Организация совместной работы логопеда и воспитателя в условиях ДОУ
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_rabota_logopeda_i_vospitatelya_2021.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет.
Подготовила: учитель-логопед Осинина С.Н.
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по коррекционно-образовательному сопровождению детей с нарушением речи.
Успех логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы во многом зависит от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
К старшему дошкольному возрасту, ребёнок овладевает самостоятельной монологической речью. Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально-выразительным. У дошкольника должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.
Целью коррекционно-логопедического обучения является воспитание у детей правильной, чёткой, артикуляционно чистой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.
Учитель-логопед и воспитатель работают над развитием речи детей совместно, руководствуясь общими требованиями программы.
Методические рекомендации по организации коррекционного процесса.
1. Ознакомление с результатами первичного обследования детей.
Обсуждение выявленных учителем-логопедом во время первичного обследования нарушений развития детей является одним из важнейших направлений совершенствования коррекционно-воспитательного процесса. По итогам беседы определяются единые требования и особенности взаимодействия с тем или иным ребёнком.
2. Распределение обязанностей учителя-логопеда и воспитателя.
Ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю-логопеду.
Учитель-логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Артикуляцией звуков, автоматизацией (на этапе автоматизации совершенствованием ЛГК)
Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи. Развитием связной речи совершенствованием лексико-грамматических категорий.
3. Преемственность в планировании.
Тематика занятий воспитателя соотносится с “Программой обучения и воспитания”, а тематика логопедических занятий соответствует "Образовательной программе специальной коррекционной работы учителя-логопеда". Каждый педагог составляет отдельный план своей работы. Совпадение некоторых формулировок предполагает различный подход к отрабатываемому материалу, различное содержание, объём и приёмы работы. Но план по развитию речи необходимо составлять единый, чтобы не было дублирования, включая туда темы занятий учителя-логопеда и воспитателя,.
Воспитатель обращает внимание логопеда на неусвоение программы ребенком в группе, логопед включает в занятия работу по необходимому параметру. (например: ребенок не слышит первый звук в слове и т.д.)
Тетради и пособия основные выбираются совместно воспитателем и логопедом в соответствии с планированием, индивидуальным маршрутом, рабочей программой.
Обучение грамоте Цуканова Бетц. Я учусь говорить и читать
Коноваленко С.В. «Пишем и читаем» -подготовительная группа
Арбекова. Развитие речи, 3 альбома Мир растений, Мир животных, Мир человека – по возрастам.
4. Разделение функций между учителем-логопедом и воспитателем.
Для эффективной работы по преодолению речевых дефектов детей, необходимо правильное распределение обязанностей учителя-логопеда и воспитателя (чёткое деление функций между воспитателем и учителем-логопедом.
Учитель-логопед работает над речью в соответствии с требованиями программы и плана индивидуальной коррекции нарушений речи).
Коррекционные задачи логопеда:
• Формирование артикуляционной моторики,
• Формирование речевого дыхания,
• Формирования звуко-слоговой структуры слова,
• Формирование просодической стороны речи.
• Формирование ЛГК на этапе автоматизации звуков.
• Совершенствование словарного запаса, формирование лгк (дети младшего возраста)
Коррекционные задачи воспитателя:
• постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики; графомоторных навыков,
• закрепление произношения поставленных учителем-логопедом звуков;
• целенаправленная отработка речевого материала по заданию учителя-логопеда;
• формирование и совершенствование ЛГС и связной речи.
• развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале;
• закрепление навыков чтения и письма.
Коррекционных задачи, которые решаются учителем-логопедом и воспитателем совместно:
• развитие коммуникативной функции речи;
• воспитание речевой активности,
• обучение грамматически правильной речи;
• обучение рассказыванию;
• обогащение и активизация словаря;
• формирование звуковой культуры речи и т.п.
Воспитатель обращает внимание логопеда на неусвоение программы ребенком в группе, логопед включает в занятия работу по необходимому параметру. (например: ребенок не слышит первый звук в слове и т.д.)
Логопед осуществляет деятельность по совершенствованию ЛСГ, связной речи и коммуникации на этапах автоматизации звуков.
5. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя.
Взаимосвязь между воспитателем и учителем-логопедом осуществляется через тетрадь взаимодействия. Задания, которые определяет учитель-логопед для закрепления, могут быть записаны по следующим категориям: автоматизация поставленных звуков, закрепление лексико-грамматической категории, совершенствование навыка составления рассказа, совершенствование фонематических компетенций).
Логопед осуществляет консультации воспитателя в течение года, при необходимости проводит внеплановые обследования с целью выяснения скрытых проблем.
Воспитатель закрепляет материал, поправляет произношение (в случае поставленного звука) во всех режимных моментах по заданию учителя-логопеда и под его непосредственным руководством.
Только благодаря правильной организации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя можно повысить эффективность коррекционной работы по преодолению нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА"
Данная работа посвящена изучению и своевременной коррекции фонетико-фонематического недоразвитии речи у детей дошкольного возраста. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать...
Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарущениями речи.
Системный подход в реализации логопедической работы по автоматизации и исправлению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....
Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи
Семья и детский сад – две сферы жизни ребенка. Определяющей чертой взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром в образовательном процессе. Наряд...
«Организация совместной работы логопеда и воспитателя по развитию детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС»
ЧОУ УЦДО«Все Вебинары.ру»...
«Организация совместной работы логопеда и воспитателя по развитию детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО»
Частное образовательное учреждение Учебный Центр дополнительного образования «Все вебинары.ру»...
«Оказание совместной работы логопеда и воспитателя по развитию детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО»
Частное образовательное учреждение Учебный Центр дополнительного образования «Все Вебинары.ру»...