Игры и упражнение на обогащение словарного запаса
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Брянская Марина Павловна

Игры и упражнение на обогащение словарного запаса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bryanskaya_igry.docx262.13 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнение на обогащение словарного запаса

https://for-teacher.ru/edu/data/img/pic-023no0is2x-003.jpg

Игра «Посылка»

Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

Ход игры: Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.        

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Ход игры: Воспитатель называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил логопед, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжелый, а пух ...

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Ход игры: воспитатель говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» — это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)

Ход игры: предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

Игра «Аналогии»

Цель: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)

Ход игры: Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Игра «Я знаю пять…»

Цель: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Ход игры. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» - и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Игра «Я собрал в огороде…»

Цель. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Ход игры: Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т.д.

Игра «Назови другим словом»

Цель. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

Ход игры: Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...

Игры и упражнения для обогащения словарного запаса детей с речевыми нарушениями

Консультация для родителей на тему:«Игры и упражнения для формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.1.     «Эхо» — взрослый произносит слов...

Дидактические игры и упражнения по обогащению словарного запаса

Упражнения по расширению, уточнению и систематизации словаря. Дидактические игры и упражнения по обогащению словарного запаса ...

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста

Комплекс игр способствует развитию и обогащению словарного запаса детей. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях....

Консультация для воспитателей Лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей

Комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста включает в себя различные направления.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, ...

картотека игр и упражнений для обогащения словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи дошкольников 6-7 лет

картотека игр и упражнений для обогащения словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи дошкольников 6-7 лет...

Упражнения для обогащения словарного запаса

Упражнения для обогащения словарного запаса...