительское сочинение «Портрет моего ребенка»

(Автор Столин В.В., адаптация Тащевой А.И.)

 Цель: Изучение характера детско-родительских отношений.

 Родительское сочинение пишется в свободной форме.

 Родителям дается следующая инструкция:

«Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами6 только в этом случае смогкт оказать вам действенную помощь. Объем вашего рассказа о ребенка не ограничивается.».

  Сочинение обрабатывается методом контент-анализа. при этом следует обращать внимание на такие обстоятельства:

  1. Объем сочинения обычно не прывашает 30 предложений, а ценность проекционной продукции возрастает с увеличением объема информации. Если объем сочинения очень мал, значит не ребенок, не его проблемы являются истинным мотивом обращения.
  2. Существенным показателем актуальности проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном пошедшее время, то, скорее всего данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

Порядок анализа информации может быть следующим: о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимоотношений между ними, о социальной ситуации в семье.

Контент-анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям:

Симпатия-антипатия

Близость-отдаленность

Уважение-неуважение

  Индикаторы названных категорий в тексте:

Симпатия:

  • Любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;
  • Употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;
  • Смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.

Антипатия:

  • Негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;
  • Неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, к увлечениям ребенка;
  • Раздражительность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздражительность к мелочам;
  • Негодование, укор;
  • Неодобрение его прически, манеры одевания и пр.

Уважение:

  • Высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к знаниям ребенка;
  • Указание в личности ребенка социально одобряемых черт;
  • Отношение к ребенку как к равному;

Неуважение

  • Отрицание способностей;
  • Отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;
  • Указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, несамостоятельный)
  • Указание на социально неодобряемые черты ребенка.

Близость:

  • Ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш»);
  • Хорошее знание ребенка (развернутое описание личности ребенка);
  • Употребление прямой речи;
  • Оправдание ребенка, сокрытие его недостатков;

Отдаленность:

  • Отстраненность, игнорирование;
  • Взгляд на ребенка с ориентацией на норму;
  • Описание ребенка по отзывам других людей;
  • Противопоставление «он» - «мы»;
  • Формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств;
  • Постоянное неупотребление имени ребенка.

Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами.

 Объем вашего рассказа не ограничивается.

Ф. И. ребенка____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по преодолению трудностей в общении детей дошкольного возраста.

Несколько рекомендаций, с помощью которых можно решить проблемы в общении детей дошкольного возраста....

Методические рекомендации по преодолению трудностей в усвоении устной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации по преодолению трудностей в усвоении устной речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал содержит  актуальность, цели, задачи, методы и приёмы по данной те...

Преодоление трудностей в развитии диалогической речи у детей

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.Диалогическую реч...

Советы родителям по преодолению недостатков речи у детей

Советы родителям по преодолению недостатков речи у детей...

План взаимодействие педагогов и родителей по преодолению трудности в освоении детьми русского языка, который не является для них родным.

План  взаимодействие  педагогов и родителей  по преодолению  трудности в освоении детьми  русского языка, который не является  для них родным....