Организация совместной работы логопеда и воспитателя в условиях ДОУ
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_rabota_logopeda_i_vospitatelya_2021.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет.

Подготовила: учитель-логопед Осинина С.Н.

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по коррекционно-образовательному сопровождению детей с нарушением речи.

Успех логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы во многом зависит от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

К старшему дошкольному возрасту, ребёнок овладевает самостоятельной монологической речью. Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально-выразительным. У дошкольника должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.

Целью коррекционно-логопедического обучения является воспитание у детей правильной, чёткой, артикуляционно чистой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.

Учитель-логопед и воспитатель работают над развитием речи детей совместно, руководствуясь общими требованиями программы.

Методические рекомендации по организации коррекционного процесса.

1. Ознакомление с результатами первичного обследования детей.

Обсуждение выявленных учителем-логопедом во время первичного обследования нарушений развития детей является одним из важнейших направлений совершенствования коррекционно-воспитательного процесса. По итогам беседы определяются единые требования и особенности взаимодействия с тем или иным ребёнком.

2. Распределение обязанностей учителя-логопеда и воспитателя.

Ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю-логопеду.

Учитель-логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Артикуляцией звуков, автоматизацией (на этапе автоматизации  совершенствованием ЛГК)

Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи. Развитием связной речи совершенствованием лексико-грамматических категорий.

3. Преемственность в планировании.

Тематика занятий воспитателя соотносится с “Программой обучения и воспитания”, а тематика логопедических занятий соответствует "Образовательной программе специальной коррекционной работы учителя-логопеда". Каждый педагог составляет отдельный план своей работы. Совпадение некоторых формулировок предполагает различный подход к отрабатываемому материалу, различное содержание, объём и приёмы работы. Но план по развитию речи необходимо составлять единый, чтобы не было дублирования, включая туда темы занятий учителя-логопеда и воспитателя,.

Воспитатель обращает внимание логопеда на неусвоение программы ребенком в группе, логопед включает в занятия работу по необходимому параметру. (например: ребенок не слышит первый звук в слове и т.д.)

Тетради  и пособия основные выбираются совместно воспитателем и логопедом  в соответствии с планированием, индивидуальным маршрутом, рабочей программой.

Обучение грамоте Цуканова Бетц. Я учусь говорить и читать

Коноваленко С.В. «Пишем и читаем» -подготовительная группа

Арбекова. Развитие речи, 3 альбома  Мир растений, Мир животных, Мир человека – по возрастам.

4. Разделение функций между учителем-логопедом и воспитателем.

Для эффективной работы по преодолению речевых дефектов детей, необходимо правильное распределение обязанностей учителя-логопеда и воспитателя (чёткое деление функций между воспитателем и учителем-логопедом.

Учитель-логопед работает над речью в соответствии с требованиями программы и плана индивидуальной коррекции нарушений речи).

Коррекционные задачи логопеда:

•        Формирование артикуляционной моторики,

•        Формирование речевого дыхания,

•        Формирования звуко-слоговой структуры слова,

•        Формирование просодической стороны речи.

•        Формирование ЛГК на этапе автоматизации звуков.

•        Совершенствование словарного запаса, формирование лгк (дети младшего возраста)

Коррекционные задачи воспитателя:

•        постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики; графомоторных навыков,

•        закрепление произношения поставленных учителем-логопедом звуков;

•        целенаправленная отработка речевого материала по заданию учителя-логопеда;

•        формирование и совершенствование ЛГС и связной речи.

•        развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале;

•        закрепление навыков чтения и письма.

Коррекционных задачи, которые решаются учителем-логопедом и воспитателем совместно:

•        развитие коммуникативной функции речи;

•        воспитание речевой активности,

•        обучение грамматически правильной речи;

•        обучение рассказыванию;

•        обогащение и активизация словаря;

•        формирование звуковой культуры речи и т.п.

Воспитатель обращает внимание логопеда на неусвоение программы ребенком в группе, логопед включает в занятия работу по необходимому параметру. (например: ребенок не слышит первый звук в слове и т.д.)

Логопед осуществляет деятельность по совершенствованию ЛСГ, связной речи и коммуникации на этапах автоматизации звуков.

5. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя.

Взаимосвязь между воспитателем и учителем-логопедом осуществляется через тетрадь взаимодействия. Задания, которые определяет учитель-логопед для закрепления, могут быть записаны по следующим категориям: автоматизация поставленных звуков, закрепление лексико-грамматической категории,   совершенствование навыка составления рассказа, совершенствование фонематических компетенций).

Логопед осуществляет консультации воспитателя в течение года, при необходимости проводит  внеплановые обследования с целью выяснения скрытых проблем.

Воспитатель закрепляет материал, поправляет произношение (в случае поставленного звука) во всех режимных моментах по заданию учителя-логопеда и под его непосредственным руководством.

Только благодаря правильной организации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя можно повысить эффективность коррекционной работы по преодолению нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА"

Данная работа посвящена изучению и своевременной коррекции фонетико-фонематического недоразвитии речи у детей дошкольного возраста. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать...

Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарущениями речи.

Системный подход в реализации логопедической работы по автоматизации и исправлению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....

Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи

Семья и детский сад – две сферы жизни ребенка. Определяющей чертой взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром в образовательном процессе. Наряд...

«Организация совместной работы логопеда и воспитателя по развитию детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО»

Частное образовательное учреждение Учебный Центр дополнительного образования «Все вебинары.ру»...

«Оказание совместной работы логопеда и воспитателя по развитию детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО»

Частное образовательное учреждение Учебный Центр дополнительного образования «Все Вебинары.ру»...