Конспект родительского собрания
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект родительского собрания: Речевая готовность ребенка к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевая готовность ребенка к школе | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в подготовительной группе
«Подготовка к школе»
Задачи:
• Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.
• Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.
План проведения:
1. Вступительное слово.
2. Самостоятельное определение родителями готовности ребенка к школе «А вам пора в школу».
3. Полезные советы и рекомендации. Памятка «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу» (приложение).
4. Подведение итогов собрания.
Ход мероприятия
Подготовительный этап
∙ Оформление памяток «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу» (приложение).
∙ Презентация «Речевая готовность к школе»
Ход собрания:
Уважаемые родители! Тема нашего родительского собрания «Готовим детей к школе. Что это значит?»
Итак, ваш ребенок на пороге школы! Он с радостью и быть может с затаенной тревогой ждет дня, когда этот порог ему доведется переступить. Этот день подведет черту под всей предыдущей жизнью ребенка и разделит ее на две, пока неравные части: дошкольник и школьник.
Дошкольное детство не вернешь. И нам очень жаль, что приближается день, когда придется расставаться с нашими самыми лучшими воспитанниками! Вашему сыну, вашей дочери предстоит еще пройти сложный путь становления и роста. Не уповайте на то, что впереди еще много времени. Поверьте, когда настанет пора зрелости, вы с тем же удивлением обнаружите, - годы минули быстро!
Уважаемые родители! Предлагаю Вам посмотреть презентацию «Речевая готовность ребенка к школе». Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен. Начало обучения в школе -новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учиться (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться, работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к
школе являются:
∙ Физическое здоровье ребёнка.
∙ Развитый интеллект ребёнка.
∙ Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.
∙ Выносливость и работоспособность.
∙ Умение ребёнка читать и считать.
∙ Аккуратность и дисциплинированность.
∙ Хорошая память и внимание
∙ Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.
Многие родители считают, что, если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребёнка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе различные.
Успех ребёнка в школе зависит от:
- психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные;
- развития процессов: мышления, памяти, внимания;
- развития речи и фонематического слуха.
Давайте обсудим речевую готовность ребенка?!
Наша речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Чем лучше будет развита у ребенка речь перед поступлением в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
- правильное произношение всех звуков;
- умение различать звуки речи на слух;
- владение навыками звукового анализа и синтеза (ребенок должен уметь определять положение звука в слове, делить слово на слоги, собирать слово из звуков);
- словарный запас (у ребенка 6-7 лет должен быть примерно 3,5 -7 тыс. слов);
- сформированность грамматического строя речи (словоизменение- уметь преобразовывать ед.ч. в мн.ч., согласование с числительными, согласование падежных окончаний; словообразование- образование уменьшительно-ласкательных форм, согласование с предлогами, образование прилагательных, префиксальное словообразование);
- связную речь (уметь составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказывать прослушанный текст и т.д.);
- речевую коммуникацию (должен уметь поддержать разговор на определенную тему со сверстниками и взрослыми);
- мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие).
Звукопроизношение и фонематический слух:
- в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена к 5-6 годам. К этому возрасту ребенок должен различать все звуки на слух и в произношении. Он должен четко произносить все звуки в словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими звуками.
Владение навыками звукового анализа и синтеза:
- уметь выделять звук на фоне слова;
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
- называть слова с заданным звуком;
- уметь составлять слова из звуков;
- дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Слоговая структура слова:
- ребенку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, эквилибрист). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас:
- к 7 годам у ребенка должен быть достаточно большой словарный запас от 3500 и более слов. В своей речи должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, синонимы, антонимы, числительные) понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
Сформированность грамматического строя речи:
- ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Психологическая готовность к школе возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка - дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, с взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.
Связная речь:
Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка. Книги, которые читают детям, не всегда соответствуют их возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т.п.) или с опережением.
Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном. Задавайте ему вопросы:
– О ком или о чём произведение?
– Кто понравился и чем?
– Как бы ты поступил на месте героя?
– Продолжи сказку (рассказ).
– Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?
– Нарисуй свой рисунок.
Речевое развитие детей 6-7 летнего возраста предполагает наличие словарного запаса в 3,5-7 тысяч слов, умение правильно произносить звуки, способность к простейшему звуковому анализу слов.
Сегодня в нашем обществе из-за недостаточного внимания, уделяемого в семье игре, она всё меньше и меньше заполняет жизнь ребёнка. На место игры пришёл – телевизор, компьютер. При этом в компьютерной игре не работает ни воображение, ни фантазия ребёнка, а ребенок из активного субъекта превращается в пассивного зрителя. И это приводит к снижению интеллектуального развития и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной активности.
Перед поступлением в школу ваш ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте. Ребёнок должен знать: имя, фамилию, адрес (город, улицу, дом, телефон), имена и отчества родителей, где они работают. Кроме этого ребёнок должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т.д. (Родителям раздаются памятки «Что должен знать и уметь ребенок перед школой» (приложение).
Ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определённые выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: а почему ты так думаешь? Важно, чтобы ребёнок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять.
Для того, чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение.
Но всё же, если ребёнок хочет или уже умеет читать, совершенствовать технику чтения можно с помощью букваря Н.С. Жуковой, в котором даны рекомендации для вас, дорогие родители.
Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать прописные буквы! Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить кисть руки, которой будет писать ребенок, различными упражнениями:
- раскрашивание;
- вырезывание;
- штриховка;
- лепка;
- застёгивание и расстёгивание пуговиц;
- завязывание и развязывание лент;
- перекладывание мелких игрушек;
- закручивание и раскручивание гаек;
- перебирание крупы;
- мозаика.
Я хочу вас познакомить с памяткой «Как преодолеть страх перед школой».
(Зачитать родителям памятку «Как преодолеть страх перед школой».)
#1053;икогда не запугивайте ребёнка школой, даже не вольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки».
#1063;итайте ребёнку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте мультфильмы, кино о школе.
#1060;ормируйте у ребёнка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.
#1053;е возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребёнок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.
#1057;тарайтесь больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним на равных, тем самым, давая понять, что он уже достаточно взрослый.
#1063;аще хвалите своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.
Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком.
Ребята очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Предлагаю вашему вниманию карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:
«Вот пойдёшь в школу, там тебе...» «Ты, наверное, будешь двоечником!...» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!...» (крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)
«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
«Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности т др.)
Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.
Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление. Дошкольник учится в игре, и необходимо учитывать принцип «от простого к более сложному».
Если вам очень захочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации. (Родителям раздаются памятки «Рекомендации родителям», буклет «Скоро в школу» (приложение 2).
Желаем вам удачи в этом не простом, но очень увлекательным деле!
Так давайте объединим усилия детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
Приложение
1. Свои фамилию, имя и отчество.
2. Дату рождения и возраст.
3. Ф.И.О. родителей, их место работы, должность.
4. Адрес (поселок, улица, номер дома, квартиры).
5. Знание диких, домашних животных.
6. Знание растений, деревьев, мебели, цветов, посуды, одежды, игрушек, насекомых, птиц (например: береза, осина, липа, тополь, клен, ель – это деревья).
7. Знать месяцы, времена года, дни недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
1. Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать ответ, последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении.
2. Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.
3. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
4. Различать звук, слог, слово, предложение. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
5. Различать гласные, согласные, твердые, мягкие звуки.
6. Рассказывать рассказы по картинкам.
7. Заучивать наизусть стихи.
МАТЕМАТИКА
1. Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
2. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
3. Цифры от 1 до 10, знаки +, –, =, монеты достоинством 1,5, 10 копеек.
4. Называть числа в прямом и обратном порядке, называть последующее и предыдущее число.
5. Соотносить цифру и число предметов.
6. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.
7. Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.
8. Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.
9. Ориентироваться на листе клетчатой бумаги (левее, правее, выше, ниже).
К началу обучения в школе дети должны уметь:
🕭 строить сложные предложения разных видов;
🕭составлять рассказы, небольшие сказки по картинке, серии картинок;
🕭 определять место звука в слове;
🕭находить слова с определенным звуком;
🕭 составлять предложение из 3-4 слов;
🕭расчленять простые предложения на слова;
🕭 расчленять слова на слоги (части);
🕭 различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение;
🕭 самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
🕭 уметь различать по внешнему виду растения данной местности;
🕭 иметь представление о сезонных явлениях природы;
🕭 знать свой домашний адрес, телефон, фамилию, имя и отчество родителей.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.
Нужно знать и уметь:
числа первого десятка, прибавлять единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним;
🕭 цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
🕭 знаки +, –, <, >, =;
🕭 называть числа в прямом и обратном порядке;
🕭 соотносить цифру и число предметов;
🕭 составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
🕭 пользоваться арифметическими знаками;
🕭 измерять длину предметов с помощью условной меры;
🕭 делить круг, квадрат на две и четыре части.
🕭 составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Конспект родительского собрания Тема: «Сценарий родительского собрания в средней группе Будем любознательны»
это собрание будет интересно для родителей старших групп....
родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...
Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»
Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...
План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»
План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»...
Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"
Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....
План-конспект родительского собрания "Организационное родительское собрание"
План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Муртазалиева ЗамираПлан-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Орган...