Картотека дидактических игр по формированию правильного звукопроизношения.
картотека по логопедии (старшая группа)

Новоковская Наталия Ивановна

Сборник игр на формирование правильного звукопроизношения и автоматизацию звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на формирование правильного звукопроизношения.

Подготовительный этап.

Дидактическая игра «Пой со мной!»

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
Инструкция: Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.
Инструкция: Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"
Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.
Инструкция: Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

Дидактическая игра «Веселый язычок»

Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.

Ход игры:

В: Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает) Чем закрывается домик? (зубами).

В: Правильно! Нижние зубы – крылечко, а верхние – дверка. Давайте все вместе закроем и откроем домик Язычка. Улыбнитесь, закройте домик так, чтобы и крылечко и дверка были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение «Улыбка») .

Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает.) язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай0ка и я попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Дети выполняют упр. «Полакаем молоко»)

А еще любил Язычок песни петь. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет «а-а-а». услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка.

Дидактическая игра «Маятник»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Зайчик

Ход: В: У некоторых часов есть маятник, и наш язык тоже захотел быть маятником. Он качается из стороны в сторону, но не дотрагивается до губ, а то часы остановятся (показ) .

Дети выполняют упражнение 5-6 раз; после короткого отдыха повторяют его.

Основной этап.

«Что приснилось Зайке?».  В этой игре я автоматизирую и дифференцирую звуки З и ЗЬ.  Ребенку предлагается взять облачко и сказать, что приснилось Зайке. Если он называет звук З правильно, картинка остается у Зайки, если нет, остается у логопеда. Второй вариант игры: необходимо найти и назвать только те картинки, в которых звук З - твердый или только те, в которых звук З – мягкий.

«День рождения Лунтика»

Цель: автоматизация звука [Л,Л] в слова, развивать словарный запас. Развивать внимание, память, зрительное восприятие.

Оборудование: картинка с изображением Лунтика; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: P1182495 600

1) У  Лунтика - День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Лунтику? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Л].

В ходе игры можно предложить ребенку:

- определить место заданного звука в словах( в начале, середине, конце)

- придумать предложение с названием любой картинки.

- разделить слово на слоги и посчитать их количество.

- выделить живое и неживое.

- назвать слова ласково.

- отгадать какой картинки не стало, закрыв ее карточкой.

«Холодильник»Холод 600

Эта игра очень нравится детям. В ней автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, развивается память, пространственные представления.

Варианты игры:

  1. Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).
  2. Взрослый просит убрать на полку выше или ниже от предыдущего и т.п.
  3. Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.
  4. Дифференциация: на правую дверцу сложи продукты в названии которых есть звук  С, на левую в которых есть звук Ш.

«Накорми Зину пирожками и конфетами.»

Ребенку необходимо взять пирожок и назвать правильно и четко с чем он. Если ребенок называет правильно, то пирожок остается Зине, если нет , то пирожок остается у логопеда. Аналогично игра проводится с конфетами.P1282546 40

"Забавный кубик"

Для этой игры используется обычный игральный кубик. Ребенок бросает кубик и повторяет нужный звук (слог) столько раз, сколько точек выпадет на кубике.

При работе с неговорящими детьми, а также с детьми младшего дошкольного возраста, дети должны ставить пальчик на каждую точку и произносить определенный звук. В более старшем возрасте - считают количество точек и произносят звук нужное количество раз.

Игру можно превратить в соревнование, если автоматизировать звук в паре или группе.

"Пиши-стирай"

Для этой игры можно использовать магнитно-маркерную доску, либо детскую магнитную доску с палочкой. Ребенок рисует символ звука на доске и одновременно произносит звук. Например, рисует шарик и произносит /Ш/-шарик надули, затем губкой стирает и тоже произносит /Ш/-шарик лопнул (змейка - /С/, облачко/пар - /П/, барабан - /Б/, машинка - /Р/, пароход/самолет - /Л/).

Также можно использовать буквы, что служит одновременной подготовкой к обучению грамоте.

Дорога домой"

Для этой игры понадобится маленькая игрушка (например, из киндера) и набор счетного материала. От игрушки до домика нужно выложить дорожку из геометрических фигур. Задача ребенка - правильно произносить звук (слог) и одновременно двигать игрушку на один шаг вперед. Если ребенок произнесет звук неправильно, он возвращает фигурку на шаг назад.

"В поисках сокровищ"

Для этой игры можно использовать цветные камешки, бусинки, ракушки. Вариантов заданий много: за каждый правильно произнесенный звук камешек достается ребенку, за неправильный - взрослому; собрать определенное количество камушков в коробку; произносить звуки (слоги, наполняя кузов грузовичка; доставать камешки из мешочка только определенной формы или текстуры; искать камешки в песке (рисе, фасоли) и произносить нужный звук.

Заключительный этап.

«Мы со звуком “Р” играем»

 Стихотворение в картинках позволяет быстро запомнить его, а также автоматизировать звук [Р].

Звук Р

«Считалки».

Ребенок отрабатывает речевой материал в стихотворной форме, опираясь на картинки.

Виноград, трамвай, топор,

Шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша,

Крыша, радуга, Каркуша.

Крыжовник, курица, тетрадь,

Гриб, смородина, кровать,

Груши, грузовик, Петрушка,

Виноград, трамвай, игрушка.












«Собери чемодан и рюкзак». Комплексная логопедическая игра на автоматизацию звуков

В комплекте 2 фона - семья собирает чемодан на море и семья отправляется на пикник в лес и 72 качественные предметные картинки. Помоги собрать все вещи, которые пригодятся на море. Помоги сложить все вещи, без которых не обойтись в лесу. Называй картинки и выделяй звук Р, Л, С ... (в зависимости от того, что автоматизируется). Речевой материал: шоРты, саРафан, поЛотенце, БЛуза, РЕмень, чаСы, кРуг, РасЧеска, зубная паСта, кРЕм, туфЛИ, плееР, Сланцы, Шлепанцы, пЛатье, зеРкало, Зонт, фотоаппаРат, Сандалии, РубаШка, купаЛЬник, кроССовки, дЖинсы, теЛЕфон, Лак, боСоножки, тРуСы, Сумка, коШелёк, БРИтва, биЛЕты, кЛЮч, Зубная щетка, батаРЕйки, Шляпа, оЧки, моЧалка, футбоЛка, науШники, таБЛЕтки, паСпоРт, ноСки, маСка, тРубка, ноЖик, фонаРИк, бинокЛЬ, бейсбоЛка, удоЧка, пЛастыРЬ, пЛЕд, туаЛЕтная бумага, котеЛок, Лодка, бутеРброд, мыЛо, компаС, каРта, коСынка, Лопата, СпиЧки, тороР, Ракетки, пиЛа, теРмос, веРЕвка, воЛанЧик, паЛатка, шаШлык, соЛЬCAM02474 30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование правильного звукопроизношения в дидактических играх и упражнениях"

Формирование правильного звкопроизношения  в дидактических играх и упражнений.Щербак Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ  «Детский сад № 85»города Бийска Проблема формирование пр...

Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»

Передо мной как  воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, котор...

Статья "Формирование правильного звукопроизношения в дидактических играх и упражнений у детей дошкольного возраста".

Статья направлена на формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРНА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ...

Картотека игр, направленных на формирование правильного звукопроизношения для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

1. «Пускание корабликов»Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспит...