Как научить ребенка читать легко.
статья по логопедии (старшая группа)

Коноплева Анжелика Германовна

Учим   читать  легко!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учим Читать легко!130.01 КБ

Предварительный просмотр:

    C:\Users\User\Desktop\детичитают.jpg

Учим   читать  легко!

 Известно, что многие дети, поступающие в первый класс, уже умеют читать. И нередко учить читать своих детей приходится родителям. При этом многие сталкиваются с трудностями, иногда совершают ошибки.

В логопедической практике существуют методики обучению чтению детей с нарушениями речи. Так как этим детям труднее научиться читать, писать и риск дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письменной речи) у них выше. Так вот оказывается, что все эти приёмы и методы прекрасно работают и с детьми без особенностей речевого развития и приводят к высоким результатам.

Итак, что это за приёмы?

Буквы называются как звуки.
При знакомстве с буквой называем не её «алфавитное» название (эм, пэ), а тот звук, который она обозначает (м, п). Иначе мы можем получить «котэ» вместо «кот». Алфавит изучается только после того, как ребенок освоил послоговое чтение.

Печатай!
Буквы изучаются только в печатном виде. Давая задание ребенку лучше говорить «напечатай», а не «напиши», что бы потом не было путаницы между печатными и прописными буквами.

Красный, синий, зелёный.
Гласные буквы обозначаем красным цветом, твёрдые согласные – синим, а мягкие согласные – зелёным.

Буквы – отдельно, картинки – отдельно.

В азбуках рядом с буквой, как правило, идёт картинка, например, Б- баран. Это неправильно. Рисунки могут отвлекать зрительное внимание ребёнка.

Более того, ребенок не может запомнить графический образ буквы-отдельно от картинки. Например в азбуке рядом с буквой Б- бегемот- ребенок привык, а если ту же букву Б-показать ему в любой другой книжке-отдельно- он может не узнать и не назвать эту букву.

Увидеть, услышать, потрогать.

Информацию из внешнего мира мы получаем через зрение, слух, осязание. Старайтесь, что бы во время занятия были задействованы эти виды деятельности. Буквы  можно читать, называть, петь, писать, вырезать, лепить, клеить, скручивать из проволоки, выкладывать из мелких предметов, ощупывать с закрытым глазами и т.д.

Этот этап тоже важно с ребенком обыграть. То есть, каждую букву, которую вы учите,  надо  не только нарисовать, но придумать ассоциацию к этой букве. Например: на Что похожа эта буква, когда мы ее пишем( так лучше усваивается графический образ буквы!)- буква О- похожа на колесо, Обруч. Буква А- похожа на что- как будто два столба стоят наискосок-между ними-поясок. Есть множество ассоциативных стишков для запоминания графического образа буквы.

Для ребенка впервые встречающегося с буквами- все буквы –это как бы  «китайская грамота», и надо его ближе познакомить и научить узнавать буквы среди других знаков и образов. И чтобы ребенок не путал одну букву с другой!

Раз – клеточка, два- клеточка.

Для письменных заданий нужно использовать тетрадь в крупную клетку. При этом обращайте внимание, что каждая буква пишется в своём «домике» - клеточке.

Учимся «сливать» буквы
Вначале научите читать ребенка обратные слоги, типа «АМ», а затем поменяйте буквы местами и скажите: «М и А слитно читаются МА». При этом обращайте внимание ребенка на то, какая буква стоит на первом месте, какая на втором.

Начинать лучше со свистящих и шипящих букв слияние в слоги. Такие буквы  легко соединяются с гласной. Пример: С и А- СА, С и Ы- СЫ и.т.д.

Причем учим ребенка, что согласная читается коротко, а гласная длинно протягивается- получается слог.: С и А- СААААА , С и О- СООО.

Настенная письменность

Повесьте на стену магнитную доску с буквами и вывешивайте на неё изученные буквы, в идеале они должны быть красного (гласные) и синего (согласные) цветов. Затем составляйте из изученных букв вначале слоги, а затем и слова. Не торопитесь – в день изучайте не больше одной буквы.

   А лучше на изучение каждой буквы тратить не меньше недели. Чтобы в течение этого времени и писать эту букву, и лепить и складывать из палочек эту букву. Использовать задание: найди эту букву среди других букв, обведи ее фломастером. Для этого подойдет любой печатный текст -не мелкий только. Например дать старый журнал, и попросить ребенка найти все буквы А в этом журнале - на любой странице, и обвести в кружок все  буквы А на странице.

Не торопитесь читать слова сразу.

Не торопитесь сразу читать слова, даже если ребенок хорошо запомнил уже буквы. Главное научиться соединению букв   в слоги, и это должно происходить легко. То есть  когда ребенок уже хорошо соединяет буквы в слоги - нужно научить ребенка сразу читать слогом, видим две буквы и сразу читаем: МА, ПА, СА и т.д. Если ребенок долго соединяет буквы в слоги( читает побуквенно- М- А- К), и это происходит медленно , то скорее всего он не совсем хорошо запомнил буквы или не понял технику слияния в слоги. Тогда нужно  вернуться  назад и проверить насколько хорошо ребенок запомнил графический образ буквы). А затем снова обучать его послоговому чтению. И лишь хорошо и  научившись читать слоги, можно переходить к чтению 2х и 3хсложных слов.

Хорошее настроение!

Занятие с малышом должны быть веселыми, творческими, приносящими радость малышу и взрослому. Подключите творческое мышление, проявляйте фантазию, смейтесь, ни в коем случае не заставляйте ребенка, ведь учиться – это весело!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет "Как научить ребенка читать"

содержит информацию о том, как научить ребенка читать...

Как научить ребенка читать

Если вы хотите научить ребенка читать до того, как он пойдет в школу, отнеситесь со вниманием и пониманием ко всем нашим советам. Чтобы избежать печальных последствий неграмотного обучения....

Конспект занятия "Как научить ребенка читать до школы"

В основу моей программы заложен принцип развивающего обучения Венгера. Разработаны конспекты, подобран материал для каждого занятия так, чтобы была возможность выбора исходя из потенциальных возможнос...

Консультация на тему: "Как научить ребенка читать легко и играючи".

Данная консультация расчитана на тех родителей, которые хотят научить своего ребенка читать в дошкольном возрасте, но не знают как правильно это сделать....

Можно ли научить дошкольника читать легко и с удовольствием?

Сейчас многие дети учатся читать еще до школы. И хотя программа первого класса предполагает начинать обучение с элементарных букв, более 70% первоклассников приходят в школу уже читающими.Нельзя одноз...

КАК ЛЕГКО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ ПО СЛОГАМ

10 важных советов, которые помогут родителям обучить ребенка читать правильно....