Проект "Песочная терапия"
проект по логопедии (средняя группа)

Дьяконова Евгения

 

Песочная терапия является современной методикой «терапии песком». По своей сути она представляет игровую технологию, которая обеспечивает развитие положительных эмоций у детей, стимулирует ребенка к развитию познавательных навыков, выступает в качестве развивающего средства.Песочная терапия способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Во время выполнения практических заданий в работе с
песком включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение песочной терапии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\СЕРЁГА\Копия

Проходя по участкам в детском саду, каждый будь-то родитель, воспитатель, дедушка или бабушка, видят, как их чадо играет в песочнице. И глядя на это можно услышать: “Ах, ты опять грязный?”, а другие скажут: “Как красиво получилось!”. И, наверное, каждый вспоминает своё детство. Дети, как и мы же когда-то варят “кашки – малашки”, мальчишки строят туннели, гаражи, замки. Малыши делают куличики. И ни каждый родитель знает, что использовать песок можно и в обучении, в развитии их чада, игры с песком более целенаправленные и их считают началом конструирования. А самое главное песок дает дополнительный акцент на развитие тактильного ощущения, развитие мелкой моторики рук.

В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей с нарушением речи.

Интенсивно развивается логопедическая служба и в негосударственных образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста.

Уточняется базовое содержание дошкольного образования, внедряются вариативные программы воспитания и обучения детей, активно разрабатываются региональные компоненты дошкольных образовательных программ.

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Интенсивное изменение окружающего мира диктует учителю-логопеду необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения речи. Одним из таких методов является метод “Песочной терапии”.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.F:\СЕРЁГА\Копия

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, одним взмахом ладошки изменяя ее направление. В песочных картинах заложен важнейший психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений.

Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, буквами, представляет себя Волшебником, Художником, Сказочником, способным изменять сюжет в том направлении, которое для него наиболее интересно. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка.

Учитель-логопед также не остаются в стороне от процессов творческой разработки современного содержания дошкольной логопедии.

Наше дошкольное учреждение имеет ванночки с песком, но как их оптимально использовать мало кто знает. Тематика и содержание занятий могут быть разнообразны, в зависимости от доминирующий задачи занятия. Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки... Предлагаемая система занятий, построенных на основе метода песочной терапии, позволяет вести планомерную и целенаправленную работу по формированию и развитию навыка правильного звукопроизношения ; фонематического слуха и восприятия; навыка звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики рук; сформированность графических навыков; активизация словаря и связной речи дошкольников. Логопедическое воздействие на процесс формирования связной речи детей осуществляется последовательно в доступной и интересной детям форме. На занятиях чередуются различные формы организации деятельности детей, задания усложняются по мере прочного овладения ими предложенным материалом. Структура занятия может меняться в зависимости от эмоционального состояния детей, их конкретных актуальных потребностей и желаний, поскольку заинтересованность и собственная инициатива ребенка выступают залогом успешности работы логопеда и воспитателя. При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение.F:\СЕРЁГА\Копия

При отборе материала для автоматизации звуков необходимо учитывать фонетические требования, соблюдение постепенного нарастания произносительных трудностей связанных с воспроизведением различного типа слогов и слов.

Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Дети лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают. Успех , которого они достигают в играх , их окрыляет. Они так увлекаются, что занятия кажутся им слишком короткими. При обучении связной речи мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком. Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания.F:\СЕРЁГА\Копия

Грамматические задачи переплетаются с лексическими.

Сначала дети выполняют различные фонетически, грамматически и лексические упражнения, а затем уже учатся рассказывать.

В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, что позволяет построить партнерские и доверительные отношения. Это не только общее речевое поведение, но и эмоционально-волевая сфера ребенка, как неуравновешенность, импульсивность в поведении и речи, трудность в адаптации. Во время занятий с песком ребенок концентрирует своё внимание на предмете, забывая о трудностях произношения.

Как правило, дети с речевыми расстройствами страдают отсутствием к обобщению, плохо считают, плохо ориентируются в пространстве. Сочетание песочной терапии и использование дидактических игр позволяет обогатить словарь ребенка, уточнить знание предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям: игрушки, одежда , посуда и т.д. Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.

Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем. В самом начале занятий детям объясняются правила игры. Запреты касаются только нанесения телесных повреждений, поломок игрушек и высыпания песка на пол. А что можно? Можно строить и творить!

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания. Часто дошколята затрудняются это сделать в силу недостаточного развития вербального аппарата. Именно песок дает дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Если перенести традиционное обучение и развивающее задание в песочницу, то получим дополнительный эффект. С одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет. С другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как на песке быстро можно исправить их. Единство коррекционных задач и особая позиция логопеда делают метод песочной терапии особой формой взаимодействия в диаде «ребенок-логопед», позволяют обеспечить вариативность ситуаций речевого взаимодействия детей, стимулируют их активность. А ведь одним из важных условий успешного формирования речевой деятельности, является эмоциональный фон ребенка, его настроение, уровень включенности в процесс занятия.F:\СЕРЁГА\Копия

Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет... Было бы только желание использовать песочную терапию в логопедической практике.


F:\СЕРЁГА\Копия

F:\СЕРЁГА\Копия

  • Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Развивать правильное звукопроизношение.
  • Обучать навыкам анализа и синтеза слогов, односложных слов.
  • Активизировать мыслительные процессы.
  • Развивать графические навыки.
  • Расширять и активизировать словарный запас.

  • Коррекция звукопроизношения
  • Звукобуквенный анализ слов
  • Развитие фонематического слуха
  • Формирование связной речи у детей
  • Работа с ОНР.

F:\СЕРЁГА\Копия

  • Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
  • «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и т.д., что позволяет сформулировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
  • Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр, что помогает развитию связной речи, поскольку происходит «оречевление» действий, развивается логическое мышление, формируется грамматический строи речи.

  • сформированность навыка общения, взаимодействия в коллективе;
  • навыка правильного звукопроизношения ;
  • фонематического слуха и восприятия;
  • навыка звукового анализа и синтеза;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • сформированность графических навыков;
  • активизация словаря;
  • развитие связной речи;
  • логического компонента мышления;
  • расширение общей осведомленности.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:F:\СЕРЁГА\Копия

  • Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.
  • Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
  • Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

«Чувствительные ладошки».

Как Вы уже знаете, тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее -холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно - кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир.

F:\СЕРЁГА\Копия

«Отпечатки наших рук».

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?» Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Может, подвигать руками.

  • «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя

зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки).

  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.
  • «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться*найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.)
  • «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).
  • далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
  • «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз». Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.F:\СЕРЁГА\Копия

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

«Что же спрятано в песке?»

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Всем известна пляжная игра «Мина». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего - «сапера», откопать «мину», не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками. Взрослый вместо руки может закопать любую игрушку ( важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано.

Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки, сказочных заданий в форме стихотворных загадок. Отгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая разгадку. Или «пишет» отгадку, вылепливая песочные буквы.F:\СЕРЁГА\Копия

Если отгадал загадку, Вслух сказать не торопись. Ты, используя разгадку,

За задание берись. Спрятал кто иглу в яйце, А яйцо хранит в ларце? Кто всех злее и тощей? Кто не верит всем?

( Кощей)

Отгадал, не называй,

Вылепи (выкопай) и прочитай.

«Здравствуй, песок!»

Педагог от имени Песочного человечка просит по-разному поздороваться с песком, т.е. различными способами дотронуться до песка:

- поочерёдно пальцами одной руки, затем другой руки, потом всеми пальцами одновременно;

- легко (с напряжением) сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу;

- дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.

Затем Песочный человечек просит описать свои ощущения.

«Песочный дождик»

Песочный человечек: «В моей стране может идти необычный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит».

Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.F:\СЕРЁГА\Копия

«Секретные задания кротов»

Педагог рассказывает детям о животных, обитающих под землёй – кротах (показывает картинку).

- Сегодня наши ручки могут превратиться в кротов. Вот так (педагог взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая детям нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба). Хотите превратить свои ручки в кротов? (Взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках пальцев детей.) Наши кроты должны выполнить важное секретное задание под землёй. Ну, что погружаемся в песок? Смотрите и делайте, как мой крот.

Педагог погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращая внимание детей на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Дети проделывают то же самое. Затем дети закрывают глазки и ищут в песке пальцы друг друга, пожимают их (кроты здороваются: ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму. «Песочная грамота»F:\СЕРЁГА\Копия

«Назови звук»

Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д.

Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

«Найди друга»

Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.

- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.)

Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).

- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах.

- кит - [ к ] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [ к ]; [ к ] и [ к ] – братцы.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару.

«Кто это был?» F:\СЕРЁГА\Копия

Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф».

Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

- Сегодня мы превратимся в волшебников. Сейчас Песочный человек наколдует лес, он произнесёт волшебные слова: «Ёлки, берёзки, боровики». Вы должны закрыть глазки и подождать немного (дети закрывают глаза, взрослый бесшумно засаживает песок вырезанными из бумаги деревьями, грибами). Откройте глазки и посмотрите – как красиво, интересно это у него получилось. А теперь вы станете волшебниками – населите этот лес животными (дети заселяют животных в лес).

- Скажите, а кто из животных здесь лишний? (Корова.) Почему? (Она – домашнее животное, а остальные – дикие.)

«Какой звук лишний?»

А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.) А теперь я буду называть звуки, а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок:

р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)

д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)

ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)

з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

«Эхо»F:\СЕРЁГА\Копия

Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.

та-ка-па

па-ка-та

ка-на-па

га-ба-да

па-ба-па

по-бо-по

пу-бу-пу

пы-бы-пы

та-да-та

да-та-да

ла-га-ка

га-ка-га

С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

Песочный человечек: «Открываются глаза, начинается игра, найди свои игрушки, ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, пользоваться кисточкой».

Остальные дети могут подсказывать, указывая направление поиска (вверх, вниз, левее, правее).

«Какой отличается?»

Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

Конспект игры-занятия «Путешествие в страну «А»F:\СЕРЁГА\Копия

Логопед. Перед нами пустыня, кругом один песок, а когда-то это была прекрасная страна. В стране жила принцесса А. (Показывает фигурку с приклеенной буквой А.) В море плескались акулы. (Показывает акул с приклеенной буквой А.) Аисты жили в садах. (Показывает фигурки с приклеенной буквой А.) Но прилетел злой дракон и уничтожил прекрасную страну, засыпав ее песком. Но эту страну могут найти сильные, смелые люди-археологи.

Сейчас мы с вами превратимся в археологов, будем делать раскопки, а в этом нам помогут наши пальчики, но сначала мы их немного разомнем. (Пальчиковая гимнастика.)

Дети приступают к раскопкам, находят фигурки с приклеенными буквами, проговаривают названия, делая акцент на звук [а].

А теперь нужно восстановить эту страну. (Действия детей оречевляются.)

Дети строят дворец для принцессы, сажают деревья, добавляют фигурки птиц животных.

Чтобы здесь нам поиграть, Надо много слов назвать, Привести сюда друзей В чьих названиях — А, Смелей!

Дети называют по три слова со звуком [а] — в начале, середине, конце.

А сейчас подберем принцессе друзей, которых тоже зовут на звук [а]: Аня, Антон, Артем, Алла. А кто еще может жить в сказочной стране?

Дети. Мама, папа.

Логопед. Как вы думаете, что любит есть принцесса? Назовите слова со звуком [а].

Дети. Апельсин, ананас,арбуз, абрикос.

Логопед. Сколько много слов вы назвали и во всех есть звук [а].

Для пения гласные

Звуки важны,F:\СЕРЁГА\Копия

Они и напевны

И очень нежны.

Летят, как птицы,

Эти звуки в синеву:

— А-а-у, а-у.

Вы помогли принцессе А обрести свою страну и стали ей настоящими друзьями. Она всегда будет ждать вас в гости.

Чтобы все путешественники сразу узнавали эту страну, нужно отпечатать букву А на песке, но сначала провести по ее перекладине пальцем сверху вниз.

Дети проводят пальцем по букве А, тактильно изучая ее.

Вот два столба наискосок,

А между ними поясок.

С. Маршак

Делаем отпечаток на песке, рассматриваем, а затем пальцем рядом пишем букву, сравниваем.

Итог занятия

Логопед. Вот теперь все путешественники и гости будут знать, что здесь живет принцесса А. Нам уже пора прощаться и возвращаться домой. Чтобы быстрее очутиться дома, спросим у аиста дорогу. Дети

Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу, Топни правой ногой, Топни левой ногой, Шагни правой ногой, Шагни левой ногой, Так придем мы все домой.

Эта простая игра поможет нам решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них - развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильного звуко-произношения и правописания. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями, и как можно дольше не расставаться. Подбираемый Вами материал и формы его подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем, мы усложним ребенку задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инструкции. Так мы познакомим ребенка со множеством звуков.

Как Вы обратили внимание, пока мы не вводили понятие "буква", хотя и использовали их в играх. Таким образом, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое восприятие, мы готовим ребенка к обучению чтению. Не оперируя пока понятием он уже узнаетF:\СЕРЁГА\Копия

буквы. И начинает, на первых порах неосознанно, соотносить звуки и их

графическое изображение. Это один из элементов опережающего обучения грамоте.

Важно помнить, что у каждого ребенка свой темп усвоения материала. Одному, нужно подольше задержаться в одной стране. Другой, "схватывая все на лету", жаждет новых игр, приключений, знакомств.

Отметим, что мы не даем последовательность изучения звуков, т. к. эту методику несложно найти в учебниках и пособиях. Мы предлагаем лишь принцип работы со звуком. На приведенных примерах Вы сможете сами познакомить ребенка с другими звуками (как гласными, так и согласными), опираясь на свою фантазию, знания и жизненный опыт. Не обязательно, чтобы инструкции к играми были стихотворными. Главное, чтобы они были увлекательными и близкими ребенку.

Опыт показывает, что в такого рода игры с увлечением играют дети уже с 3 лет. Играя, Вы можете вводить понятия "гласных" и "согласных" звуков.

Живые буквыF:\СЕРЁГА\Копия

Непросто маленькому ребенку понять разницу между звуком и буквой. Для него это лишь абстракция. С миром Звуков мы знакомы. Давайте узнаем, кто же такие Буквы. Конечно, дорогой Читатель, Вы знаете, что буква - это графическое изображение звука. Но такая терминология - не для ребенка. Привычное объяснение, что "Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем" - тоже пока рановато. Позовем на помощь игру-сказку.

"Мы уже с тобой побывали в царстве Звуков. И ты, наверное, заметил, что на одежде каждого Звука нарисованы какие-то таинственные знаки. Ты, может быть, уже догадался, что если Звуки не произносят своего имени вслух, то они находят друг друга по этим знакам на одежде. Это нужно не только самим жителям страны Звуков, но и нам, путешественникам, гостям этих стран. Давай вспомним наших старых друзей и внимательно рассмотрим их одежду. (В это время взрослый выставляет фигурки звуков, которые были использованы в предшествующих играх. На каждой фигурке наклеена буква). Вот они, эти знаки! Путешественники по стране звуков назвали эти знаки "Буквами". Правда, интересное название? Давай его запомним."

Таким образом, мы разделили понятия "Звука" и "Буквы". Теперь, мы можем вызывать сказочных жителей не только голосом, проговаривая, пропевая звуки, но и прописывая знаки-буквы на песке.

Письмена на песке

"Мы знаем звуки, познакомились с буквами, умеем создавать слоги и читать слова. У нас чувствительные руки и гибкие пальцы. Мы уже много построили из песка. Теперь самое время научиться самим создавать буквы - лепить их и... писать."

Игра "Город волшебных букв" (Стихи Д.Фролова)

"Давайте строить Город Букв!

Песок у нас здесь есть. Пусть каждый нарисует сам. Какие буквы есть! На пары делимся друзья,F:\СЕРЁГА\Копия

Здесь ты сидишь, а рядом - я, Ты лепишь буквочку мою, А я должна слепить твою. Вот так мы весело играем Из букв мы Город собираем!

Перед началом игры взрослый и ребенок берут из набора каждый себе по букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря: "Вылепи, пожалуйста, мою букву!". Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песочницы ребенок и взрослый формируют, лепят буквы. Закончив работу, сверяют песочную букву с оригиналом, и идут за следующими. И так, пока в песочнице не образуется целый Город Букв.

Многократно играя в эту игру, ребенок учится еще и оптимальному размещению букв на листе. Не беда, если сначала в городе будут "жить" только 2-4 буквы. Потом их станет больше, они будут более соразмерны друг с другом и пространством песочного листа.

Как варианты этой игры, можно предложить ребенку задание: "Я-вылеплю букву, а ты - выкопай ее". Или: "Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Л - в букву А, буква Г в букву Т, буква О в букву Я..." И другие.

Ну, что ж! Теперь можно не только лепить, но и писать печатными буквами слова на песке. Сначала пальчиком, потом -палочкой, держа ее как ручку. Потом можно будет писать на песке печатными буквами известные и любимые ребенком стихотворные строки, часть которых почему-то оказывается засыпанной песком (может, в этом виноват ветер, мышки и другие существа?). Ребенку предлагается восстановить разрушенное, дописав стертое слово (разве это возможно было бы на бумаге?).

На песке легко как создавать слова, так и разрушать их, если они неправильно написаны. Исправлять на песке проще и "безболезненнее", чем на бумаге, где всегда видны следы наших ошибок.

Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит Вам дольше сохранить работоспособность ребенка. Вы увидите, когда он действительно устанет, а не просто "увиливает" от занятий. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. Из-за того, что мы длительно не фиксируем внимание ребенка на ошибках, он ощущает себя успешным.F:\СЕРЁГА\Копия

А теперь "прикоснемся" к письменным буквам. И помогут нам в этом Змейки (простые веревочки с узелком на месте головы). Сначала ребенок, взяв "змейку" за голову или хвост, просто (без отрыва) проводит ей по песку. Потом, сложив пальцы ведущей руки, как-будто он держит ручку, плавно "идет по змеиному следу" (пишет на песке зигзагообразные линии без отрыва).

Следующий шаг. Ребенок берет змейку за голову, как за ручку, и пишет кружочки, палочки, петельки. Словом, все то, что Вы когда-то сами делали в первых прописях. Далее, вы можете познакомиться с прописными буквами. Их писать быстрее и легче, потому что они пишутся без отрыва. Это так здорово, как двигаются змейки, не отрывая руки, мы пишем буквы, слоги, слова на песке. Как Вы думаете, понравиться это ребенку? Вы правы, конечно, это интереснее, чем писать в тетради.

Этот прием поможет и детям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата. Ведь на первых порах для них письмо карандашом и ручкой оказывается практически невозможным.

А дальше - сложнее... (Стихи Д.Фролова)

"Змейки на песке играли

И хвостом слова писали,

За узором шли петельки - ,,

Это - письма маме Змейке.

Но пронесся ветерок,

И засыпал все песок...

И в печали мама-Змейка:F:\СЕРЁГА\Копия

Письма не прочесть никак!

Как узнать ей о змеятах?

Что случилось? Где? И как?

Ты теперь у нас Волшебник!

Допиши скорей слова,

Выручи ты маму-Змейку

Доброй силой Волшебства!"

Взрослый проговаривает и пишет на песке с помощью веревочки знакомое слово, ребенок его читает. Теперь, можно предложить ребенку засыпать любую часть слова песком. А потом - восстановить его, написав веревочкой недостающие элементы. Усложненный вариант - ребенку предъявляется сразу фрагмент слова или фразы, без предварительного зачитывания и просмотра написанного.

Предложенные нами модели игр могут Вами творчески обогащаться, дополняться, преобразовываться. Также на песок можно переносить и все известные Вам игры, направленные на формирование навыков письма.


Список использованнойF:\СЕРЁГА\Копия

и рекомендуемой литературы

Быстрова ГЛ., Сизова ЭЛ., Шуйская ТЛ. Логосказки. СПб., 2001.

Бачков И.В. Сказкотерапия. 1989.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстпигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. СПб., 2001.

Грабенко Т.М., Зинкевичев стигнеева Т.Д. Чудеса на песке. СПб., 1999.

Грабенко Т.М. Игры с песком, или песочная терапия. СПб., 2004.

Лопухина И. Речь, ритм, движение. СПб., 1997.

Пожиленко ЕЛ. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.

Журнал «Логопед» № 7, 2009.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапи-терапия искусством.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса...

Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"

Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...