«Логоритмика, как эффективное средство развития речи».
методическая разработка по логопедии (младшая группа)
«Логоритмика, как эффективное средство развития речи»
Актуальность. С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Для профилактики нарушений речи нами была выбрана тема самообразования «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».
Логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovani_logoritmika.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 231 «Детский сад комбинированного вида»
«Логоритмика, как эффективное средство развития речи»
І. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Актуальность. С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Для профилактики нарушений речи нами была выбрана тема самообразования «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».
Логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Цель самообразования – изучение оздоровительной технологии «Логоритмика», подбор и систематизация методического и практического материала для внедрения данной технологии в образовательный процесс с дошкольниками.
Задачи:
1.Изучение методики по использованию оздоровительных и коррекционных игр и упражнений в методических пособиях по направлению «Логоритмика»
2.Разработка практического и методического материала для внедрения технологии в образовательный процесс.
3.Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
Этапы работы:
I этап - теоретический:
- определение темы;
- определение целей и задач;
- составление плана.
II этап - подготовительный:
- подбор игр, упражнений;
- подбор методической литературы;
- подбор материала, пособий;
- составление перспективного плана мероприятий;
- проведение предварительной работы с родителями.
III этап - основной:
- обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать связную речь;
- развивать творческие способности детей;
- развивать психические процессы (внимание, память, мышление, представление)
- воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;
- воспитывать активность и самостоятельность;
- создать развивающую среду по данной теме.
IV этап - заключительный:
- Подведение итогов.
Тематический план программы.
№ | Тема | Цель |
Октябрь | ||
1-2 | Под грибком | Развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега; выполнять движения в соответствии с текстом; формировать навыки слушания музыки, различать темпы мелодий, двигаться соответственно с темпом мелодии; развивать мелкую моторику рук, дыхание; расширять лексический словарь по теме. |
3-4 | Осенние листья | |
5-6 | Осень в лесу | Развивать мелкую моторику и точность движений пальцев, мимические мышцы лица; развивать двигательные навыки в соответствии с текстом; развивать фонематический слух. |
7-8 | Веселый огород | Развивать пространственную ориентировку. Способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания. |
Ноябрь | ||
9- 10 | Репка | Развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, выполнять движения в соответствии с текстом; продолжать формировать навыки слушания музыки, различать темпы мелодий, двигаться соответственно с темпом мелодии; развивать мелкую моторику рук, дыхание; расширять лексический словарь по теме. |
11- 12 | Осенние подарки | |
13- 14 | До свиданья, птицы! | Развивать пространственную ориентировку. Способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания. |
15- 16 | Холодно! | Развивать мелкую моторику и точность движений пальцев, мимические мышцы лица; выполнять движения в соответствии с текстом; развивать фонематический слух. |
Декабрь | ||
17- 18 | Зима в лесу | Продолжать развивать чувство ритма, такта, общую и мелкую моторику, фонематичекий слух, внимание, физиологическое дыхание. |
19- 20 | Дед Мороз спешит на елку | Развивать мелкую моторику и точность движений пальцев, мимические мышцы лица; выполнять движения в соответствии с текстом; развивать фонематический слух. |
21- 22 | Украшаем елочку | Продолжать развивать двигательные навыки детей в соответствии с текстом; развивать чувство ритма, такта общую и мелкую моторику, внимание, физиологическое дыхание, продолжительность речевого выдоха; развивать ритмический слух. |
23- 24 | Наступает Новый год | |
Январь | ||
25- | Новогодний | Продолжать развивать двигательные навыки детей; |
26 | праздник в лесу | чувство ритма, такта общую и мелкую моторику, внимание, физиологическое дыхание, продолжительность речевого выдоха; развивать ритмический слух. |
27- 28 | Рукавичка | |
29- 30 | Снеговик | Продолжать развивать общую и мелкую моторику, фонематический слух, чувство ритма, фантазию; укреплять здоровье детей с помощью самомассажа. Расширять лексический словарь по теме. |
31- 32 | Кошка и котята | |
Февраль | ||
33- 34 | Котята и щенок | Расширять лексический словарь по теме; выполнять движения в такт музыке; развивать дыхательную мускулатуру и силу речевого выдоха; укреплять голосовые связки; совершенствовать общую и мелкую моторику; развивать фонематический слух. |
35- 36 | У бабушки в гостях | |
37- 38 | Как снеговики солнце искали | Развивать пространственную ориентировку. Способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания. |
39- 40 | Армейская карусель | Продолжать развивать у детей общую и мелкую моторику; развивать ритмический слух и воспроизводить его с помощью прохлопываний и простукиваний; развивать фонематический слух, внимание. |
Март | ||
41- 42 | Как цыплята солнце будили | Совершенствовать координированные движения рук и ног; развивать у детей выразительность при чтении стихотворений; продолжать простукивать ритмический рисунок; развивать воображение при передаче характера поведения животных. Продолжать развивать чувство ритма, такта, общую и мелкую моторику, фонематический слух, внимание, физиологическое дыхание |
43- 44 | Новая столовая | |
45- 46 | В гости к нам пришли матрешки | Продолжать развивать общую и мелкую моторику, фонематический слух, чувство ритма, фантазию; укреплять здоровье детей с помощью самомассажа. Расширять лексический словарь по теме. |
47- 48 | Весеннее солнышко | Продолжать развивать у детей общую и мелкую моторику; продолжать воспроизводить ритм с помощью прохлопываний и простукиваний; развивать фонематический слух, внимание. |
Апрель | ||
49- 50 | Весенняя капель | Расширять лексический словарь по теме; выполнять движения в такт музыке; развивать дыхательную мускулатуру и силу речевого выдоха; укреплять голосовые связки; совершенствовать общую и мелкую моторику; развивать фонематический слух. |
51- 51 | Прилетайте, птицы! | |
53- 54 | Весенний ручеек | Продолжать развивать у детей ритмический слух опираясь на ритмо-схему отстукивать ритмический рисунок; совершенствовать координированные движения рук и ног, общую и мелкую моторику; развивать фонематический слух; укреплять здоровье детей с помощью самомассажа; развивать голосовые связки. |
55- 56 | Кораблик | |
Май | ||
57- 58 | Утренние лучи | Продолжать совершенствовать координацию движений рук, ног; развивать мелкую моторику; учить отгадывать загадки; продолжать простукивать ритм в заданном темпе, развивать фонематический слух; продолжать учить детей расслабляться |
59- 60 | Петушок и его семья | |
61- 62 | Колечко | Совершенствовать общую и мелкую моторику, координированные движения рук и ног, чувство ритма, такта; располагать предметы в рисунке на определенном расстоянии; укреплять кончик языка, развивать его подвижность; продолжать различать темп музыки, развивать фонематический слух. |
План работы с родителями:
Дата проведения | Мероприятие | Цели | |
Сентябрь
| «Что такое логоритмика?»
| Оповещение родителей о том, что такое логоритмика | |
Октябрь
| Родительское собрание «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников». | Выступление о том, как важна логоритмика для развития речи и музыкально-ритмических способностей дошкольников. | |
Ноябрь
| Консультация: «Игры на развитие речевого дыхания». Рекомендации по дыхательной гимнастике в виде игр. | Дать родителям понять, что правильное речевое дыхание позволяет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Формировать интерес родителей о проведение дыхательной гимнастике в игровой форме. Дать родителям рекомендации по дыхательной гимнастике в виде игр | |
Декабрь | Рекомендации: «Артикуляционная гимнастика, как средство развитии | Дать родителям рекомендации по артикуляционной гимнастике | |
речи» | |||
Январь | Консультация: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Рекомендации по пальчиковым играм | Дать родителям понять, как важно играть с ребенком пальчиковые игры и рекомендовать некоторые пальчиковые игры | |
Февраль |
| Открытое ОД | Провести родителям открытое занятие по логоритмике в виде видео |
Март
| Консультации: «Логоритмические движения на дому для детей с некоторыми нарушениями речи» | Формировать интерес родителей к логоритмическим движением и проведение их со своими детьми | |
Апрель | Итоговое занятие по логоритмике | Показ родителям итогового занятия с детьми | |
Май
| «Подведение итогов» - выступление на родительском собрании и итоговом педсовете. | Отчет родителям о проделанной работе | |
|
Список литературы
- Белая А.Е., Мирясова В.Н. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М., 2000.
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб., 1999.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - СПб.,1999.
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М., 1997.
- Картушина М.Ю., Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000.
- Кузнецова В.М. В поиске ради здоровья. – Мурманск, 1996.
- Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение. СПб., 1997.
- Лысова В.Я., Яковлева Т.С, Зацепина М.Б., Воробьева О.Н. Спортивные праздники и развлечения. – М., 2000.
- Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнение для красивого движения. – Ярославль, 2000.
- Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. – М., 1999.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТЕП - ЛОГОРИТМИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Степ – логоритмика – это процесс выполнения общеразвивающих упражнений на степах, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активиз...
Логоритмика, как эффективное средство развития музыкально-ритмических способностей и коррекции речи дошкольников.
Возможно, самое лучшее, самое радостное,что есть в жизни - это красивая речьи свободное движение под музыку.И ребенка можно...
План по самообразованию воспитателя средней группы : «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».
В данном материале содержится план по самообразованию и расчитан на методическую помощь воспитателям...
Программа по самообразованию на тему: «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».
В данном материале содержится план по самообразованию и расчитан на методическую помощь воспитателям...
Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)
В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...
Презентация к самообразованию "Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников"
Презентация к самообразованию "Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников"...
"Степ-логоритмика, как эффективное средство развития речи и автоматизации звуков у дошкольников"
Между движением и речью прослеживается тесная взаимосвязь. Нарушения моторики оказывают прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей страдает. Ни моторное, ни речевое р...