Упражнения для формирования правильного речевого дыхания
статья по логопедии
В статье приведены упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха и выдоха; дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движением; упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_formirovaniya_pravilnogo_rechevogo_dyhaniya.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для формирования правильного речевого дыхания.
Дыхание – важнейший физиологический процесс человеческого организма. Речевое дыхание отличается от физиологического – оно является управляемым процессом. В норме речевой вдох короткий и легкий, а выдох – длительный и плавный. Соотношение вдоха и выдоха примерно 1:10. Речевой вдох совершается через рот и нос, а выдох – только через рот. При этом воздух должен расходоваться равномерно и экономно.
Физиологи выделяют три типа дыхания:
1. Поверхностное ключичное (верхнегрудное). При этом типе дыхания вдох осуществляется за счет того, что верхняя часть грудной клетки поднимается и расширяется. Внешне это проявляется втягиванием живота и поднятием плеч.
2. Грудное. При этом типе дыхания работает нижняя часть грудной клетки – она расширяется и поднимается. Диафрагма включается в работу, но недостаточно активно.
3. Диафрагмально-реберное ( нижнереберное). Вдох и выдох производится за счет диафрагмы и межреберных мышц. При этом наиболее активная нижняя, самая емкая часть мышц. Стенка живота на вдохе приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. На выдохе живот втягивается, мышцы грудной клетки сокращаются. При этом типе верхняя часть грудной клетки, ключицы и плечи остаются практически неподвижными. Этот тип дыхания наиболее удобен для речи.
Если речевое дыхание организовано неправильно, нарушается ритм речи, разбиение высказывания на части (синтагмы), что затрудняет восприятие смысла высказывания. Попытки произнести синтагму на укороченном выдохе приводит к ускорению темпа речи – тахилалии. Иногда при коротком выдохе говорящий старается для повышения разборчивости произносить на одном выдохе не синтагму, а только одно слово или словосочетание. Вэтом случае темп речи замедляется, возникает другое нарушение темпа речи- брадилалия.
Дыхание тесно связано с голосообразованием и артикуляцией – все это взаимообусловленные процессы, поэтому тренировку дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции необходимо проводить одновременно. Задания усложняются постепенно. Так, тренировку выдоха сначала производят на отдельных гласных, потом на словах, затем – на короткой фразе. Контролировать правильное речевое дыхание можно с помощью ладони, если положить ее на область диафрагмы.
Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику нижнереберного диафрагмального дыхания, сознательно регулировать его ритм, а так же правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки. , согласование процессов дыхания, голосоведения и артикуляции
Рекомендации по выполнению упражнений
- Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот.
- Вдыхать бесшумно. Не набирать слишком много воздуха. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть свободным, естественным, без усилий, дыхание не форсировать
- «Добирать» воздух можно только между смысловыми отрезками во фразе.
- Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди. Чтобы плечи не поднимались при вдохе.
- Необходимо дышать свободно и плавно, избегая судорожности и толчков в дыхании
- Выдох должен сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.
В дыхательной гимнастике используются следующие упражнения
1. Упражнения для воспитания навыка правильного полного вдоха.
Данные упражнения выполняют сначала лежа, и только затем сидя и стоя.
Упражнение 1. Руки положить на область диафрагмы, выдохнуть остатки воздуха, плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, при этом руки поднять вверх. Выдох производить через рот. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха произносить звук «ШШШШ….» или «ФФФФ…»
Упражнение 2 . На область диафрагмы положить книгу или игрушку, выдохнуть остатки воздуха, плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед,
поднимая книгу. Выдох производить через рот. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается, книга опускается. Для контроля ротового выдоха произносить звук «ШШШШ….» или «ФФФФ…»
Упражнение 3 . Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед. Осуществлять выдох с поочередным подтягиванием колен к животу. Производить выдох через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха произносить звук «ШШШШ….» или «ФФФФ…»
Упражнение 4. Выполняется как упражнение 3, но на выдохе подтягивать одновременно оба колена.
Упражнение 5. Сидя на полу: руки развести в стороны и одновременно вдохнуть плавно и глубоко. Плечи не поднимать! На выдохе наклонить туловище вперед в три рывка со звуком «ш-ш-ш» или «ф-ф-ф».
2.Упражнения для воспитания навыков правильного полного выдоха.
Упражнение 1. Глубоко и резко вдохнуть через нос в нижние ребра. Плечи не поднимать! Резко, активно выдохнуть через рот. Это упражнение активизирует дыхательный аппарат, осуществляет хороший массаж связок активной воздушной струей.
Упражнение 2. «Задуть воображаемую свечу». Положить ладони на ребра. Вдохнуть и «Подуть на свечу». Воздух из легких выходит плавно и постепенно, ребра опадают не мгновенно, а постепенно, по мере выдувания.
Упражнение 3. «Фиксированный выдох». После свободного вдоха, сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя интенсивность выдоха). Следить за правильной осанкой и за расслабленностью мышц плечевого пояса, шеи, лица.
Упражнение 4. Проделать упражнение «Фиксированный выдох» под счет (до8, до 12, …)
3.Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом.
Упражнение 1. Проделать упражнение «Фиксированный выдох» с произнесением звуков «с-с-с», «ш-ш-ш», «ф-ф-ф», «м-м-м». Необходимо протянуть выдох как можно больше, при этом обращать внимание на плавность выдоха.
Упражнение 2. На выдохе протяжно произносятся слоговые цепочки: сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличивать количество слогов.
а) полунапевно произносить на вдохе: ммаммоммуммыммэ;
б) произносить на выдохе: мму! мма! ммы! ммы! ммо! ммэ!
в) протяжно произносить на выдохе: маанааваазаа….
Упражнение 3. Активно взять дыхание, а на выдохе произнести слоги: «да-да-да» Язык дробно ударяет по твердому нёбу, около верхних резцов. Нижняя челюсть свободна, но не падает. Дыхание плавное, без толчков.
4. Дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движениями.
Упражнение 1. Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом порционно. Медленно и плавно выдохнуть через рот. Произнося «пффф».
Упражнение 2. «Лесорубы». Вдох. На выдохе выполняем движение, имитирующее удар топора, произносим: «Ах!» («Ах! Ох!», «Ах! Ох! Ух!»
Упражнение 3. «Спустить мяч». Вдох. Руки на уровне груди. Сжимаем воображаемый мяч со звуком «с-с-с».
Упражнение 4. «Раздвинем стены». Руки на уровне груди. Вдох. Руки вперед (выдох) со звуком «ж». Вдох. Руки в стороны (выдох) со звуком «з». Вдох. Руки назад (выдох) со звуком «ш». Вдох. Руки вверх (выдох) со звуком «с»
5.Упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха.
При выполнении этих упражнений важно:
- Обращать внимание на равное распределение выдоха на протяжении всего высказывания.
- Придерживаться умеренного темпа речи с четким договариваем слова в полном его объеме.
- При чтении стихотворений, произнося возрастающее количество строк на одном выдохе, соизмерять расход воздуха с объемом текста.
Упражнение 1. Использование люфт-паузы (воздух добирается после каждой строчки)
Пример:
Жили у бабуси /
Два веселых гуся //
Ай, люли, ай. Люли /
Два веселых гуся //
Упражнение 2. «Трубач». Сделать вдох, к губам прижать на одном выдохе.
Пример:
Ах, вы, сени, мои сени,
Сени новые мои.
Сени новые, кленовые.
Решетчатые.
Упражнение 3. «Счет». Вдох. На выдохе посчитать. (По аналогии перечислить дни недели, месяцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Формирование правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с помощью физических упражнений
В статье указаны примерные упражнения для использования в режимных моментах, прогулках, непосредственно образовательной деятельности и в занятиях родителей с детьми для эффективного влияния на р...
Формирование правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с помощью физических упражнений
В статье указаны примерные упражнения для использования в режимных моментах, прогулках, непосредственно образовательной деятельности и в занятиях родителей с детьми для эффективного влияния на р...
«Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений».
Данная консультация знакомит родителей детей логопатов с теоретическим аспектом речевого дыхания детей и с практическими упражнениями , собранными в картотеку....
«Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений»
Консультация для воспитателей...
Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...