Проект «Родителям о звуковой культуре речи»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Сапунова Наталья Михайловна

Практичкская работа с родителями по звуковой культуре.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=b66f9271a57d36b54ef0351b0121a456c3305313-10805549-images-thumbs&n=13

Памятка для родителей

«Фонематический слух, что это такое? Как его развивать?»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=533eadd88ea2a460b46b1eebcacac871611d99f2-4090774-images-thumbs&n=13

Подготовила учитель – логопед

 МБДОУ «Детский сад №189 «Солнышко» – Сапунова Н.М.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без внимания к звучащей материи у ребёнка не сформируется правильное произношение, не выработаются навыки звукового анализа. Также важно различать, анализировать и различать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать слухи. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Ставьте ребенку аудиокассеты, привлекайте внимание к разным звукам в вашей квартире и на улице( «Слышишь, стучат: тук – тук!», покупайте разные пищащие, гремящие, звучащие игрушки (неваляшку, музыкальную карусель, ксилофон и т д.). Очень важно «переводить» звуки окружающего мира в речевые (звякнула посуда – скажите «дзинь»). Начните делать специальные упражнения. Для крохи, конечно, это будет просто игра. Вы можете взять несколько звучащих предметов или музыкальных инструментов (бубен, дудочку, гармошку и т д.)Совсем маленького ребенка научите извлекать из них звуки: звенеть, стучать, греметь. Постучите по разным поверхностям, пусть он услышит, какими разными получаются звуки. Потом учите его играть на разных инструментах, стучать в барабан. И если ребёнок ещё не говорит, игры со звучащими инструментами помогут вызвать у него звукоподражания«бум-бум»«дин-дон»«ду-ду», разовьют чувство ритма, слуховое внимание. 

Вот несколько игр:

 «Игра на барабане»

Перед игрой предложите ребёнку рассмотреть, потрогать барабан, палочки барабана«в барабан стучим, громко говорим: бум- бум-бум!»

«Игра на металлофоне» Перед игрой на инструменте предложите ребёнку рассмотреть, потрогать пальчиками клавиши, палочку металлофона: «звучит, звучит металлофон: дин-дон, дин-дон. Как звучит металлофон?» - побуждать стучать палочкой и говорить.

«Игра с колокольчиком» Предложите ребёнку рассмотреть колокольчик, прежде чем начать звонить в него: «колокольчиком звеним: динь- динь-динь- мы говорим. Как звенит колокольчик?- побуждать звонить, проговаривая «динь- динь»

 «Игра на воображаемой дудочке» Предложите ребёнку рассмотретьнастоящую дудочку и подудеть в неё. Тянем губки в сложенные кулачки, имитирующие дудочку: «В дудочку мы подудим: ду-ду-ду, ду-ду-ду! И молчать мы не хотим: ду-ду-ду, ду-ду-ду! Как играет дудочка?

После того, как ребёнок усвоил, как звучат инструменты, предложите ему игру

«Отгадай, что звучало?» (с музыкальными инструментами)

Можно начать с двух (потом до семи музыкальных инструментов, причем очень разных по звучанию (дудочка, барабан). Потом попросить ребенка отгадать, что звучало.

Детям более старшего возраста предложите поиграть в следующие игры:

Игра «Эхо» Взрослый несколько раз стучит палочками одной об другую, стучит в бубен, проигрывает на металлофоне определённый ритмический рисунок. Ребёнку предлагают попробовать повторить (например, один удар – пауза – три удара и т. д.)

Игра «Повтори мелодию»Взрослый проигрывает короткую мелодию на металлофоне. Ребёнок слушает. Взрослый передаёт ему молоточек и предлагает повторить.

Игра «Скажи, что ты слышишь?» Ребёнку предлагается закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал: щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих, вой ветра, лай собаки… Можно устроить соревнование между детьми и взрослыми или между маленькими друзьями, кто же услышит больше звуков? Игру хорошо проводить на прогулке

Игра «Жмурки с голосом» Водящему завязывают глаза, он должен поймать кого – нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой… Водящий, поймавший кого – нибудь, по голосу узнаёт, кого именно поймал он.

Игра «Найди игрушку» ЦельРазвивать способность различать направление звука, слуховое внимание. Водящий находит игрушку, ориентируясь на силу ударов в барабан, звон колокольчика, хлопки в ладоши и т п. Сила звука меняется по мере приближения водящего к месту, где спрятана игрушка.

Игра «Громко – тихо»

ЦельРазвивать способность различать звуки по силе и громкости.

Дети закрывают глаза. Воспроизводятся громкие и тихие удары. Дети должны угадать, где стучали. Когда слышите какой-то звук, спросите«что это?», потом покажите, что это звучало.

Игра «Маленький – большой»

Детям раздают картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей.

Взрослый произносит слог то низким, то высоким голосом. Дети отгадывают, кто говорит (например, мама-кошка или котёнок). Затем хором приговаривают слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ – так мяукает мама-кошка, а так котёнок –МЯ, МЁ, МЮ, МИ, МЕ. «А теперь я буду кошкой, а ты котенком». Кошка зовёт - МА, котёнок отвечает МЯ и т. д.

Разучить стихотворение (произносите первую строчку обычно, вторую тихо, третью обычно, четвертую шепотом)

Мышонку шепчет мышь:

«Ты что шуршишь, не спишь?»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише»

Игра «Кто назвал?»

Цель: Учить различать высоту, силу и тембр голоса.

Дети по очереди произносят «Ау», водящий отгадывает, кто произнес.

C:\Users\Admin\Desktop\проект январь 2024\шаблоны для презентации\d045d00e5143f65c682aa8d94e4915fb.jpg

        Начните делать все упражнения как можно раньше. Конечно, выбирайте сначала самые простые, выполняя их как бы между делом. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны.

Постепенно усложняйте задания, преподнося их непременно в канве сказки или игры.   Не забывайте при этом чаще хвалить ребенка!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию звуковой культуры речи у детей посредством использования артикуляционных игр и упражнений «Царство звуков»

Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культу...

Консультация для родителей в средней группе на тему «Роль родителей в звуковой культуре речи детей»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, ...

Консультация для родителей «Роль родителей в звуковой культуре речи детей»

laquo;Роль родителей в звуковой культуре речи детей»...

Консультативный материал для родителей «Роль родителей в звуковой культуре речи детей»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, ...