Признаки ,которые указывают на необходимость занятий с логопедом.
консультация по логопедии

Сарбантович Нина Владимировна

Многим родителям нравится, когда ребенок "сюсюкает" и не понимают, что речь их малыша неправильная....что делать?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Признаки , которые указывают на необходимость занятий  с логопедом.

Чаще всего родители обращаются к логопеду, чтобы ребенку поставили звук «р». За этим заметным дефектом речи они часто не замечают других проблем, которые в будущем способны доставить массу неудобств

1. Не может задуть свечку на торте

Примерно к двум годам малыш уже должен научиться вдыхать через нос, а потом  —  выдыхать через рот. Однако этот, казалось бы, в высшей степени естественный процесс затруднен у каждого второго ребенка, который попадает на прием к логопеду. Причем родители обычно видят это, но не придают значения. 

Нарушение речевого выдоха очень мешает ребенку правильно заговорить, даже если нет каких-либо других отклонений. Это препятствует постановке многих звуков («р», «с», «ш», «л» и других); приводит к «каше во рту»; ребенок «проглатывает» звуки, говорит непонятно, без остановок, знаков препинания. Ему сложно произносить длинные слова и фразы (просто не хватает воздуха). В тяжелых случаях это даже приводит к заиканию. 

Поэтому необходимо помнить, что правильное дыхание — залог красивой, четкой речи. Если вовремя помочь малышу его настроить (а на раннем этапе это обычно несложно), получится избежать огромного количества логопедических проблем в будущем.

2. Избегает твердой пищи

Конечно, дети — те еще привереды, и разобраться, почему именно маленький гурман воротит нос от еды, бывает непросто. Но есть признаки, на которые стоит обращать внимание. Например:

  • ребенок не ест мясо, хлебные корочки, яблоки, морковь и любую пищу, которая требует активного пережевывания; 
  • немного пожевав,  малыш держит пищу за щекой, пока взрослые не сделают замечание. 

Часто это свидетельствует о дизартрии — патологии, которая приводит к невнятной, нечленораздельной речи. Выраженную форму этого нарушения не заметить сложно, а вот  стертую — запросто. При дизартрии ребенку трудно управляться с органами своего артикуляционного аппарата, жевать, полоскать рот. Часто родители, идя на уступки, дают таким детям мягкую пищу, и в итоге еще больше способствуют задержке развития речевого аппарата. 

Стертая форма дизартрии обычно также сопровождается проблемами с мелкой моторикой: ребенку трудно застегивать пуговицы, завязывать шнурки, закатывать рукава. Совокупность вышеперечисленных признаков — серьезный повод обратиться к специалисту как можно скорее. 

3. Постоянно гнусавит

Многие родители привыкли, что ребенок постоянно слегка простужен. Вроде бы ничего страшного, просто немного приболел и потому говорит в нос. Но если этот симптом не проходит больше полутора-двух недель (и уж тем более если малыш «простужен» месяцами), это серьезный повод насторожиться.

Первым делом стоит сходить к лору: часто подобные симптомы свидетельствуют о полипах, аденоидах или какой-либо инфекции. Причиной может быть и ринолалия — анатомический дефект речевого аппарата. Но проблема еще и в том, что даже после устранения первопричины гнусавость часто не исчезает. Объяснение банальное: ребенок просто привыкает так говорить. И с каждым днем эта привычка воспроизводится и закрепляется все сильнее. Поэтому с такой проблемой лучше обратиться к логопеду как можно раньше — тогда и коррекция потребует меньше времени.

Родители, которые запишутся на онлайн-занятие до 1 сентября получат бесплатную дополнительную неделю занятий с логопедом.

4. Произносит горловое «р»

По возрастным нормам полноценный звук «р» появляется в речи ребенка к 5-5,5 годам. Если этого не произошло, нужно идти к логопеду и ставить его.

Часто родители пренебрегают этим, видя, что звук появился, хотя ребенок и произносит его не совсем правильно. Горловой «р» — это разновидность картавости; ребенок сильно напрягает корень языка, и у него получается звук наподобие французского грассированного r. Неправильное произношение закрепляют просьбы родителей «порычать»: как раз при таком «рычании» ребенок запоминает ощущение напряжения в основании языка.       

Почему это плохо? Во-первых, картавость мешает различать мягкий и твердый «р» (попросите ребенка с картавостью произнести, к примеру, слова «редиска» и «рыба»).

А, во-вторых, картавость может совершенно неожиданным образом повлиять на жизнь уже взрослого человека. 

5. «Балуется»  

Иногда ребенок вроде бы нормально разговаривает, но при этом держит язык между зубами или уводит его в сторону, когда произносит различные звуки. Родители часто не обращают на это внимание, а на вопрос логопеда по этому поводу отвечают: «Да это он просто балуется».  

Однако это «баловство» чревато очень неприятными последствиями. Язык не встает в правильную артикуляционную позу, и это входит в привычку. В результате возникают проблемы с большим количеством звуков. Впоследствии это приводит к нечеткой речи, неправильному произношению. А в школе навык неправильного произношения отразится и на письме: говорим «б» — пишем «п», говорим «д» — пишем «т» и т. п.Кроме того,  стоит обращать внимание на мелкие однообразные движения глазами или губами, похожие на тики. Они также могут указывать на необходимость коррекции, причем может понадобиться помощь как логопеда, так и невролога или лора. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом

Очень часто родителей интересует, с какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом. Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, многое зависит от индивидуальных особенностей и возможностей реб...

О необходимости использования здоровьесберегающих технологий на занятиях учителя – логопеда в ДОУ

Использование здоровьесберегающих технологий позволяет равномерно во время образовательной деятельности распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, в...

С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом?

На консультации логопед проведёт обследования ребёнка, даст родителям все необходимые рекомендации....

С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом?

С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом?...

С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом?

С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом?Очень часто родителей интересует, с какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом. Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, многое...

Консультация учителя-логопеда для родителей «7 игр, которые помогут выучить буквы» Консультация по логопедии (подготовительная группа)

Как быстрее всего выучить буквы с ребёнком? Актуальный вопрос всех родителей  детей – будущих первоклассников. Существует множество весёлых игр на изучение букв. Предлагаю 7 игр, которые об...