Подготовке артикуляционного аппарата детей 3-4 лет к правильному произношению звуков родного языка.
занимательные факты по логопедии (старшая группа)
Разработка по артикуляционной гимнастики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnyy_skazki_rmo.doc | 212.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 3 «Теремок»
665930, г. Байкальск, м-н Южный, квартал 1 д.27,
тел. 8(39542)3-25-46, e-mail: teremok.baik@mail.ru
ОГРН 1023802719490 ИНН/КПП 3837000202/381001001
РМО «Малышок» Калейдоскоп педагогических идей |
Подготовке артикуляционного аппарата детей
3-4 лет к правильному произношению звуков родного языка.
Подготовили:
Воспитатели 1 мл. гр.:
Зазуля М.В., I кв.к.,
Байкальск 2021г.
«Прекрасная сама по себе детская речь
имеет, кроме того, научную ценность,
так как, исследуя ее, мы тем самым
открываем причудливые закономерности
детского мышления».
К. И. Чуковский.
Актуальность
Речь – это основа человеческого разума, венец творения природы, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы. Речь включена во все проявления психической деятельности человека. С ее помощью передается опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни.
Однако было бы ошибочным рассматривать речь, как нечто дарованное нам в готовом виде. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин.
В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители часто забывают об этом или из-за занятости не обращают внимания на процесс развития речи ребёнка. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или телефона), редко слушает рассказы, сказки из уст родителей, редко получает полноценные ответы на интересующиеся вопросы по дороге домой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью. И еще одной не мало важной причиной является, что многие родители не дают детям твердой пищи (морковь, яблоки с кожурой) из-за этого не развивается артикуляционный аппарат.
Для полноценной работы артикуляционного аппарата и становления звукопроизношения применяются различные виды артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки) Им доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мимических упражнений. Например, «Часики», «Качели», «Улыбочка», «Грибок» и др.
Особый интерес представляют артикуляционные сказки.
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений.» В.А. Сухомлинский
Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей.
Сказка — это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку.
Сказка поможет снять тревогу у ребенка. Также поможет поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.
Цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению звуков.
Задачи:
1.Развитие мышц речевого аппарата.
2.Формирование артикуляционных укладов, необходимых для постановки звуков.
3.Создание положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься.
4. Создание сборника артикуляционных сказок для занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы заинтересовать детей, в своей работе мы применяем артикуляционные сказки собственного сочинения «Сказки Веселого язычка». Каждая сказка разработана с учетом возрастных особенностей детей . При создании учитывалось направление по сенсорному развитию детей: в сказках закрепляется цвет и форма. В наших сказках работает не только артикуляционный аппарат, а так же руки, ноги ведется работа над сенсорными эталонами. Игры с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности.
А также использую биоэнергопластику - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Главный герой логопедических сказок – это веселый Язычок, который приходит в гости к детям. В сказках используются не только элементы звукоподражания, но и разнообразные потешки, стихи для заучивания, которые способствуют развитию памяти и повышению речевой активности. Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики с помощью пальчиковых упражнений и игр.
Каждый день в гости к детям приходит кукла «Веселый язычок» и приносит с собой разные сюрпризы (варенье, часики, морковь и т. д).
Гимнастика проводиться ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись
В работе над сказками учитывался принцип языкового онтогенеза при подборе артикуляционных упражнений и звуков для подражания. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает:
-улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию;
-улучшить подвижность артикуляционных органов;
-укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
-научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
-увеличить амплитуду движений;
-уменьшить спастичность артикуляционных органов;
-подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Артикуляционную гимнастику целесообразно, выполнять повторяя каждое упражнение 3-5 раз.
Длительность выполнения упражнений не более 5-8-10 минут.
Артикуляционная сказка №2
Цели: Закрепить правильное произношение звука [а], учить правильно произносить звук [у].
Развивать подвижность органов артикуляции и мелкой моторики.
Воспитывать интерес к звукам окружающего мира.
Ход сказки:
Однажды Язычок пришёл с прогулки домой, посмотрел в зеркало и подумал: “Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на прогулке бегал. Надо причесаться”. Достал расчёску и начал причёсываться.
-Давайте покажем, как он это делает.
Упражнение «Расческа»: губы в улыбке, зубы видны. Язык прикусить зубами. Двигать языком вперед – назад, не разжимая зубов. Повторить 5-10 раз
С волосами я дружу
Их в порядок привожу.
Благодарна мне причёска
А зовут меня…(Расчёска).
У Язычка было такое хорошее настроение, и он запел песенку: «А–а-а-а…» (Поднимаем руки вверх).
Мама позвала сыночка выпить сок. Язычок попил сок (Показать).
- А какой был сок? Какой у него вкус? А цвет какой? (Ответы детей.)
- Сок был вкусный? (Да)
Сок был такой вкусный, что Язычок облизал губки.
Упражнение «Вкусное варенье»: открыть рот. Широким языком «слизывать» варенье с верхней губы. Повторить несколько раз.
Попил и сказал: «Спасибо».
Взял Язычок дудочку и весело заиграл: «Ду-ду-ду…»
Упражнение «Дудочка»: с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты). Показать с помощью губ и пальцев.
Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома стоял длинный забор. Вот такой! Упражнение «Заборчик»: улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать в таком положении под счет до 5.
А на крыше дома была вот такая труба (С напряжением вытянуть вперед губы). В трубе живёт веселый ветер. «У-у-у…» - поёт он (Винтообразные движения указательного пальца, губы вытянуты в трубочку.).
Но тут ветер усилился и запел ещё громче: «У-у-у…» (Показать)
На небе набежали тучки, и по крыше забарабанил дождь «Д-д-д…».
Упражнение «Дождь» (Стучим пальцами по коленям и язычком в зубки).
Язычок побежал домой и смотрел в окно с мамой на то, как идёт дождь. Изобразить, как стучит дождик.
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи
Артикуляционная сказка №3
Цели:
Учить правильно произносить звук [У ].
Закрепить знания основных цветов.
Развивать подвижность органов артикуляции через выполнение простых пальчиковых упражнений.
Воспитывать интерес к звукам окружающего мира.
Ход сказки:
Однажды мама сходила в магазин и купила своему сыночку Язычку воздушные шарики. Язычок сказал маме: «Спасибо!»
-А вы говорите маме «Спасибо», когда она вам что-нибудь покупает? (Ответы детей)
-Язычок начал сразу же надувать шарики.
Упражнение «Надуем шарик»: «У-у-у…» на выдохе.
Раздуть щёки наподобие воздушного шарика (по максимуму). Удерживать в таком положении несколько секунд. Затем шарик начинает постепенно «сдуваться». Делаем это постепенно, очень медленно, выпуская воздух сквозь сжатые губы.
Покажите пальчиками, как «растет» шарик. Какого цвета будет шарик? (Надуваем четыре шарика основных цветов, по одному их достаем. Показываем шарики , повторяем цвета с детьми).
Надул наш Язычок шары и спросил у мамы: «Можно, мамочка, я пойду погуляю и возьму с собой один шарик?»
Мама разрешила, но сказала, что сначала нужно покушать.
Язычок съел два блинчика.
Упражнение «Блинчик»: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Выпил чай с вкусным вареньем, облизал губки и сказал…
Упражнение «Вкусное варенье»: Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
-Что сказал Язычок? («Спасибо»)
Взял наш Язычок шарик и побежал на улицу. (Топаем ногами.)
Бежит наш Язычок по тропинке, а на встречу:
Зайка серый скачет ловко
В лапках у него морковка.
(Указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.)
Упражнение «Зайчик»: поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускает её обратно.
«Привет!» - сказал зайчик.
«Привет!» - ответил Язычок (изобразить, как они здороваются).
«У! Что это у тебя такое круглое?» - спросил зайчик (изобразить удивление).
«Воздушный шарик» - ответил Язычок.
Он увидел, что зайчику понравился воздушный шарик, и подарил его зайчику. А зайчик так обрадовался, что решил подарить Язычку морковку. Язычок сказал: «Спасибо».
Язычок никогда не видел такой морковки. Она была такого яркого цвета!
- А вы знаете, какой цвет у морковки? (Ответы детей).
Язычок взял морковку и побежал домой ее кушать.
«До свидания!» - сказал он зайчику. (Топаем ногами).
А довольный воздушным шариком ,зайка побежал по тропинке, напевая песенку: (С помощью пальцев изобразить ушки)
«Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет
Пиф! Паф! Не попал,
Серый зайчик убежал!»
Список литературы
1.Куликовская Т. А. К90 Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство
Гном и Д», 2004.-32 с.
2.Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
3.Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика.
4. Н.А. Нищевой. «Веселая артикуляционная гимнастика» Детство-Пресс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков»
Самым эффективным средством подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков является артикуляционная гимнастика. Эти упражнения разработаны для разных групп мышц. Есть упражнения общей артику...
Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»
· упражнения для развития дыхания детей;· упражнения для губ;· упражнения для щек;·...
Презентация. Семинар - практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков."
Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования звуковой культуры речи у дошкольников с помощью артикуляционной гимнастики, закрепление и совершенствова...
Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к произношению звука Л.
Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1-5 предполагают удержание такой позы под счёт до 5 (10); упражнения 6-12 выполняются 10-15 раз....
Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к произношению звука Р.
Все упражнения выполняются перед зеркалом.Упражнения 1-3, 5 предполагают удержание статической позы под счет до 5 (до 10); упражнения 4,6 – 12 выполняются 10-15 раз....
Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к произношению свистящих звуков (рекомендована Л.А. Комаровой)
Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1-3, 5 предполагают удержание статической позы под счет до 5 (до 10); упражнения 4, 6-12 выполняются 10-15 раз....
Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к произношению звука Ль.
Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1-3 предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 4-6 выполняются 10-15 раз....