Презентация "Технологии развития связной речи у дошкольников".
презентация по логопедии
В презентации представлены технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_razvitiya_svyaznoy_rechi_u_doshkolnikov.pptx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уровень развития личности дошкольника во многом зависит от уровня его речевого развития. Развитие речи в период дошкольного детства является одной из важнейших задач интеллектуального развития и подготовки детей к школьному обучению.
Связная речь Под связной речью понимается логическое, последовательное, грамматически правильное и образное изложение определённого содержания. Это цепочка логически сочетающихся предложений, обеспечивающая коммуникацию и взаимопонимание. Обучение связной речи – одна из ведущих задач речевого развития.
Формы связной речи Формы связной речи монологическая диалогическая естественная форма общения , которая предполагает чередование высказываний собеседников, прослушивание этих высказываний собеседниками связное, логическое высказывание одного говорящего, отличающееся своей последовательностью
Основные характеристики связного развёрнутого высказывания : тематическое и структурное единство; адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче; произвольность , плановость и конспективность изложения; логическая завершенность; грамматическая связность; понятность для собеседника.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учётом их возрастных особенностей и возможностей . Основная функция связной речи – коммуникативная . Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог . Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи . Связная речь выполняет социальные функции . Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание.
Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности: о смысленность; п олнота передачи; ш ирокое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д .; п равильный ритм, отсутствие длительных пауз; к ультура изложения в широком смысле слова: -- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям, -- интонационная выразительность речи, -- достаточная громкость, -- отчётливость произношения.
Этапы формирования связной речи в дошкольном возрасте К концу первого года – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться . На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются первоначальной формой речи – диалогической.
В 3-4 года у ребенка развивается наглядно действенное мышление, и его речевая практика прочно привязана к конкретным предметам и ситуациям. Младший дошкольник уже говорит, но простыми словосочетаниями с использованием неопределенных форм местоимений и наречий (тот, там ). К 5-ти годам ребенок начинает составлять сложные предложения, которые звучат, как набор простых , хорошо описывает наглядные ситуации. Шестилетний ребенок в соответствии с нормами речевого развития должен активно использовать развернутые высказывания, применять языковые средства , такие как сравнение, эпитеты. Связная речь старших дошкольников опирается на образное мышление . В этом возрасте дети используют самую сложную форму связной речи – объяснительную.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи и использования активной речи детей как средства общения, педагоги формируют умение задавать вопросы . В младшем дошкольном возрасте учат детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, воспитывается потребность делиться своими впечатлениями, привычка пользоваться простыми формулами речевого этикета. В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками , больше внимания уделяют качеству ответов детей, п родолжается воспитание культуры общения. Формы организации обучения связной речи детей в старшей и подготовительной группах могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения. С одержание требований к диалогической речи по возрастным группам
Монолог Повествование Пересказ Рассказ Описание Рассуждение
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы . С одержание требований к монологической речи по возрастным группам
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе . Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу.
В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые . Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания.
М онологическая речь развивается в обучении детей. Важное условие развития диалогической речи - организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Основной метод формирования диалогической речи - разговор педагога с детьми. Эффективные методы развития: дидактическая игра, подвижная игра, использование приёма словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.
Приёмы работы по формированию связной речи. 1. Беседа с ребёнком 2 . Чтение рассказов или сказок . 3 . Беседа (диалог ). 4. Составление описательного рассказа .
Приёмы работы по формированию связной речи. 5. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Приёмы работы по формированию связной речи. 6. Составление рассказа по сюжетной картине .
Приёмы работы по формированию связной речи. 7. Пересказ в ыборочный пересказ ; п одробный или близкий к тексту; краткий (сжатый) пересказ .; т ворческое рассказывание (с творческими дополнениями) ; п ересказ без опоры на наглядность . Критерии оценки детского пересказа: - Полнота пересказа ; - последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей; - использование слов и оборотов авторского текста, ( очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности); - характер употребляемых предложений и правильность их построения; - отсутствие длительных пауз. 8 . Самостоятельное составление рассказа .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые отв...
Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений
статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....
Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».
Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...
Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...
Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)
Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов дошкольного образовательного учреждения...