Этапы изучения буквы для детей 6-7 лет.
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа)

Этапы изучения буквы для детей 6-7 лет.

Ребёнок индивидуален, и у каждого ребёнка свой темп обучения. Детям с ТНР по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием ещё труднее запоминать буквы в силу особенностей и незрелости многих психических процессов: недоразвития, нарушения внимания, памяти, зрительного, пространственного и фонематического восприятия, мелкой моторики и графо-моторных функций.

Таким образом, часто встречаются следующие сложности в запоминании графического образа буквы: дети забывают или путают её название, при написании неправильно располагают букву в пространстве.  Для того, чтобы усвоение букв происходило прочнее, необходимо пройти следующие этапы их изучения.

Основное направление - oт звука к букве!

(Необходимо установить ассоциацию между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы).

Следуя онтогенетическому принципу обучения, сначала знакомим детей с целостным образом буквы переходя к её частям, от крупных единиц к мелким, от заглавных букв к строчным.

1. Выделение изучаемого звука из слов:

Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть, в начале слова в ударном слоге, желательно, без стечения согласных.

2. Называние буквы.

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, т. е. буквой.  При этом буква называется, как звук.

  1. Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно - белом варианте.  На начальных этапах знакомства с буквой важно, чтобы ребёнок не отвлекался на цвет.  Позднее, когда буква будет усвоена, для чтения можно использовать буквы разных цветов.

  1. Подбор зрительного образа - ассоциации к букве (вариант детей).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурами, цифрами, животными, людьми н т.п.  Важно, чтобы дети проявляли инициативу, включались в процесс самостоятельного поиска и представления образа буквы.

  1. Сопоставление печатной буквы с графическим образом - ассоциацией (вариант педагога).

Благодаря образу - ассоции с печатным образом буквы, дети легче запоминают её характерные особенности. Ребёнок выделяет первый звук названия и сопоставляет образ- ассоциацию с элементами буквы. Оживляет её, создаётся постоянный образ буквы - А - аист, О - обруч, Н - ноги, Ж - жук. Важно, чтобы гласный и звук, обозначенный данной буквой, находился в сильной позиции.

О - облако, обруч.  У – уши.

  1. Предлагается стихотворное описание графического образа буквы:
  • О как обруч Захочу ~

По дороге покачу!

( В. Степанов).

  • Буква Г на гнутый гвоздь похожа,

И на гусеницу, и гуся тоже!

Буква З ползет, как змейка:

Хвост крючком, дугою шейка!

(Ю. К. Школьник)

  • X - как два батона хлеба,

Нет без хлеба и обеда. (по В. А. Ковишкову).

  • Буква Т - труба на крыше,

Любит забираться выше!

  • Шапку, шкаф, шипы и шланг
  • Буква - III напомнит нам!

(Белова E.А.)

  • Ч - дождевой червяк

           глядит налево!

          Вылез из земли он смело.

(Белова Е.А.)

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Легко заучиваются.

  1. Дети определяют
  • из каких элементов состоит буква;
  • из скольких элементов состоит буква;
  • как расположены эти элементы в пространстве.
  1. Конструирование и реконструирование букв:

из счетных палочек, карандашей, полосок бумаги, верёвочек, шнурков, элементов букв, вырезанных из картона, элементов конструктора.

  1. Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
  • Обведение буквы пальнем по гладкой поверхности;
  • Обведение буквы пальцем в воздухе;
  • Обведение буквы по контуру.
  • Запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке.
  • Письмо буквы на спине, ладони.
  1. Самостоятельное написание буквы.
  2. Автоматизация звукобуквенных связей:
  • Пантомима «Живая буква».
  • Изображение буквы с помощью пальцев.
  • Нахождение буквы по образцу «Найди такую же букву, как я покажу!»
  • Нахождение буквы без опоры на образец: «Найди букву, которую я назову!»
  • Называние, чтение буквы: «Назови букву!»
  • Определение буквы, написанной на спине, ладони: «Отгадай букву!»
  • Нахождение буквы среди других знаков (нот, математических знаков, цифр).
  • Узнавание букв, написанных разными шрифтами.
  • Нахождение буквы в различных сюжетных изображениях;
  • Узнавание букв, изображённых пунктиром;
  • Узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве;
  • Узнавание букв, спрятанных внутри изображенных предметов.
  • Узнавание букв, наложенных друг на друга (7 лет - от 2 до 7- 9).
  • Узнавание букв, написанных в условиях зашумлення.
  • Узнавание недописанных букв.
  • Узнавание правильно н неправильно написанных букв.

Литература:

 

  1. Галкина Г. Г . Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений по обучению грамоте дошкольника № -1-3 М «ГНОМ и Д », 2009.
  2. Ковригина Т.Е., Шеремет Р. Е. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6-7 лет. – Волгоград: Учитель. 2009
  3. Куликовская Т.  Прописи для левшат.  Рабочая тетрадь дошкольника. – М.: Стрекоза. 2016
  4. Шашкина Г. Р.  и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб  Пособие. – М.: «Академия». - 2003.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы изучения, обобщения и внедрения ППО в ДОУ

Этапы изучения, обобщения и внедрения ППО в ДОУ № 106...

Последовательность изучения букв русского алфавита и правила их написания.

На определенном этапе обучения грамоте дети переходят от собственно звукового анализа к звуко–буквенному. При данном переходе необходимо соблюдать определенную последовательность введения каждой новой...

Этапы изучения буквы для детей дошкольного возраста.

Данный методический материал подготовлен для родителей, с целью улучшения правильного написания букв....

АЛГОРИТМИКА – первый этап изучения робототехники в ДОУ

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. В дошкольных учреждениях активно развивается робототехника по ФГОС. Ребенок поэтапно знакомится с техническим ...

Эффективный способ изучения букв русского алфавита для детей старшего дошкольного возраста.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ПАЛЬЧИКОВЫМИ БУКВАМИ.УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ НАХОДИТЬСЯ В ПРЯМОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК....

Этапы проведения занятия по изучению буквы (обучение грамоте).

Этапы проведения занятия  по изучению буквы (обучение грамоте)....

Статья по теме "Метод TPR на раннем этапе изучения английского языка".

Total Physical Response (TPR) — это метод обучения второму языку посредством физической (двигательной) активности....