Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя 2023-24 учебный год.
материал по логопедии (средняя группа)

Ольга Николаевна Анисимова

Материал длявзаимодействия логопеда и воспитателя по лексическим темам. Часть первая с сентября по февраль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetrad_vzaimodeystviya_s_vosp._12_gr_23-24.docx116.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №15

Тетрадь взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателя средней группы

На 2023-2024 учебный год

(Сентябрь-февраль)

Троицк

Рекомендации по проведению упражнений на развитие речевого дыхания

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Предлагаю следующие этапы развития речевого дыхания:

-  пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э;

  - произнесение слогов на одном выдохе;

 - произнесение слов на одном выдохе;

 - произнесение фраз различной длины на одном выдохе;

 - чтение стихотворений;

 - пение песенок;

Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные игры научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.

В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр. Взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.

Игры для развития речевого дыхания

«Пой со мной!»

 Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.

Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".

- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.

 - Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"

Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.

 - Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

«Звуки вокруг нас»

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

 Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.

 - В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной.

 Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

«Девочки поют»

 Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных - АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д.

 Оборудование: картинки с изображением поющих девочек - четко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков А, О, У, И.

 Ход игры: подготовьте картинки с изображением лиц поющих девочек. Такие картинки легко нарисовать, главное условие - артикуляция должна быть четко прорисована.

 В игре могут участвовать 2-4 ребенка. Сначала взрослый показывает детям картинки с изображением поющих девочек и предлагает угадать, какая девочка какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.

 После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд, держа в руках свои картинки, поет тот, на кого покажет взрослый.

 - Теперь будем петь общую песенку. Петь будет тот, на кого я покажу палочкой. Старайтесь, чтобы песенки были длинными.

 Следующий этап игры - пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог предлагает повторить за ним такие песенки:

 - Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"

Постепенно количество и варианты "песенок" можно увеличивать. Затем эта же игра повторяется с использованием изображений поющих девочек. Педагог ставит рядом две картинки: девочка поет И, девочка поет А, и предлагает угадать, какую песенку поют девочки - ИА - и повторить ее. Такую игру сначала следует проводить индивидуально. Сочетания пар гласных звуков могут быть самыми разными.

Общий комплекс артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на выработку основных движений и положения органов артикуляции: губ, нижней челюсти, языка.

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно, утром и вечером, перед зеркалом. Продолжительность от 3 до 5 минут.

«Заборчик»

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (взрослый считает, ребенок держит улыбку).

«Трубочка»

Цель: выработать движения губ вперед.

Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (взрослый считает, ребенок держит трубочку).

«Заборчик – трубочка»

Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое. Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

«Окошко»

Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.

Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот        открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.

«Наказать непослушный язык»

Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя- пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.

«Лопатка»

Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык. 

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.

«Кошка лакает молоко»

Цель: выработать движение широкого языка вперед – назад.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широким языком производить движения вперед – назад.

«Часики»

Цель: научить ребенка направлять язык к уголкам рта: вправо – влево, развивать подвижность передней части языка.

Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, повернуть высунутый язык вправо, удержать до 3 – 5, затем повернуть влево; б) улыбнуться, показать зубы, поворачивать язык вправо и влево («тик-так»).

«Качели»

Цель: научить ребенка менять поочередно положение языка вверх – вниз, растягивать подъязычную связку.

Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить язык за нижние зубы, удержать в таком положении до 3-5, затем поднять широкий язык за верхние зубы и тоже удержать до 3-5; б) менять поочередно положение языка вверх-вниз, под счет 1-2.

«Блинчик-иголочка»

Цель: научить ребенка поочередно делать язык широким и узким.

Выполнение: приоткрыть рот, высунуть язык, сделать его широким, как блинчик (широко распластанный тонкий язык), удержать такой язык до 3 – 5, затем сделать язык узким (округленный с заостренным кончиком). Удержать до 3 – 5. Менять поочередно 3 – 4 раза.

12.        «Лошадки»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем его вверх, растягивать подъязычную связку, развивать подвижность кончика языка.

Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком за верхними зубами, сначала медленно, затем быстрее. Работает только язык и нижняя челюсть.

Лексические темы:

Тема недели: №1                                                                  

 «День знаний» (04.09-08.09)

Беседа на тему: «Надо ли учиться говорить?».

Ввести в активный словарь глаголы: учиться, говорить; существительные: язык, губы, зубы, упражнения.

Упражнения на дыхание:

«Эхо»

Цель: развитее речевого дыхания

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а... А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а... Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио...и т.д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».

Произносить на одном выдохе:

Ау-ау-ау-ау

Уа-уа-уа-уа

Иа-иа-иа-иа

Ай-ей-ай-ей

Ой-ёй-ой-ёй

Ту-ту-ту-ту-ту-ту

Ва-ва-ва-ва-ва-ва

Фу-фу-фу-фу-фу-фу

«Дровосек»

Цель: развитие речевого дыхания

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

Артикуляционная гимнастика:

«Заборчик»

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (взрослый считает, ребенок держит улыбку).

«Трубочка»

Цель: выработать движения губ вперед.

Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (взрослый считает, ребенок держит трубочку).

«Заборчик – трубочка»

Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое. Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

Развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия.

Игра «Поймай звук»

Взрослый называет разные звуки, на заданный звук дети должны хлопнуть в ладоши.

Игра «Услышь и хлопни»

Взрослый произносит ряд слов, дети с закрытыми глазами, услышав слово по данной теме, хлопают в ладоши.

Тема недели: №2

«Здравствуй детский сад» (11.09-15.09)

 Д/и «Подбери действие». 

Цель: активизировать и расширять знания детей по теме;

расширять и активизировать словарь глаголов.

Воспитатель называет помещение, а дети говорят, для чего оно нужно в детском саду.

В медицинском кабинете (что делают?) — ... (Осматривают, слушают, делают прививки, перевязывают.)

В музыкальном зале (что делают?) — ... (Танцуют, поют, проводят праздники.)

В физкультурном зале (что делают?) — ... (Прыгают, бегают, тренируются, занимаются спортом, соревнуются.)

В логопедическом кабинете (что делают?) — ... (Рассказывают, играют, отгадывают, учатся правильно говорить.)

В кухне (что делают?) — ... (Готовят, варят, жарят, режут, пекут, наливают, раздают.)

В раздевалке — ...

В групповой комнате — ...

В умывальной комнате — ...

В спальне — ...

Упражнения на дыхание:

«Приятный запах»

У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д.

«Кто дольше сможет подуть на листики?»

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Артикуляционная гимнастика:

«Наказать непослушный язык»

Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя- пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.

«Лопатка»

Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык. 

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.

Тема недели: №3

«Урожай» (18.09-22.09)

Уточнить и расширить словарь по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свёкла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, срезать, круглый, длинный, зелёный, красный, жёлтый, фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно)

Упражнения на дыхание:

«Сдуй шарик»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

«Птицеферма»

Вдох носом, на одном выдохе произнести слоги: га-га-га, ко-ко-ко, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-ря, куд-куда. Произносить 2-3 раза, постепенно увеличивая до 5-6 раз.

Артикуляционная гимнастика:

«Кошка лакает молоко»

Цель: выработать движение широкого языка вперед – назад.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широким языком производить движения вперед – назад.

«Часики»

Цель: научить ребенка направлять язык к уголкам рта: вправо – влево, развивать подвижность передней части языка.

Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, повернуть высунутый язык вправо, удержать до 3 – 5, затем повернуть влево; б) улыбнуться, показать зубы, поворачивать язык вправо и влево («тик-так»).

«Капуста» – координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

Тук! Тук! Тук! Тук!                  (ритмичные удары ребром ладоней по столу)

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

Перетерли,                                  (хватательные движения обеими руками)

Посолили                                    (указательный и средний пальцы трутся о большой)

И набили плотно в кадку          (удары обеими руками по столу)

Все теперь у нас в порядке       (отряхивают руки).

«Подскажи словечко»

У бабушки на грядке выросли загадки:

Там и тут, там и тут               Сорвала  я стручок,                  А на этой грядке

Что за зонтики растут?         Надавила на бочок.                    Разыгрались в прятки

Наша внучка морщит лоб.    Он раскрылся. Ах! Ох!              Зеленые хитрецы,

Это милая… (укроп)               Покатился… (горох)               Молодые… (огурцы)

Составление описательных рассказов по теме «Овощи», по схеме:

  • Что это?
  • Это овощ или фрукт?
  • Где растет?
  • Какой на вкус?
  • Какой снаружи, какой внутри?
  • Какого цвета?
  • Какой формы?
  • Какой он на ощупь?

Что можно из него приготовить?

Тема недели: №4

«Профессии детского сада» (25-29)

Закрепить и расширить знания детей о профессиях в детском саду. Воспитывать уважение и потребность трудиться. Ввести в активный словарь:

существительные: работа, труд, профессия, воспитатель, повар, логопед, медсестра, музыкальный руководитель, заведующий, бухгалтер, дворник.

прилагательные: нужный, полезный, интересный, трудный, красивый.  

глаголы: работать, трудиться, создавать, лечить, учить, выдавать. готовить, шить, читать, чинить.

Упражнения на дыхание:

«Эхо»

Цель: развитее речевого дыхания

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а... А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а... Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио...и т.д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».

Произносить на одном выдохе:

Ау-ау-ау-ау

Уа-уа-уа-уа

 «Дровосек»

Цель: развитие речевого дыхания

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

Артикуляционная гимнастика:

Движение челюсти вправо —влево. 

(попеременные движения)

«Хоботок»

Вытягиваем губы трубочкой

Подражаю я слону Губы хоботком тяну.

«Лягушка»

Улыбаемся, не показывая зубы, одними губами

Чтоб понравиться лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам!

Развитие общей моторики

Выполнение движений по тексту.

Эй, ребята, что вы спите?!

На зарядку становитесь?

Справа друг и слева друг!

Вместе все в веселый круг!

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова поклонись!

Развитие лексико-грамматического строя речи

Игра «Один-много».

Цель: Образование множественного числа.

Игра «Кого не стало».

 Цель: Упражнение в правильном использовании окончаний имён существительных в форме единственного числа. (Не стало кубика. Не стало машинки.)

Тема недели: №5

«Животный мир» (домашние животные) (02.10-06.10)

Ввести в активный словарь:

Существительные: кот, кошка, котёнок, пёс, собака, щенок, конь, лошадь, жеребёнок, козёл, коза, козлёнок, баран, овца, ягнёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, боров, свинья, поросёнок, бык, корова, телёнок, будка, коровник, овчарня, свинарник, конюшня, название частей тела животных.

Глаголы: пастись, щипать, хрюкать, ржать, лаять, мяукать, блеять, мычать, ржать, грызть, лакать, жевать.

Прилагательные: домашние, пушистый, лохматый, ласковый, верный, сторожевая, пограничный, хищное, травоядное, всеядное, игривый.

Артикуляционная гимнастика:

«Наказать непослушный язык»

Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя- пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.

«Лопатка»

Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык. 

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.

Развитие мелкой моторики

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку —

на донышке.

Ждут меня котятки,

 Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка да кашки.

Показывают, как доят корову.

Делают «мордочки» из пальчиков.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Развитие лексико-грамматического строя речи:

«Кто как голос подает?». Корова — му-у. (Корова мычит.) Кошка, собака, свинья, лошадь, овца.

«У кого кто?». У коровы — телята. У лошади,  у свиньи, у овцы, у кошки, у собаки.

«Кто как ест?». Корова — жует, собака — грызет, кошка — лакает.

«Кто чем питается?». Кошка — молоком, корова — травой; коза, собака, лошадь.

 «У кого что?». У кого рога? У кого мягкие лапки? У кого вымя? У кого щетина? У кого пятачок? У кого копыта? У кого усы?

«Скажи, кто где живёт» Конь - в конюшне. (Собака, корова, свинья, овца.)

 «Один - много». Кошка - много кошек. (Овца, баран, лошадь, козёл.)

«Сосчитай (два - две)».  Две кошки, два барана. (Лошадь, козёл, овца, бык, коза, кот, собака, пёс.)

 «Назови ласково». Кошка - кошечка. (Кот, собака, пёс, лошадь, овца, баран, козёл, коза) 

«Подбери слово». Котёнок (что делает?) ... Щенок (какой?)....

Тема недели: №6

«Краски осени». Природа моего родного края. (9.10-13.10)

Ввести в активный словарь:

существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, листья, клен, дуб, осина, рябина, береза, тополь, ясень, ель, сосна.

прилагательные: ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный.

глаголы: падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, убирать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть.

Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для челюсти

Рот широко открыть, удержать под счёт до 10.

Упражнения для губ и щек

Губы в форме трубочки, тихо тянуть звук [У].

Упражнения для языка

Шлёпать губами по языку, произнося: «пя – пя – пя…».

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Осень» Н. Нищева

Ветер по лесу летал, ветер листики считал       (плавные, волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый, вот кленовый,                               (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,  

Вот последний лист с осинки                             (спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Ходит осень по дорожке

Идут по кругу, взявшись за руки.

Промочила в лужах ножки.

Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню.

Льют дожди, и нет просвета,

Поднять руки, делая взмахи кистями.

Затерялось где-то лето!

Смотрят по сторонам в «бинокль

Развитие лексико-грамматического строя речи

Игра с мячом «ЛЕТО ИЛИ ОСЕНЬ?». 

Цель: Закрепление знания детьми признаков осени, дифференциация их от признаков лета. Воспитание ловкости. Работа над произношением двусложных слов.

Воспитатель называет признак осени или лета и бросает мяч ребёнку. Ребёнок бросает мяч обратно, называя «Лето» или «Осень» в зависимости от того какому времени года принадлежит этот признак.

. Развитие фонетико-фонематического восприятия

В тишине дети должны прислушаться к звукам за окном:

«Скажите, что шумит?»  (ветер) «Что шуршит?»  (листья)  «Кто кричит?»  (дети, мальчик)  «Что гудит?» (самолет, автомобиль) «Кто разговаривает?»  (люди)  и т.д.

Затем предлагается послушать, какие звуки слышны в помещении детского сада: в соседней группе, в коридоре, на кухне и т.д

Тема недели: №7

«Мой дом»  (16.10-20.10)

Ввести в активный словарь:

Существительные: дом, квартира, комната, подъезд, этаж, лифт, лестница.

Глаголы: строить, охранять, озеленять, жить, подниматься, спускаться, гулять.

Прилагательные: многоэтажный, красивый, просторный.

Артикуляционная гимнастика:

Окошечко открываем, окошечко закрываем

Подражаю я слону Губы хоботком тяну.

Чтоб понравиться лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам! 

Язык наш нужно показать, Сначала зубкам волю дать. Та-Та-Та (покусать кончить языка)

Заморились уже зубы, Пусть язык покажут губы. Пя-Пя-Пя (пошлепать кончик языка).

«Лопатка» Пусть язык наш отдыхает, Пусть немножко подремает. (счет до 10, язык расслаблен)

«Качели»

 Развитие общей моторики

Если на улице дождик идет,

Если метелица злая метет,

В доме под крышей укроемся мы,

Дождик и снег нам тогда не страшны!

Взмахи руками перед собой.

Взмахи руками перед собой из стороны в сторону.

«Крыша» над головой.

На месте топают ногами.

Развитие мелкой моторики

Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат,
 Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
Вот какой хороший дом,
Как мы славно заживем.

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.

Стучать кулаком о кулак.

Пальцы соединить, показать "крышу".

Сжимать-разжимать пальцы.

Вращать кисти рук.

Развитие фонетико-фонематического восприятия:

Д/и «Подбери, не ошибись» 

цель: развитие слухового внимания. 

Взрослый стучит (шелестит, гремит, трубит, звенит, играет на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

Игра «Хлопай, не зевай»

Цель: Развитие фонематического слуха, выделение звука [а], [у] из ряда звуков, в начале слов.

Д/и «Хлопни, как я» цель: развитие слухового восприятия, умение передавать ритмический рисунок.

Развитие лексико-грамматического строя речи

 «Скажи наоборот».

Высокий дом - … (Длинная улица, узкая аллея, последний этаж.)

«Назови ласково». Дом, город, двор, мост, река, сад, сквер.

Тема недели:      №8 (23.10-27.10)

«Я – человек» (строение человека)

Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

У меня есть голова

повороты головы

Направо – раз, налево - два.

направо налево, наклоны головы.

Она сидит на крепкой шее,

круговые повороты шеей.

Затем туловище идет,

руки на поясе,

Наклон назад, наклон вперед

наклоны,

Повертели – повертели.

Поворот – поворот.

повороты

Умелые руки есть у всех,

рывки руками

Вверх – вниз, вниз – вверх.

вверх – вниз

Ноги нам нужны,  чтоб бегать,

бег на месте

прыгать,

подскоки (2-3 раза),

приседать, стоять…

приседания (2-3 раза).

Вот какое мое тело!

С ним все делаешь на «пять»!

Вытянуть руку с поднятым вверх большим пальцем.

Развитие мелкой моторики

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой –

Называется большой.

Палец второй – указчик старательный,

Не зря называют его указательным.

Третий ваш палец как раз посредине,

Поэтому средний дано ему имя.

Палец четвёртый зовут безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье, братец младший – любимец.

По счёту он пятый – зовётся мизинец.

Загибать пальцы по ходу чтения стихотворения

Развитие фонетико-фонематического восприятии.

Упражнение «Лесенка» – развитие речевого дыхания, преодоление твёрдой атаки голоса, пропевание гласных звуков  АУИ с повышением и понижением тона на одном выдохе, изменяя высоту голоса.

Игра «Забей гвоздик молоточком» – правила игры: когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук», когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк».

Давайте забьем гвоздь большим молотком... Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком...Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит.

 

  1. Развитие лексико-грамматического строя речи

Игров. упражнение «Мой, моя, мои» – использование в речи местоимений. (моя нога, мой нос и т.д.)

              Игров. упражнение «Назови ласково» (нос-носик, рука-ручка и т.д)

                                             Заучивание стихотворения

Одна дана нам голова.                                А будь у нас наоборот,

А глаза два и уха два,                                 Одна нога, одна рука,

И два виска, и две руки,                             Зато два рта, два языка-

Зато один и нос и рот.                                Мы только бы и знали,

                                                                        Что ели и болтали.    Г.Гейне.

 Подготовка к обучению грамоте

Закреплять понятие «гласный звук».  Игры со звуками - «Ловишка», «какой звук спрятался?».

Тема недели:     №9

«Дружба», «День народного единства»   (30.10-03.11)

Артикуляционная гимнастика

«Окошко»

Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.

Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот        открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.

«Наказать непослушный язык»

Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя- пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.

«Лопатка»

Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык. 

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Доброта» 

Если пальчики грустят – доброты они хотят.                    пальцы плотно прижимаем к ладони 

Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит.          трясем кистями

Наши пальцы пожалеем –

добротой своей согреем.                                                       «моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем,                                           поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

 Гладить ласково начнем.                                                    гладим ладонь другой ладонью 

Пусть обнимутся ладошки,

поиграют пусть немножко.                                                  скрестить пальцы, ладони прижать пальцы  

                                                                                                двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять

 и покрепче обнимать.                                                            каждый палец зажимаем в кулачок 

Игра «Закончи предложение» 

Цель: закреплять глагольный словарь

- Я обижаюсь, когда…

 - Я сержусь, когда… -

Я радуюсь, когда… -

Я грущу, когда…

Упражнение «Дружба начинается с улыбки…» 

Сидящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят молча самую добрую улыбку (по очереди).

Закрепляем употребление в речи вежливых слов

«Доскажи словечко»

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»(Привет)

      А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик…»(Здравствуй)

      К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»(До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»(Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»(Спасибо)

Тема недели:     №10

«Транспорт»  (06.11-10.11)

Ввести в активный словарь:

Существительные: Транспорт, улица, движенье, автобус, трамвай, метро, машина, самолет, корабль, колесо, кузов, кабина, крыло, ехать, плыть, лететь, везти, шофер, водитель, летчик, капитан, кондуктор, руль, штурвал, билет

Глаголы: водить, управлять, продавать, получать,

Прилагательные: большой, маленький, огромный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, белый, серый

Артикуляционная гимнастика:

«Окошечко», «хоботок» - «лягушка», «Лопатка», «Иголочка», «Качели», «Часики», «Чистим зубы»

Развитие общей моторики

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит.

- Тороплюсь! — гудит. —

Тороплюсь! Тороплюсь!  Тороплюсь!

(Дети бегут друг за другом, положив руки на плечи впередистоящему. Первый ребенок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза.)

Развитие мелкой моторики

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран

Настоящий великан.

Сколько вместе? Как узнать?

 Помогите сосчитать!

(Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)

(Загибают пальчики на обеих руках.)

(Хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга.)

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Игра «Хлопай, не зевай» 

Цель: Развитие фонематического слуха, выделение звука [м] из ряда звуков.

Д/и «Что передает радист?»

 Цель: развитие слухового восприятия, умение передавать ритмический рисунок.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Д/И «Четвертый лишний»; Д/И «Один-много»; Д/И «Назови ласково»

Развитие ВПФ

Д\и «Чего не стало»

Цель: Развитие зрительного внимания.

«Угадай, кто это?»

Цель: Развитие мышления. (части предмета - целый предмет)

«Отгадай загадку» по теме недели.

Чтение:

 C. Маршак «Вот какой рассеянный»

В Сутеева «Кораблик»

Тема недели:     №11

«Кто как готовится к зиме» (Дикие животные) (13.11-17.11)

Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Зайцы утром рано встали, весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? 

(Прыжки на месте.)

Вот лиса идёт по лесу, кто там скачет, интересно? 

(Ходьба на месте.)

Чтоб ответить на вопрос, тянет лисонька свой нос. 

(Потягивания — руки вперёд.)

Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? 

(Прыжки на месте.)

Тренировки помогают! И зайчата убегают.

(Бег на месте.)

Вот голодная лиса 

(Ходьба на месте.)

Грустно смотрит в небеса. 

(Потягивания — руки вверх.)

Тяжело вздыхает, 

(Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. 

 (Присесть)

Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитатели

Выполняемые движения

Дружат добрые зверята     

(соединяем одинаковые пальчики рук).

Дружат малые зайчата 

(ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры, 

(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

Дружат в небе комары, 

(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата,

(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

Дружат даже медвежата

 (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,

( руки в замок, поднимать и опускать пальцы)

По лесу разбежались! 

(руки опустить, потрясти кистями)

. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для челюсти

Бобры пилят дерево. Круговое движение нижней челюсти.

Упражнения для губ и щек

 Лось фыркает. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее

Упражнения для языка

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Белочка цокает. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
Мишка слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем верхнюю и нижнюю губы.

Упражнения для мышц шеи

Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.

Развитие лексико-грамматического строя речи

 «Кто, что ест». Заяц - кору, листья. (Волк, лиса, ёжик, медведь, белка.)

«Объясни», почему животных так называют: дикие.

«Скажи наоборот». Злой - добрый. (Быстрый, хищный, чёрный, толстый, ловкий.) 

«Сосчитай 1-5». Белка, волк, лиса, медведь, лось.

 «Чья морда? Чей хвост». Лиса - лисья морда – лисий хвост. (Волк, заяц, медведь, белка.)

«Назови ласково». Лиса, ёж, медведь, волк, кабан.

«Один – много». Лиса - лисы - много лис. (Медведь, волк, заяц, лось.)

«Кто где живёт?» Белка - в дупле. (Волк, лиса, медведь, заяц.)

«Скажи», каких животных называют хищниками, а каких травоядными.

«Назови детёныша». У лисы - лисёнок. (Волк, медведь, белка, заяц, лось.)

«Один – много». Лисёнок - лисята. (Волчонок, ежонок, медвежонок, лосёнок.)

Тема недели:   №12

«Наш быт» (Посуда) (20.11-24.11)

 Уточнить понятие – посуда. Расширить представления о назначении посуды, о видах посуды, о материалах, из которых сделана посуда.

 Ввести в активный словарь:

существительные: посуда, поднос, чайник, чашка, блюдце, стакан, кофейник, сахарница, конфетница, молочник, масленка, солонка, супница, тарелка, салфетница, ложка, вилка, нож, поварешка, кастрюля, сковорода, ковш,  дуршлак. 

прилагательные: стеклянный, фарфоровый, металлический, серебряный, чугунный, чайный, столовый, кухонный.  

глаголы:  пить, есть, готовить, варить, жарить, резать.

2. Развитие общей моторики

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник,

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни, разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

Надули животики, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».

Присели, одну руки на пояс.

Кружатся, рисуя в воздухе круг руками.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Легли, вытянулись.

3. Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли

Только  чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.                          

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Загибают поочередно пальчики на правой руке

Разгибают поочередно пальчики на правой руке

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

(тоже на левой руке)

Развитие лексико-грамматического строя речи

Д/и «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?». Цель: Развитие слухового внимания, речевого слуха. Развитие зрительного внимания. Расширение словаря (тема «Посуда»). Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных в родительном падеже.

Д/и «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 Составление описательных рассказов по теме «Посуда», по схеме:

  • Что это?
  • К какому виду посуды относится?
  • Из каких частей состоит?
  • Какого цвета?
  • Из какого материала изготовлено?
  • Какого размера?

В какое время суток используется?

Тема недели:      №13                                            

   «Народная культура и традиции» (Одежда) (27.11-01.12)

Ввести в активный словарь:

существительные: плащ, куртка, пальто, перчатки, шарф; фетр, шерсть, кожа, мех, рукав, капюшон, пуговица.

прилагательные: фетровая, шерстяная, кожаная, меховая, трикотажная, вельветовая, драповый, твидовый, осенний, удобный, модный, нарядный.

глаголы: надевать, одевать, носить, снимать, расстегивать, застегивать. развязывать, завязывать, вешать, складывать.

Развитие мелкой моторики

Жили-были в домике                                

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.        

Раз, два, три, четыре, пять,        

Стали гномики стирать:                        

Токи — рубашки, Пики — платочки,

Лики — штанишки, Чики — носочки.

Мики умница был, Всем водичку носил.

(Дети сжимают и разжимают кулачки.)

(Правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого.)

(Правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого.)

(Трут кулачки друг о друга.)

(Опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого.)

Аленка-маленка

 Шустра, быстра:

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насбирала,

Песню допела,

Везде поспела.

В охотку ей дело.

(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга — 2 раза.)

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга — 2 раза.)

Развитие лексико-грамматического строя речи

1. Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового внимания, речевого слуха. Увеличение словарного запаса (тема «Одежда»). Развитие зрительного внимания. Дифференциация зимней и летней одежды.

2. Упражнение «ПОСМОТРИ И НАЗОВИ». Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению имен существительных по теме «Одежда» в форме единственного и множественного числа.

3. «Живое – неживое». Знакомим ребенка с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный».

Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем «КТО», а неживые «ЧТО». Приводим несколько примеров.

Развитие связной речи

Чтение: 

  • Украинская народная сказка «Рукавичка».
  • В. Липский «Волшебный утюжок» (из книги «На золотом крыльце сидели»).
  • «Новый передник» (из книги «Задушевное слово»).

Тема недели:  №14

«Здоровей ка» (04.12-18.12) 

(продукты питания, витамины, отдых)

Закрепить названия обеденных блюд (борщ, суп, каша и т. д., названия продуктов, а также слова, обозначающие способы приготовления пищи. При этом следует спросить у ребенка: «Что готовят из мяса? картофеля? капусты? Из чего готовят винегрет?»;

Ввести в активный словарь:

существительные: продукты, витамины, морепродукты, фрукты, овощи.

прилагательные: полезный, вкусный, свежий.

глаголы: покупать, продавать,

Артикуляционная гимнастика:

«Блинчик-иголочка»

Цель: научить ребенка поочередно делать язык широким и узким.

Выполнение: приоткрыть рот, высунуть язык, сделать его широким, как блинчик (широко распластанный тонкий язык), удержать такой язык до 3 – 5, затем сделать язык узким (округленный с заостренным кончиком). Удержать до 3 – 5. Менять поочередно 3 – 4 раза.

«Лошадки»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем его вверх, растягивать подъязычную связку, развивать подвижность кончика языка.

Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком за верхними зубами, сначала медленно, затем быстрее. Работает только язык и нижняя челюсть.

Пальчиковая гимнастика                 «Машина каша»

Маша каши наварила,                            Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила.                    дети мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу                            Загибают по одному пальчику

Кошке – в чашку,                                      на левой руке.   

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                 Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала.                           Сдувают «крошку» с ладошки.

Чтение: 

ИРИНА ТОКМАКОВА - СКАЗОЧКА ПРО ПИРОГИ
Однажды сахар и мука
Задумали купаться.
Мука спросила: «Где река
и как к реке добраться?»
Ответил сахар: «Ходит слух,
Она в большой кастрюле».
Пришли они к реке – и бух! –
Вниз головой нырнули.
Тяжёлый сахар шёл ко дну,
Не проронив ни звука.
Мука пыхтела: «Ой, тону!
Спасите, что за мУка!
Друзей спасать взялась рука
И целый час старалась.
Но, где река? И, где мукА?
Всё так перемешалось!
У нас сегодня пироги
С изюмом и со сдобой.
Скорей беги, сюда беги
И пироги попробуй!

Тема недели: №15                                                  

   «Здравствуй, зимушка-зима» (11.12-15.12)

        Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами.

Ввести в активный словарь:

существительные: зима, декабрь, январь, февраль, снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, мороз, оттепель.

прилагательные: холодный, белый, морозный, снежный, сильный.

глаголы: падать, покрывать, сковывать, оттаять, кружиться, завывать, заметать, трещать.

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.        

Круглый, крепкий,

очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз — подбросим.        

Два — поймаем.        

Три — уроним

И... сломаем.

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Лепят», меняя положение ладоней.

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

Грозят пальчиком.

Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.

Приседают, ловят воображаемый снежок.

Встают, роняют воображаемый снежок.

Топают.

Развитие артикуляционной моторики, мимических мышц и речевого дыхания 

Артикуляционная гимнастика:

Подражаю я слону Губы хоботком тяну.

Чтоб понравиться лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам!

Язык наш нужно показать, Сначала зубкам волю дать. Та-Та-Та (покусать кончить языка)

Заморились уже зубы, Пусть язык покажут губы. Пя-Пя-Пя (пошлепать кончик языка).

«Лопатка» Пусть язык наш отдыхает, Пусть немножко подремает. (счет до 10, язык расслаблен)

Массаж лицевых мышц:

     Если вьюга и пурга                             (спиралевидные движения)

     Намели вокруг снега                           НД – от середины лба к верхней части ушей,

     И укутали дома –                                          от носа к средней части ушей,

     Значит, к нам пришла зима.                         от середины подбородка к нижней части ушей.

Упражнение «ЛЕСЕНКА». Пропевание гласных А, У, Ы с повышением и понижением тона.

«голос поднимается и опускается по лесенке».

Игра «ВЬЮГА». Развитие силы голоса.

Развитие правильного речевого дыхания «Сдуй шарик», «Футбол» 

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Игра «Хлопай, не зевай» Цель: Развитие фонематического слуха, выделение звука [а], [у] из ряда звуков, слов.

Развитие лексико-грамматического строя речи

1. Игра «Подбери предмет» Цель: Придумывание слов отвечающих на вопросы (Кто? и Что?).

2. Игра «Подбери действие» Цель: Упражнение в подборе глаголов к существительным.

3. Игра «Какой? Какая? Какие?» Цель: Упражнение в прилагательных к существительным

4. Упражнение «КОГО НЕ СТАЛО?». Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже.

Развитие связной речи

 «ДАВАЙТЕ ОТГАДАЕМ». Обучение отгадыванию загадок по теме.

Подморозило вчера.

Налетела мошкара,

И от этой мошкары

Стали белыми дворы. (Снег)

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил? (Ветер)

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили.

Ледяной водой облили,

И скатились все потом

С моего горба гуртом. (Снежная горка)

Тема недели:     №16

«Новогодний калейдоскоп» (18.12-22.12) «Зимующие птицы»

        Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января. Дать представления о том, как встречают Новый год в разных странах.

Ввести в активный словарь:

существительные: месяц, ночь, праздник, украшение, елка, карнавал, хоровод, серпантин, гирлянды, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, гость, поздравление, оттепель; ворона, воробей, синица, снегирь, голубь; кормушка, корм.

прилагательные: новогодний, праздничный, веселый, разноцветный, нарядный, шумный, красивый, радостный.

глаголы: выступать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять, зажигать, прилетать, замерзать, клевать, выводить, кормить, спать. 

Развитие артикуляционной моторики, мимических мышц и речевого дыхания 

Артикуляционная гимнастика:

Окошечко открываем, окошечко закрываем

Подражаю я слону Губы хоботком тяну.

Чтоб понравиться лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам!

Язык наш нужно показать, Сначала зубкам волю дать. Та-Та-Та (покусать кончить языка)

Заморились уже зубы, Пусть язык покажут губы. Пя-Пя-Пя (пошлепать кончик языка).

«Лопатка» Пусть язык наш отдыхает, Пусть немножко подремает. (счет до 10, язык расслаблен)

«Качели»

Развитие правильного речевого дыхания «Сдуй снежинку»

Развитие общей моторики

Сегодня из снежно мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит эта баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает:

- Чужой во дворе!

Идут по кругу, катят перед собой ком

Рисуют в воздухе три кома, начиная с маленького

Грозят указательным пальцем правой, затем левой руки

Идут по кругу, взявшись за руки, последние слова произносит один ребенок.

Развитие мелкой моторики

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Д/и «Подбери, не ошибись»

 Цель: развитие слухового внимания. Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

Игра «Хлопай, не зевай» Цель: Развитие фонематического слуха, выделение звука [а], [у], [и]   из ряда звуков.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Д/и «Кто пришел на елку?» Цель: Согласование числительных с существительными. (два волка, пять зайцев и т.д.)

Д/И «Жадина»

Цель: закреплять умение согласовывать местоимения с существительными (воспитатель бросает мяч и называет предмет, ребёнок должен правильно подобрать местоимение, например: машина -моя машина, яблоко- моё яблоко)

Тема недели:     №17

  «Новогодний калейдоскоп» (25.12-29.12) (подготовка к утренникам)

Артикуляционная гимнастика:

«Блинчик-иголочка»

Цель: научить ребенка поочередно делать язык широким и узким.

Выполнение: приоткрыть рот, высунуть язык, сделать его широким, как блинчик (широко распластанный тонкий язык), удержать такой язык до 3 – 5, затем сделать язык узким (округленный с заостренным кончиком). Удержать до 3 – 5. Менять поочередно 3 – 4 раза.

«Лошадки»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем его вверх, растягивать подъязычную связку, развивать подвижность кончика языка.

Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком за верхними зубами, сначала медленно, затем быстрее. Работает только язык и нижняя челюсть.

 Развитие связной речи

1. Прочитать и пересказать текст  по Н. Петровой «Птичья елка»

    За несколько дней до Рождества Толя сказал своим сестрицам:

  • Папа и мама устраивают для нас большую елку. Нам приготовлено много хороших подарков. Может, и нам устроить для кого – нибудь елку? Девочкам понравилось предложение Толи.
  •  А для кого мы устроим елку? – спросил Толя. Стали судить – рядить. После долгих споров было решено устроить елку для птичек, которые зимой голодают. Дети купили маленькую елочку, много птичьего корма, хлеба и сдобных украшений. Елку поставили под окном и развесили на ветках украшения и пакетики с кормом. Елочка вышла на славу. Утром дети проснулись от громкого чириканья. Пернатых гостей собралось на елку не мало. Дети с восторгом смотрели на птичек.

Птички благодарят нас за елку, как мы благодарили вчера маму и папу, - сказал Толя.

2. Выучить стихотворение «С Новым годом» Е. Трутневой.

    С Новым годом! С Новым годом!

     Здравствуй,  Дедушка Мороз!

    Он из леса мимоходом

    Елку нам уже принес.

    На верхушке выше веток

    Загорелась, как всегда,

    Самым ярким, жарким светом

    Пятикрылая звезда.

Развитие ВПФ

Д\и «Чего не стало» Цель: Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже.

«Угадай, что это?» Цель: Развитие мышления. (части предмета - целый предмет)

Развитие тонкой моторики пальцев рук

Снежок

Раз, два, три, четыре,

Загибаем пальчики по одному

Мы с тобой снежок лепили,

«Лепим» двумя руками

Круглый, крепкий,

Чертим руками круг

Очень гладкий,

Одной рукой гладим другую

И совсем, совсем не сладкий.

Грозим пальчиком

Тема недели:    №18

«Каникулы» (09.01.24-12.01.24)

Артикуляционная гимнастика:

Окошко

-широко открыть рот - "жарко"

-закрыть рот - "холодно"

Чистим зубки

-улыбнуться, открыть рот

-кончиком языка с внутренней стороны

"почистить" поочередно нижние и верхние

Зубы

Упражнения на дыхание:

«Эхо»

Цель: развитее речевого дыхания

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а... А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а... Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио...и т.д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».

Произносить на одном выдохе:

Ау-ау-ау-ау

Уа-уа-уа-уа

 «Дровосек»

Цель: развитие речевого дыхания

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

Развитие общей моторики

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики, Сегодня — посмотри!

Как розовые яблоки,

На ветках снегири!

Дети взмахивают руками и кружатся.

Приседают — встают (2раза)

Руки поднимают вверх.

Кольцо из рук над головой «яблоки».

Руки вверху, пальцы расставлены — ветки.

Развитие лексико-грамматических категорий

Д/И «Какой, какая, какие?»

Украшая ёлку, рассматривайте игрушку. Пусть ребёнок опишет её: какая она – цвет, форма, рисунок.

Учитесь подбирать как можно больше признаков к одному предмету, например, попросите ребёнка описать ёлочку «какая она» - пушистая, красивая, искристая, волшебная и т д.

. Д/И «Скажи ласково»

Учите образовывать уменьшительно – ласкательные формы предметов, в группе или на прогулке. Увидели ёлку – спросите как её назвать ласково «ёлочка», или снеговика – «снеговичок» и т. д.

. Д/И «Скажи наоборот»

Учим ребёнка противоположностям. Опять же, в беседе или играя с мячом, вы кидаете слово, а ребёнок должен сказать наоборот. Например: зимой холодно, а летом тепло; этот дом высокий, а тот низкий и т д.

Чтение:

Р.Н.С. «Зимовье зверей»

Есенин Сергей Александрович «Поет зима – аукает…»;

Некрасов Николай Алексеевич «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз, Красный нос»);

Цель: Учить слушать произведение до конца. Вызывать желание беседовать по содержанию произведения.

Тема недели:    №19

«Моя семья» (15.01.24-19.01.24)

Ввести в активный словарь:

существительные: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка.

прилагательные: родная, любимая, заботливая, ласковая, добрая, большая, дружная, старенькая, морщинистая, старший, младший, внимательная, вежливая, обходительная, аккуратная

глаголы: любить, уважать, помогать, готовить, убирать, стирать, мыть, работать, поздравлять, петь, дарить, отдыхать, улыбаться, уставать, растить, заботиться, стараться, помогать, радовать, уступать.

 

 Развитие артикуляционной моторики,

мимических мышц и речевого дыхания 

Артикуляционная гимнастика:

«Окошечко», «хоботок» - «лягушка», «Лопатка», «Иголочка», «Качели», «Индюк», «Часики», «Барабан», «Чистим зубы»

Развитие правильного речевого дыхания «Футбол», «Фокус»;

Упражнение «Весёлое путешествие» 

Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких разных  слогов – БА-БО-БУ-БЫ, МА-НА-КА-ДА, НА-МО-КУ-ДЫ. (И Т.П.)

Развитие мелкой моторики

Как у нас семья большая

Да веселая.

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны

Объедаются.

Две Дашки у кашки

Питаются.

Две Ульки в люльке

Качаются.

Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.

Загнуть большие пальцы на обеих руках.

Загнуть указательные пальцы на обеих руках.

Загнуть средние пальцы.

Загнуть безымянные пальцы.

Загнуть мизинцы.

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Игра «Хлопай, не зевай»

Цель: Развитие фонематического слуха, выделение звука [м] из ряда звуков, слогов и слов.

Игра «Собери звуки».

Цель: Развитие фонематических представлений, дифференциация гласных звуков в словах (посчитать сколько звуков [а] в слове вата или сова и т.п.).

Д/и «Что передает радист?» 

Цель: развитие слухового восприятия, умение передавать ритмический рисунок.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Игра «НАЙДИ МЕСТО». Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов НА, ПОД, ИЗ, В.

Д/И «Четвертый лишний»;

Д/И «Один-много»;

 Д/И «Назови ласково».

Тема недели:    №20

«Город мастеров» (Профессии) (22.01-26.01)

       Формирование представление о необходимости и пользе труда взрослых. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. Уточнение и расширение словаря по теме.

Ввести в активный словарь:

Существительные: почта, почтальон, газета, журнал, письмо, открытка, посылка. Продавец, касса, весы, продукты, товар, покупатель.

Глаголы: разносить, получать, отправлять. Продавать, покупать.

Прилагательные: медлительный, быстрый, синий. Вежливый, точный.

 Развитие артикуляционной моторики, мимических мышц и речевого дыхания 

Артикуляционная гимнастика:

«Окошечко», «хоботок» - «лягушка», «Лопатка», «Иголочка», «Качели», «Индюк», «Часики», «Барабан», «Чистим зубы»

Упражнение «ЛЕСЕНКА». Пропевание гласных А, У, И, О с повышением и понижением тона.

«голос поднимается и опускается по лесенке».

Развитие правильного речевого дыхания Счет на выдохе от одного до пяти и обратно. Считать спокойно, плавно, ровно, не снижая голоса, так чтобы в легких все время был запас воздуха.

Развитие общей моторики

На скамейку я встаю,

Еле ящик достаю. Открываю ящик,

Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика

Письма настоящие.

Поднимаются на носочки и тянутся за руками вверх. 

«Открывают».

Приседают — встают с вытянутыми вперед руками.

Развитие мелкой моторики

Почтовый ящик открываем,

Сколько писем! Посчитаем?

Кате, Ване, Михаилу,

Александру и Данилу.

Сжимание и разжимание кулачков. 

Пальцы разжаты и сильно оттопырены.

Загибают по одному пальчику на каждой руке, начиная с-мизинца.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

Д/Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, чувства рифмы, речевого слуха. (загадки по теме.)

В магазин везут продукты,

 Но не овощи, не фрукты.

Сыр, сметану и творог,

Глазированный сырок.

Привезли издалека

 Три бидона молока.

Очень любят дети наши

Йогурты и простоквашу.

Это им полезно очень,

Магазин же наш... (молочный).

Ну а в этом магазине

Крендель, булки на витрине,

С отрубями хлеб лечебный.

 Магазин зовется... (хлебный).

У метро — стеклянный дом.

 Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,

Лук и перец очень вкусный.

(Овощной магазин)

Надо хлеба нам купить

Иль подарок подарить —

Сумку мы с тобой берем

И на улицу идем.

Мы проходим вдоль витрин

И заходим в... (магазин).

Тема недели:      №21

«Азбука безопасности» (Зимние забавы) (29.01-02.02)

Закрепить понятие «Зимние игры».

Уточнить словарь по теме (санки, лыжи, коньки, снежок, кататься, лепить, строить, играть, наряжать).

Артикуляционная гимнастика

«Лопатка»

Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык. 

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.

«Кошка лакает молоко»

Цель: выработать движение широкого языка вперед – назад.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широким языком производить движения вперед – назад.

«Часики»

Цель: научить ребенка направлять язык к уголкам рта: вправо – влево, развивать подвижность передней части языка.

Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, повернуть высунутый язык вправо, удержать до 3 – 5, затем повернуть влево; б) улыбнуться, показать зубы, поворачивать язык вправо и влево («тик-так»).

Дыхательная гимнастика «Летят снежинки»

(снежинки взять у логопеда)

Воспитатель: - Посмотрите, сколько красивых снежинок у нас. Мы с вами превратимся в ветерок:

Как подует ветерок, так закружится снежок

- А, вы умеете правильно дуть? Расскажите, как правильно надо это делать.

(Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго.)

- Ой, после снежинок ручки у нас замёрзли, давайте их согреем, подуем на них тёплым воздухом.

Дид. Игра «Исправь ошибку»

Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.

Речевая подвижная игра «Зимой» Импровизация движений

Мы зимой снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Развитие связной речи

.игра «Что снаружи, что внутри?»

Игра «ДАВАЙТЕ ОТГАДАЕМ». Обучение отгадыванию загадок по теме.

Подморозило вчера.

Налетела мошкара,

И от этой мошкары

Стали белыми дворы. (Снег)

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил? (Ветер)

Странный доктор есть на свете,

Он деревья лечит, дети.

— Где болит? Тук-тук

А, нашел. Тут, тут. (Дятел)

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как туг! (Снегирь)

Какой это мастер

 На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

Чтение рассказа В. Зотовой «Синица».

Тема недели:        №22                                                  

 «Маленькие исследователи» (Живое-неживое) (05.02-09.02)

Цель: Познакомить детей с признаками живой природы, учить детей отличать по этим признакам живое и неживое;

Словарная работа: живое, неживое, материалы, инструменты, дышат, растут, питаются, передвигаются, размножаются, живая природа, неживая природа, красота.

Артикуляционная гимнастика:

«Наказать непослушный язык»

Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя- пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.

«Лопатка»

Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык. 

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.

Игры на развитие лексико - грамматического строя речи (с мячом).

 «Живое-неживое». Воспитатель бросает мяч и называет слово, а дети в ответ говорят, живой это предмет или неживой.

«Один – много». Воспитатель бросает мяч и называет, когда предмет один, а дети в ответ говорят – когда этих предметов много.

«Назови ласково». Воспитатель бросает мяч и называет слово, а дети в ответ называют его ласково.

Чтение:

 «Посмотри мой милый друг,

 Что находится вокруг

 Небо светит голубое

 Солнце светит золотое,

 Ветер листьями играет

 Тучка в небе проплывает

 Поле, речка и трава

 Горы, воздух и листва,

 Птицы, звери и леса,

 Гром, туманы и роса

 Человек и время года-

 Это всё вокруг природа!

Беседа по прочитанному:

Что живое, а что неживое в тексте стихотворения.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду

И к тому же в их труде

Всё - по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

И при всей огромности

Обучает скромности.

У Природы круглый год

Обучатся нужно

Нас деревья всех пород,

Учат крепкой дружбе.

Тема недели:       №23

«Миром правит доброта» (Вежливость, комнатные растения) 12.02.24-16.02.24

Цель: формирование представлений о комнатных растениях, правилах ухода за ними;

расширение словаря по теме (растение, стебель, лист, цветок, корень, ухаживать, поливать, протирать)

Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы»

Наши алые цветы

Распускают лепестки,

Плавно разжимают кулаки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Машут перед собой руками.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Плавно сжимают руки в кулаки.

Тихо засыпают,

Кладут руки под щеку

Головой качают

Качают головой.

Артикуляционная гимнастика:

«Окошечко», «хоботок» - «лягушка», «Лопатка», «Иголочка», «Качели», «Индюк», «Часики», «Барабан», «Чистим зубы»

Развитие лексико-грамматического строя речи

Образование формы множественного числа существительных. 

Игра «Один — много».

Один стебелек, а много ... (Стебельков.)

Один лист, а много ... (Листьев.)

Один цветок, а много ... (Цветков.)

Один корень, а много... (Корней.)

Образование притяжательных прилагательных.

Игра «Машин или Колин?». 

У Маши кактус. Чей это кактус? (Это Машин кактус.) 

У Коли толстянка. Чья это толстянка? (Это Колина толстянка.) И т.д.

Чтение стихотворений:

В кабинете на столе,                                                                     Во зеленой во стране,                                                             

  В расписных горшочках                                                     

Подросли цветочки.                                                            

 Вот герань, толстянка,                                                             

 Вот и кактусов семья                                                               

 Их польем мы спозаранку,                                                            

 Я и вся мои друзья.

Катя леечку взяла,

Все цветочки полила.

Пусть попьют водички

Цветочки невелички.

Мягкой тряпочкой листочки  

Протирала наша дочка.

Пыль дышать мешает,

Поры закрывает.

Тема недели:     №24

«Наши защитники» (Военные профессии, военный транспорт) 19.02.24-23.02.24

       Формирование представлений о военных профессиях, видах и родах войск. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением «Наша Армия».

Ввести в активный словарь:

Существительные: Военный, лётчик, танкист, пограничник, оружие, танк, самолёт, корабль, армия, Родина, граница, солдат, корабль, моряк, матрос, капитан, ракета, ракетчик, оружие,

Глаголы: охранять, защищать, воевать, стрелять, летать, плавать, запускать

Прилагательные: сильный, храбрый, быстрый, смелый.

Наречия: храбро, смело, быстро, умело.

1. Развитие артикуляционной моторики, мимических мышц и речевого дыхания 

Артикуляционная гимнастика:

«Окошечко», «хоботок» - «лягушка», «Лопатка», «Иголочка», «Качели», «Индюк», «Часики», «Барабан», «Чистим зубы»

Развитие правильного речевого дыхания «Футбол», «Сдуй снежинку», «Фокус»; «Весёлое путешествие»

Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - БИ-БИ, ТУ-ТУ. (с увеличением слогов)

 Развитие мелкой моторики

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой.

Пальцы шагают по столу

Поочерёдное соединение всех пальцев с большим пальцем на левой руке.

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Игра «Хлопай, не зевай» Цель: Развитие фонематического слуха, выделение звука [м] из ряда звуков.

Игра «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОРЗИНКИ». Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков [а], [у], [о] в словах (ударная начальная позиция).

Д/и «Хлопни, как я» цель: развитие слухового восприятия, умение передавать ритмический рисунок.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Игра «НАЙДИ МЕСТО» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов ПО, В.

Д/И «Четвертый лишний» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже.

Д/И «Один - много» Цель: Совершенствование грамматического строя речи.

Д/И «Назови ласково» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развитие связной речи

Чтение C. Маршак «Дядя Степа».

6. Развитие ВПФ

Д\и «Кого, чего не стало» Цель: Развитие зрительного внимания.

«Угадай, кто это?» Цель: Развитие мышления. (части предмета - целый предмет)

«Отгадай загадку» по теме недели.

  1. Развитие тонкой моторики пальцев рук

Штриховки, обводки по теме.

Тема недели:      №25

«Быть здоровыми хотим»  (Спорт. Виды спорта) 26.02.24 – 01.03.23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе

В методической разработке  обобщен опыт по организации взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя в процессе формирования коммуникативной деятельности дошкольников с нарушением речевого разв...

тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя 2 младшей группы

тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя 2 младшей группы...

тетрадь Взаимодействие логопеда с воспитателем

Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя в подготовительной группе...

тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя

тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя...

Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя

В тетради взаимодействия логопеда и воспитателя даны задания в соответствии с пройденным материалом...

Тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателем (пример)

Для наглядности представлены два варианта оформления тетради...