НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (В ТОМ ЧИСЛЕ, С ДИЗАРТРИЕЙ)
консультация по логопедии (старшая группа)
В последнее время значительно увеличилось количество детей с ОВЗ. Одними из основных причин тяжелых речевых нарушений являются причины, имеющие под собой физиологическую основу поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Вследствие чего возникают нарушения высших психических функций. Речь является высшей психической функцией, а значит, страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neiropsihologicheskie_uprazhneniya.doc | 402.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
(В ТОМ ЧИСЛЕ, С ДИЗАРТРИЕЙ)
В последнее время значительно увеличилось количество детей с ОВЗ. Одними из основных причин тяжелых речевых нарушений являются причины, имеющие под собой физиологическую основу поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Вследствие чего возникают нарушения высших психических функций. Речь является высшей психической функцией, а значит, страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
Нейропсихология позволяет определить уровень несформированности высших функций, выявить компенсаторные возможности, развить дефицитарные психологические процессы за счет опоры на сохранные сильные звенья и установления взаимодействия между их функциями. Нейропсихологические упражнения помогают построить грамотную программу сопровождения, что ведет к становлению единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие детской личности, а также приносит стабильный результат. Поэтому, как учитель-логопед и педагог-психолог, я использую этот блок упражнений в работе с детьми, имеющими речевые нарушения и нарушения нервно-психического развития.
Используя данный блок упражнений, я постепенно усложняю их выполнение (от простого варианта – к сложному), но свою помощь при выполнении заданий – уменьшаю. Благодаря этому ребенок переходит от совместной деятельности к самостоятельной, следует сначала развернутой, а затем сжатой инструкцией. Занятия выстраиваются в форме игры, чтобы избежать напряженности, повысить мотивацию детей, усилить эффективность деятельности мозга. Основными я считаю упражнения
на установление межполушарного взаимодействия, так как это важно для успешного течения всех психических процессов.
Наш мозг разделен на блоки. Один из них – энергетический, обеспечивающий необходимый тонус нервной системы, способствующий поддержанию оптимального состояния бодрствования. Если нарушения затрагивают этот участок мозга, ребенок затрудняется в выполнении заданий, деятельности, игры, он отличается пассивностью, отсутствием заинтересованности, минимальной познавательной и двигательной активностью. Для стимуляции необходимы упражнения с ритмическими движениями с эмоциональным подкреплением, чтобы «включить» двигательную, эмоциональную и сенсорную (тактильную, слуховую, зрительную) области. Это такие игры, как ходьба под отхлопывание или под музыкальное сопровождение в заданном темпе, отбивание ритма на коленях, и другие. Простой вариант: ребенок держит один ритм. Когда упражнение получается, усложняется задание сменой или усложнением ритма. Сюда также относятся игры, направленные на формирование правильного дыхания, игры с использованием изобразительных средств.
Другой блок мозга отвечает за прием, переработку и хранение сведений, что позволяет человеку слышать, видеть, запоминать и воспроизводить полученную информацию, а также сравнивать ее с уже имеющимися данными. Если происходит поражение этого блока (зрительного восприятия), то ребенок затрудняется в узнавании и распознавании объектов (как картинного материала, так и действительных объектов, даже хорошо знакомых. При нарушении слухового восприятия у ребенка страдает ориентировка в пространстве, возникают затруднения в установлении источника звука и нахождении источника воспроизведения звука. При поражении тактильного восприятия у ребенка нарушается представление о теле, наблюдаются отставания в развитии мелкой и общей моторики, нарушения координации движений.
Упражнения способствуют узнаванию предметов на зашумленной картинке, из частей. В простом варианте – это реалистичные изображения. А в усложненном – контурные, черно-белые, фрагменты изображения, конструктор картинок. Для развития слухового восприятия использую игры на узнавание неречевых звуков (хруст снега (на улице), шорох бумаги, скрип или хлопок закрывающейся двери и т.д.) в простом варианте, далее – узнавание музыкальных инструментов и звучащих игрушек, большим усложнением будет умение различать звуки изолированно, в слогах, словах. Еще одним видом упражнений является выполнение одноступенчатой инструкции (простой вариант) и многоступенчатой инструкции (сложный вариант). Для развития тактильного восприятия использую игры на понимание частей тела, на узнавание ощущения от прикосновений (узнавание, к какой части тела или чем прикоснулась, «Узнай рисунок из клочков», «Узнай рисунок на спине», т.д.), задания (усложненный вариант) на распознавание предметов без зрительного подкрепления («Волшебный мешочек», «Из какого материала?», «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху», т.д.). Для развития памяти – множество игр для развития зрительной, слуховой, тактильной памяти («Что изменилось?», «Чего не стало?», «Запомни», «Какой предмет ты нашел первым?», т.д.)
Если поражение касается межполушарного взаимодействия, то нарушается координация движения (взаимодействие ног и рук, ходьба и пр.), связь между невербальными и вербальными функциями, затрудняется процесс анализа поступающей информации. Тогда основными являются упражнения на развитие общей двигательной координации: подвижные игры, лепка, пальчиковая гимнастика (в том числе, с использованием речевого сопровождения в качестве физкультминуток), релаксация (упражнения на расслабление с музыкальным сопровождением или без него), занятие по логоритмике (все ее виды: ходьба, движения под музыкальное сопровождение, пальчиковая гимнастика общая и с соблюдением определенной, дыхательная гимнастика, пение в сопровождении жестов, разучивание четверостиший с использованием движений) и кинезиологические упражнения.
При любых нарушениях обязательным и самым основным является использование артикуляционной гимнастики, включая элементы мимических упражнений. Только при условии хорошей подвижности органов артикуляции (языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба), точности, силе и дифференцированности движений этих органов ребенок (да и любой человек) способен правильно произносить различные звуки. Все упражнения выполняются по подражанию перед зеркалом.
Вот некоторые нейропсихологическими игры, которые я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми, которые им очень нравятся.
Упражнение «Тротуар – проезжая часть».
Эта игра для индивидуальной и подгрупповой работы. Может проводиться как в помещении, так и на улице. Дорогу и тротуар необходимо обозначить каким-либо подручным материалом (гимнастическая палка, веревка, край ковра и т.д.), мы используем очерченные разметки нашей зоны движения на участке и в зале. Участники стоят «на тротуаре» (по одну сторону границы). С другой стороны «проезжая часть».
Педагог предлагает выполнять его команды: «Тротуар!» – идти по тротуару, «Проезжая часть!» – на проезжую часть.
Сначала педагог называет в случайном порядке «тротуар!», «проезжая часть!», и смотрит – смог ли ребенок выработать избирательную реакцию на разные инструкции. Если получается – усложняем.
1. Педагог дает команды, куда идти, и идет вместе с участниками. Сначала - в четком порядке чередования («тротуар!», «проезжая часть!», «тротуар!», «проезжая часть!» и т.д.). Когда дети привыкают к последовательному ритму и начинают переходить автоматически, педагог вдруг нарушает порядок: «проезжая часть!», «тротуар!», «проезжая часть!», «проезжая часть!», «проезжая часть!».
2. Усложнением после усвоения первого варианта будет задание, развивающее избирательность внимания. Педагог сообщает, что сейчас будет «обманывать глазки» – говорить правильно, а делать неправильно. Педагог говорит команды и их правильно выполняет. А постепенно начинает говорить команду, но выполнять другое действие.
Задача ребенка – не реагировать на то, что видит, а сосредоточиться на слуховом восприятии речевых команд.
Упражнение «Человек-робот».
Детям с дефицитом внимания и трудностями произвольной регуляции деятельности необходимо самим выступать в роли объясняющего, в роли учителя – чему-то учить (и лучше, если учить взрослого, т.е. поменяться местами). Важно, чтобы ребенок больше говорил и меньше показывал.
1. Предложить ребенку завязать педагогу глаза и с помощью речевых указаний помочь добраться до «дома», переходя проезжую часть и преодолевая несколько дорог, не нарушая правила дорожного движения («Три шага вперед, один шаг влево...», т.д. «...левее, заходи, ты дома!»).
2. Взять два листа бумаги: ребенку и педагогу. Далее предлагаем ребенку нарисовать какой-либо объект из геометрических фигур, чтобы педагог на видел. После чего ребенок дает педагогу инструкции для изображения аналогичного рисунка у себя на листе («В правом верхнем угу – круг. Из круга в разные стороны – линии... В середине листа, ближе к нижнему краю – квадрат, на нем – треугольник...», т.д.)
Упражнение «Хлопки».
Взрослый предлагает детям – «машинам» двигаться по проезжей части по хлопку. По хлопку взрослого дети могут свободно двигаться по проезжей части, но соблюдая ПДД. Как только раздается еще один хлопок, детям – «машинам» нужно замереть и ждать следующего хлопка.
В конце года подводится итог динамики развития детей с ОВЗ за весь учебный год и результативности всех планово и внепланово реализованных мероприятий и занятий учителя-логопеда и педагога-психолога. Эффективность логопедической работы - высокая.
Исходя из этого, можно сделать вывод об ЭФФЕКТИВНОСТИ логопедического и психологического воздействия на детей с ОВЗ в процессе коррекционной работы. А значит, об ЭФФЕКТИВНОСТИ нейропсихологических упражнений, являющихся одним из главных составляющих в работе учителя-логопеда и педагога-психолога.
Список литературы:
- Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинезиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
- Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /Под ред. Цветковой Л.С. М., 2001.
- Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. М., 1998.
- Воробьева В.А., Иванова Н.А., Сафронова Е.В., Семенович А.В., Серова Л.И. Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
- Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логоритмических упражнений в работе с детьми с дизартрией
Логоритмические занятия - это специально организованная деятельность детей, в которой использование всех видов игр и упражнений имеет специфические особенности: тесная связь движений с музыкой и обяза...
Комплексы коррекционных упражнений (для логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР, дизартрией)
Вниманию педагогов и родителей предлагается методический материал, оформленный в виде спланированной на неделю работы с детьми, имеющими речевое недоразвитие по конкретным лексическим темам на полный ...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАЗЛИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ: ДИЗАРТРИЕЙ.
Методическая разработка....
Мастер-класс для педагогов «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в р...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста
Материал будет полезен воспитателям и учителям - логопедам при разработке нейропсихологических игр и игровых упражнений, что надо учитывать и на что обращать внимание....
Проект ТЕЛЕСНАЯ ПЕРКУССИЯ КАК НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЁМ РИТМИЗАЦИИ РЕЧИ И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА в работе с детьми, в том числе и с детьми ОВЗ для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность и практическая значимость применения Body Percussion заключается в том, что она помогает детям не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себ...
Проект ТЕЛЕСНАЯ ПЕРКУССИЯ КАК НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЁМ РИТМИЗАЦИИ РЕЧИ И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА в работе с детьми, в том числе и с детьми ОВЗ для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность и практическая значимость применения Body Percussion заключается в том, что она помогает детям не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себ...