«Логоритмика, как эффективное средство развития речи».
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

«Логоритмика, как эффективное средство развития речи»

Актуальность.   С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Для профилактики нарушений речи нами была выбрана тема самообразования «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников». 

 

Логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovani_logoritmika.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  № 231 «Детский сад комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Логоритмика, как эффективное средство развития речи»

 

                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І. Пояснительная записка

1.1. Актуальность  

Актуальность.   С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Для профилактики нарушений речи нами была выбрана тема самообразования «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».  

Логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Цель самообразования – изучение оздоровительной технологии «Логоритмика», подбор и систематизация методического и практического материала для внедрения данной технологии в образовательный процесс с дошкольниками.

Задачи: 

1.Изучение методики по использованию оздоровительных и коррекционных игр и упражнений в методических пособиях по направлению «Логоритмика»

2.Разработка практического и методического материала для внедрения технологии в образовательный процесс.

3.Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.  

Этапы работы:  

I этап - теоретический:  

  • определение темы;  
  • определение целей и задач;  
  • составление плана.  

II этап - подготовительный:  

  • подбор игр, упражнений;  
  • подбор методической литературы;
  • подбор материала, пособий;  
  • составление перспективного плана мероприятий;  
  • проведение предварительной работы с родителями. 

III этап - основной:  

  • обогащать и активизировать словарный запас;  
  • развивать связную речь;  
  • развивать творческие способности детей;  
  • развивать психические процессы (внимание, память, мышление, представление)  
  • воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;  
  • воспитывать активность и самостоятельность;  
  • создать развивающую среду по данной теме.  

IV этап - заключительный:

  • Подведение итогов.

 

 

Тематический план программы.

Тема

Цель

Октябрь

1-2

Под грибком  

Развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега; выполнять движения в соответствии с текстом; формировать навыки слушания музыки, различать темпы мелодий, двигаться соответственно с темпом мелодии; развивать мелкую моторику рук, дыхание; расширять лексический словарь по теме.

3-4

Осенние листья  

5-6

Осень в лесу  

Развивать мелкую моторику и точность движений пальцев, мимические мышцы лица; развивать двигательные навыки в соответствии с текстом; развивать фонематический слух.

7-8

Веселый огород

Развивать пространственную ориентировку. Способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.

Ноябрь 

9-

10

Репка

Развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, выполнять движения в соответствии с текстом; продолжать формировать навыки слушания музыки, различать темпы мелодий, двигаться соответственно с темпом мелодии; развивать мелкую моторику рук, дыхание; расширять лексический словарь по теме.

11-

12

Осенние подарки

13-

14

До свиданья, птицы!

Развивать пространственную ориентировку. Способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.

15-

16

Холодно!

Развивать мелкую моторику и точность движений пальцев, мимические мышцы лица; выполнять движения в соответствии с текстом; развивать фонематический слух.

Декабрь

17-

18

Зима в лесу

Продолжать развивать чувство ритма, такта, общую и мелкую моторику, фонематичекий слух, внимание, физиологическое дыхание.

19-

20

Дед Мороз спешит на елку  

Развивать мелкую моторику и точность движений пальцев, мимические мышцы лица; выполнять движения в соответствии с текстом; развивать фонематический слух.

21-

22

Украшаем

елочку  

Продолжать развивать двигательные навыки детей в соответствии с текстом; развивать чувство ритма, такта общую и мелкую моторику, внимание, физиологическое дыхание, продолжительность речевого выдоха; развивать ритмический слух.

23-

24

Наступает Новый год

Январь

25-

Новогодний

Продолжать         развивать         двигательные         навыки         детей;

26

праздник в лесу

чувство ритма, такта общую и мелкую моторику, внимание, физиологическое дыхание, продолжительность речевого выдоха; развивать ритмический слух.

27-

28

Рукавичка

29-

30

Снеговик

Продолжать развивать общую и мелкую моторику, фонематический слух, чувство ритма, фантазию; укреплять здоровье детей с помощью самомассажа.

Расширять лексический словарь по теме.

31-

32

Кошка и котята

Февраль

33-

34

Котята и щенок

Расширять лексический словарь по теме; выполнять движения в такт музыке; развивать дыхательную мускулатуру и силу речевого выдоха; укреплять голосовые связки; совершенствовать общую и мелкую моторику; развивать фонематический слух.

35-

36

У бабушки в гостях

37-

38

Как снеговики солнце искали

Развивать пространственную ориентировку. Способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.

39-

40

Армейская карусель

Продолжать развивать у детей общую и мелкую моторику; развивать ритмический слух и воспроизводить его с помощью прохлопываний и простукиваний; развивать фонематический слух, внимание.

Март 

41-

42

Как цыплята солнце будили  

Совершенствовать координированные движения рук и ног; развивать у детей выразительность при чтении стихотворений; продолжать простукивать ритмический рисунок; развивать воображение при передаче характера поведения животных. Продолжать развивать чувство ритма, такта, общую и мелкую моторику, фонематический слух, внимание, физиологическое дыхание

43-

44

Новая столовая

45-

46

В гости к нам пришли матрешки  

Продолжать развивать общую и мелкую моторику, фонематический слух, чувство ритма, фантазию; укреплять здоровье детей с помощью самомассажа.

Расширять лексический словарь по теме.

47-

48

Весеннее солнышко

Продолжать развивать у детей общую и мелкую моторику; продолжать воспроизводить ритм с помощью прохлопываний и простукиваний; развивать фонематический слух, внимание.

Апрель

49-

50

Весенняя капель  

Расширять лексический словарь по теме; выполнять движения в такт музыке; развивать дыхательную мускулатуру и силу речевого выдоха; укреплять голосовые связки; совершенствовать общую и мелкую моторику; развивать фонематический слух.

51-

51 

Прилетайте, птицы!  

53-

54

Весенний ручеек  

Продолжать развивать у детей ритмический слух опираясь на ритмо-схему отстукивать ритмический рисунок; совершенствовать координированные движения рук и ног, общую и мелкую моторику; развивать фонематический слух; укреплять здоровье детей с помощью самомассажа; развивать голосовые связки.

55-

56

Кораблик

Май  

57-

58

Утренние лучи  

Продолжать совершенствовать координацию движений рук, ног; развивать мелкую моторику; учить отгадывать загадки; продолжать простукивать ритм в заданном темпе, развивать фонематический слух; продолжать учить детей расслабляться

59-

60

Петушок и его семья  

61-

62

Колечко  

Совершенствовать общую и мелкую моторику, координированные движения рук и ног, чувство ритма, такта; располагать предметы в рисунке на определенном расстоянии; укреплять кончик языка, развивать его подвижность; продолжать различать темп музыки, развивать фонематический слух.

 

         


 

План работы с родителями:

Дата проведения  

Мероприятие

Цели

Сентябрь

 

«Что такое логоритмика?»

 

Оповещение родителей о том, что такое логоритмика

Октябрь

 

Родительское собрание «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».

Выступление о том, как важна логоритмика для развития речи и музыкально-ритмических способностей дошкольников.

Ноябрь

 

Консультация: «Игры на развитие речевого дыхания».

Рекомендации         по         дыхательной гимнастике в виде игр.

Дать родителям понять, что правильное речевое дыхание позволяет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Формировать интерес родителей о проведение дыхательной гимнастике в игровой форме. 

Дать родителям рекомендации по дыхательной гимнастике в виде игр

Декабрь

Рекомендации: «Артикуляционная гимнастика, как средство развитии

Дать         родителям         рекомендации         по артикуляционной гимнастике

речи»

Январь

Консультация: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»  

Рекомендации по пальчиковым играм

Дать родителям понять, как важно играть с ребенком пальчиковые игры и рекомендовать некоторые

пальчиковые игры

Февраль

 

Открытое ОД

Провести родителям открытое занятие по логоритмике в виде видео

Март

 

Консультации: «Логоритмические движения на дому для детей с некоторыми нарушениями речи»

Формировать интерес родителей к логоритмическим движением и

проведение их со своими детьми

Апрель

Итоговое занятие по логоритмике

Показ родителям итогового занятия с детьми

Май

 

«Подведение итогов» - выступление на родительском собрании и итоговом педсовете.

Отчет         родителям         о         проделанной работе

 

 

Список литературы 

  1. Белая А.Е., Мирясова В.Н. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М., 2000.
  2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб., 1999.
  3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - СПб.,1999.
  4. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М., 1997.
  5. Картушина М.Ю., Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.  
  6. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000.
  7. Кузнецова В.М. В поиске ради здоровья. – Мурманск, 1996.
  8. Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение. СПб., 1997.
  9. Лысова В.Я., Яковлева Т.С, Зацепина М.Б., Воробьева О.Н. Спортивные праздники и развлечения. – М., 2000.
  10. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнение для красивого движения. – Ярославль, 2000.
  11. Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. – М., 1999.
  12. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТЕП - ЛОГОРИТМИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

    Степ – логоритмика – это процесс выполнения общеразвивающих упражнений на степах, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активиз...

Логоритмика, как эффективное средство развития музыкально-ритмических способностей и коррекции речи дошкольников.

Возможно, самое  лучшее,  самое радостное,что  есть  в  жизни  - это  красивая речьи  свободное  движение  под  музыку.И  ребенка можно...

Программа по самообразованию на тему: «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».

В данном материале содержится план по самообразованию и расчитан на методическую помощь воспитателям...

Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)

В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...

Презентация к самообразованию "Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников"

Презентация к самообразованию "Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников"...

"Степ-логоритмика, как эффективное средство развития речи и автоматизации звуков у дошкольников"

Между движением и речью прослеживается тесная взаимосвязь. Нарушения моторики оказывают прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей страдает. Ни моторное, ни речевое р...