Опыт работы по теме «Организация коррекционной работы с использованием методики О.И. Крупенчук» (Логопедический массаж ложками)
материал по логопедии (старшая группа)

Ломанова Ирина

Логопедический массаж ложками по методике О.И.Крупенчук - это целая система занятий в игровой форме, направленная на коррекцию речевых особенностей детей. Данный метод представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации, как произносительной стороны речи, так и эмоционального состояния детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад городского округа Стрежевой» структурное подразделение «Росинка»

Опыт работы

по теме «Организация коррекционной работы
с использованием  методики О.И. Крупенчук»
(Логопедический массаж ложками)

Учитель-логопед: Ломанова И.Н.

К сожалению, в последнее время неуклонно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, причём, как правило с наиболее тяжелыми (с дизартрией). С таким количеством детей катастрофически не хватает времени. Стала искать пути помощи для себя и нашла один из новых методов логопедического массажа – массаж ложками по методике петербургского логопеда Ольги Игоревны Крупенчук.

   Давайте вспомним какие формы логопедического массажа существуют:

традиционные и нетрадиционные.

К традиционным формам массажа относятся такие виды массажа:

- массаж руками и зондами;

К нетрадиционным формам массажа относится:

- массаж зубной щёткой;

- криомассаж (льдинками);

   Сегодня я хотела бы остановиться на одном из видов нетрадиционного массажа – это массаж ложками на основе авторской методики Ольги Игоревны  Крупенчук.  

Логопедический массаж ложками по методике О.И.Крупенчук - это целая система занятий в игровой форме, направленная на коррекцию речевых особенностей детей. Данный метод представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации, как произносительной стороны речи, так и эмоционального состояния детей с речевыми нарушениями.

   Перейду непосредственно к опыту работы с детьми, страдающими стёртой формой дизартрии, которая проявляется в нарушении мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры, парезах мышц артикуляционного аппарата, патологических двигательных проявлениях мышц речевого аппарата. У детей с дизартрией артикуляционные уклады,  долго не формируются, поставленные звуки долго не автоматизируются в самостоятельной речи. При дизартрии необходим логопедический массаж, который позволяет более быстро и устойчиво нормализовать тонус мышц артикуляционного аппарата, координировать тонкие артикуляционные движения, что ускоряет темп постановки звуков у детей.

   По словам профессора Бориса Романовича Ярёменко – массаж ускоряет обратное развитие речевого нарушения в 4-5 раз.

  Работая с детьми, страдающими стёртой формой дизартрии, были  выявлены преимущества этого метода, которые объясняют, почему желательно применять массаж  ложками:

  1. Помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж;
  2. Его легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях.
  3. Движения массажа достаточно просты, что позволяет обучать детей  самомассажу.
  4. Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего и стимулирующего эффекта, учитывая нарушенный тонус.
  5. Ложкой можно провести такие движения, которые пальцами сделать невозможно.
  6. Массаж можно проводить, как индивидуально, так и на групповых занятиях.
  7. Делая самомассаж, ребёнок выполняет движения с приятным для себя усилием и никогда не сделаем самому себе больно.

Логопедический массаж выполняет следующие задачи:  

  1. Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы.

Дело в том, что стимуляция периферических звеньев речедвигательной системы (артикуляционного аппарата) способствует функциональному и анатомическому созреванию её корковых отделов.

  1. Стимуляция проприоцептивных ощущений – ощущений от положения своего тела в пространстве.
  2. Уменьшение или прекращение гиперкинезов, синкинезий.
  3. Улучшение качества артикуляционных движений.
  4. Сокращение или предотвращение рецидивов. Часто после болезни или перерыва в занятиях, у детей может наблюдаться  возврат старого дефектного произношения.
  5. Помощь в формировании нужного уклада артикуляционных органов.
  6. Помощь в ликвидации асимметрии лица – часто мышцы поражены только на одной стороне, что приводит к перекашиванию рта, отклонению языка, боковому произношению, несимметричной улыбке и другим дефектам.
  7. Помощь в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры. [2, С.11]

Учитывая все преимущества и значимость логопедического массажа, имеются и противопоказания. Во-первых, массаж назначает врач. Во-вторых, даже если массаж назначил врач, позже могут возникнуть препятствия к проведению массажа.

   Не следует делать массаж ребенку:

  1. При остром инфекционном заболевании.
  2. Если у ребёнка появились высыпания, гнойнички, трещины на коже, герпес или конъюнктивит, то необходимо дождаться выздоровления.
  3. Противопоказанием может быть и обычный синяк на лице, аллергия или солнечный ожог.
  4. Проблемы во рту – различные воспаления или выпадения зубов [2].

   Отмечу, что вся работа с детьми при логопедическом массаже ложками выполняется поэтапно:

Перед началом обучения массажу дети знакомятся с ложкой – запоминание частей ложки – это I этап работы.

- II этап – закрепление различных положений ложки в руке, нужных для массажа, одновременно идёт развитие мелкой моторики.

   При этом все действия с ложками сопровождаются стихотворениями, которые задают ритм движений и определяют последовательность действий, что полезно для детей с нарушениями речи. Кроме того, они описывают сами движения.

      Работая над мелкой и артикуляционной моторикой через зрительный анализатор, учитывая особенности детей с нарушениями речи, ещё воздействую на слуховой анализатор, что ускоряет:

- запоминание частей ложки;

- закрепление различных положений ложки в руке, нужных для массажа;

- освоение движений массажа;

- развитие мелкой моторики;

- развитие умения ориентироваться в пространстве;

- упражнение в работе синхронной работе рук;

- коррекцию нарушений слоговой структуры.

   Кроме того, визуализация комплексов логопедического массажа ложками помогла мне оптимизировать моё рабочее время.

   Когда все движения освоены, можно переходить к массажу лицевой мускулатуры – это III этап логопедического массажа ложками.

   На данном этапе работы существует одна особенность, на которую необходимо обратить внимание. Мышцы лица могут быть, как перенапряжены, то есть находятся в спастичном состоянии, так и ослаблены.

Наша задача: привести мышечное состояние лица к норме. В ослабленных мышцах необходимо повысить тонус, и наоборот если мышечный тонус повышен, то его надо успокоить. Состояние мышечного тонуса ребенка определяет учитель-логопед, учитывая рекомендации невропатолога.

   При проведении массажа ложками, ребенку необходим стакан с водой определенной температуры.  Если у ребенка наблюдается гипотонус, то используется стакан с холодной водой для охлаждения ложки, а если гипертонус – с тёплой, где тёплая ложка расслабит мышцы лица.

   Массаж необходимо производить   определённых направлениях. Для начала советуют движения от середины лба к височной части. Движения должны быть мягкими и равномерными. Этого массажа будет достаточно, чтобы расслабить, или наоборот, стимулировать тонус мышц лица.

Занимаясь с ребёнком можно делать ему массаж, потом обучить самомассажу, чтобы он смог заниматься этим под присмотром взрослого, как в детском саду так и дома.

На IV этапе логопедического массажа – проводятся упражнения с сопротивлением, которые укрепляют мышцы и способствуют выработке более точных артикуляционных движений. На данном этапе проводится работа непосредственно в ротовой полости. В работе с детьми со стертой формой дизартрии он самый значимый.

   Для учителя-логопеда массаж ложками – это одно из активных механических воздействий.  И тем не менее, логопедический массаж ложками способен изменить состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей артикуляционного аппарата, что благоприятно сказывается на нормализации тонуса мышц; ликвидации асимметрии лица; сокращения периода постановки, автоматизации, дифференциации звуков.

   Да и сам ребёнок заинтересован в проведении такого массажа. Дети обучаются приёмам самомассажа под руководством логопеда. Обучая детей самомассажу ложками, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно вначале при наличии зрительного контроля с помощью зеркала, а затем и без него. Обучив ребёнка самомассажу, дальше он может заниматься этим и дома под присмотром родителей.

   Заинтересованных родителей я знакомлю с авторской методикой О.И. Крупенчук «Логопедический массаж ложками».

   Такой массаж можно проводить как индивидуально, так и на групповых занятиях, что позволяет высвобождать время на решение других логопедических задач. Потому что массаж в логопедической коррекции – это только часть комплексной работы.

   Несомненно, данная методика полезна и для других участников образовательных отношений:

- воспитатели могут использовать в профилактических целях;

- заинтересованные родители, которые возьмут на себя эту работу дома.

А это уже другое направление логопедической работы – консультативное, где знакомлю родителей и педагогов с авторской методикой логопедического массажа ложками О.И.Крупенчук. Оказалось, что она не только интересна детям, но и легко осваиваемая родителями.

Такая работа помогает мне объединить всех участников образовательного процесса, делая её эффективной.

Список литературы:

  1. Архипова Е.Ф. «Логопедический массаж при дизартрии». –М.: Астрель, 2008
  2. Крупенчук О.И. «Логопедический массаж  ложками». – СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт на тему: «Организация совместной и самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с введением ФГТ»

Представление педагогического опыта работы на городской августовской педагогической конференции....

Педагогический опыт на тему: «Организация совместной и самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с введением ФГТ»

Представление педагогического опыта работы на городской августовской педагогической конференции....

Опыт на тему: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"

В  основе данной   работы  с  детьми  и  их родителями, которые  впервые  переступают  порог  дошкольного  учреждения  лежит  форм...

Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по основам безопасности жизни и здоровья детей».

Педагогический опыт работыТема:  «Организация работы по  основам  безопасности  жизни и здоровья  детей ».   Автор опыта: Кислицкая Домникия Александровн...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Организация краеведческой работы с дошкольниками».

Изучение краеведения воспитывает  стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край...

Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

Я уверена, что ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными с...