Дети с аутизмом. Особенности речи.
статья по логопедии

Фролова Ирина Александровна

В данном материале речь идет о детях с первазивным расстройством развития, характеристика синдрома, пути корреционной работы, игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_autizmom._osobennosti_rechi.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с аутизмом. Особенности речи.

«Я не страдаю от аутизма, но я страдаю от того, как вы относитесь ко мне».

Тайлер Дурдин.

По современному классификатору психических расстройств, расстройство аутистического спектра (РАС) включает в себя пять фронтальных детских состояний, известных как первазивное расстройство развития (PDD): классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, синдром Хеллера и атипичный аутизм.

Дети с синдромом Аспергера, носят самую лёгкую степень из расстройств аутического спектра, как правило, такие дети имеют прекрасный прогноз на будущее с помощью постоянных и правильных методов коррекции. Распространённой чертой «аспергера» является неспособность понять намерения другого человека, действия, слова и поведение. Они не понимают юмор, сатиру, намёки и т.д. Кроме того, дети с этим синдромом не могут инстинктивно реагировать на «универсальные» невербальные сигналы, такие как улыбка, «хмурые» брови и т.д.

При атипичном аутизме, как и при других формах аутизма, атипичный аутизм может сочетаться с широким спектром интеллектуальных способностей. Его определяющие черты — значительные проблемы в социальной сфере и развитии речи. Такой диагноз используют для тех, кто имеет частичные характеристики аутизма или у кого очень умеренные симптомы. Например, человек может иметь значительные признаки аутизма в социальной сфере, но не иметь стереотипных повторяющихся движений.

Синдром Геллера

Синдром Геллера известен как детское дезинтегративное расстройство, которое характеризуется потерей ранее приобретённых речевых и социальных навыков и постоянной задержкой развития в этих областях. Например, ребёнок, ранее говорил два или три словосочетания и постепенно потерял способность общаться с помощью слов. Также характерным для этого расстройства является социальный и эмоциональный регресс развития. Детское дезинтегративное расстройство, как правило, проявляется на четвёртом году жизни. В целом, социальные, коммуникативные, а также поведенческие навыки этого расстройства напоминают аутизм.

Синдром Ретта.

Синдром Ретта является редким, но тяжёлым расстройством мозга, которое встречается у девочек. При таком синдроме проявляются симптомы, такие как потеря двигательных и коммуникативных навыков после периода нормального развития. Дети, пострадавшие от этого расстройства часто теряют способность говорить. У них проявляются стереотипные движений рук, таких как ломание, хлопанье и беспрерывное «мытье» рук. Замедление роста головы и потеря мышечного тонуса является одним из первых признаков при синдроме Ретта. В большинстве случаев этот синдром вызван мутацией (изменением в ДНК) в гене MECP2, который находится на Х-хромосоме (одной из половых хромосом).

Разберем некоторые стадии развития аутизма, и так, аутизм первого уровня:

Люди с аутизмом начальной (ранней) стадией имеют заметные проблемы с навыком общения с окружающими. Обычно они могут разговаривать, но им трудно поддерживать диалог. Другим на этом уровне может быть тяжело искать новых друзей.

Симптомы ранней стадии аутизма:

  • снижение интереса к социальным взаимодействиям или деятельности;
  • очевидные признаки сложности общения;
  • проблема адаптации к изменениям в рутине или поведении;

Люди с аутизмом начальной стадии часто поддерживают высокое качество жизни с небольшой поведенческой и психоэмоциональной коррекцией. Своевременная коррекция поможет улучшить социальные и коммуникативные навыки.

Далее, аутизм второй стадии: такие пациенты уже нуждаются в серьезной коррекционной поддержке. Симптомы, связанные с этим уровнем, включают более серьезную нехватку словесных и невербальных навыков общения. Это часто затрудняет повседневную деятельность.

Симптомы легкой стадии:

  • существенное отсутствие вербальных и невербальных навыков общения;
  • поведенческие проблемы;
  • необычный или уменьшенный ответ на социальные сигналы, общение или взаимодействие;
  • проблема с адаптацией к изменениям;
  • общение с использованием чрезмерно простых предложений;
  • узкие, конкретные интересы.

Люди с аутизмом второго уровня обычно нуждаются в большей поддержке, чем люди с аутизмом первого уровня. Даже при поддержке они могут с трудом адаптироваться к изменениям в своей среде. В данном случае, может помочь целый ряд методов лечения. Например, сенсорная интеграционная терапия. Она помогает научиться справляться с сенсорными данными, такими как: запах, громкие или раздражающие звуки, отвлекающие визуальные изменения, мигающие огни.

И наконец, аутизм третьей стадии: это самая тяжелая стадия аутизма. На ней требуется существенная поддержка. В дополнение к более серьезной нехватке навыков общения люди с аутизмом третьего уровня также демонстрируют повторяющееся или ограничительное поведение. Ограничительное поведение – человек имеет тенденцию замыкаться в себе и ограждать от общения с окружающим миром. Как правило, это связано с невозможностью адаптироваться.

Симптомы тяжелой стадии аутизма:

  • заметная нехватка словесных и невербальных навыков общения;
  • ограниченное желание участвовать в социальном взаимодействии;
  • тяжелые поведенческие нарушения;
  • ощущение стрессовой ситуации при смене обычного распорядка дня;
  • отсутствие навыка фокусировать свое внимание.

Люди с аутизмом третьего уровня нуждаются в интенсивной терапии, которая фокусируется на различных проблемах, включая общение и поведение.

Детский аутизм, это само по себе отклонение в работе мозга, как следствие, вызывающее трудности в социализации из-за своеобразного восприятия мира. Нам известно, что это замкнутые, живущие в своем мире люди, с аномалиями интеллектуального развития. Для детей-аутистов характерны проблемы с речью, общением, обучением и последующей социализацией в обществе.

У ребенка с аутизмом плохо развивается речь, как рецептивная, отвечающая за понимание, так и экспрессивная, в данном случае, элемент самостоятельного высказывания. Часто дети с РАС, которые могут говорить, произносят слова, не имеющие никакого значения, или не связанные с контекстом диалога. Например, ребенок может начать считать в разговоре, который не связан с числами. Или может постоянно повторять слова, которые ранее слышал. Зачастую речь имеет форму эхолалий, повторов, чаще зацикленное повторение элементов речи (отдельных слов, фраз). Помимо эхолалий, таким детям свойственен набор слов и фраз - штампов, воспроизводимых автоматически, без понимания сути, неумение слушать вопрос или обращенную речь. Не смотря на вышеперечисленное, номинативный словарь (называние обозначение предмета словом), а также обобщающая функция речи - выявление общих признаков, свойств предметов для дальнейшей классификации по группам, может быть доступна небольшой части детей данной категории.

Особенности речевого развития детей с РАС, отражаются и в нарушениях коммуникативной сферы, перечислю некоторые из них:

  • отсутствие реакции на речь других людей;
  • проблема понимания обращенной речи;
  • сложности с обработкой аудиальной информации;
  • осмысление слов и фраз;
  • отсутствие реакции на вербальные инструкции;
  • позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление;
  • негативная реакция в случае, если собеседник говорит слишком много, или слишком быстро;
  • сложности с выражением своих потребностей или желаний;
  • нарушения грамматического строя речи, звукопроизношения, просодических компонентов речи (патологические изменения темпа, ритма, высоты голоса);

Для многих аутичных детей характерны стереотипные вокализации (то есть ребенок может произносить какие-то лепетные, повторяющиеся звуки, свистеть, подражать неречевым звукам – шуму воды, писку животных, кудахтанью птиц и т.д.). К пяти, семи годам появляется спонтанная речь, но она аграмматична, чаще всего с многочисленными нарушениями звукопроизношения. К фразовой речи дети переходят с большой задержкой по сравнению со своими сверстниками.

Речевое развитие при аутизме характеризуется достаточно специфическими чертами и во многом зависит от того, проводится коррекционное вмешательство.

Вызывание звуков при аутизме начинаем не со звуков, а с коммуникации! При аутизме нужно начинать с базовых нарушений – коммуникации и поведения.

Для запуска речи у детей с РАС коррекционные занятия должны быть направлены на:
стимуляцию мозговой активности;
облегчение восприятия новой информации;
проявление интереса к окружающему миру;
социализацию в обществе;
нейтрализацию агрессии;
развитие невербальной речи, речевого дыхания и артикуляционного аппарата.

В коррекционной работе с ребенком также важно создать эмоционально-положительный настрой, направленный на коммуникативное взаимодействие. Необходимо простроить работу таким образом, чтобы ребенок регулярно переживал приятные эмоции, устанавливал эмоциональный контакт со взрослым, получал достаточное количество сенсорной информации и через игру познавал новые социальные смыслы. Таким образом, развитие речи ребенка с РАС должно иметь комплексное воздействие, направленное на работу всех мозговых функций.

Игра на развитие речевого дыхания:


Предложите ребенку что-либо понюхать. Для этого упражнения подойдет всё, что есть под рукой: гранулы или зерна кофе, цветы, фрукты, сладости и т.д. Предложите сделать глубокий вдох через нос и во время выхода произнести шёпотом «а-а-а, у-у-у, и-и-и».

Игры на развитие органов чувств:

  • Предложите малышу постучать по чему-либо. Например, ложкой по кастрюле. Проговорите, какой звук вы слышите. Покажите, что можно создать ритм.
  • Предложите ребенку несколько разных на ощупь материалов. Трогайте их и проговаривайте, какой предмет на ощупь.
  • Предложите ребенку несколько любых предметов, пусть запомнит их наличие. Затем уберите любой предмет, малыш должен найти «пропажу».

Совет родителям от детского логопеда:

Если у Вашего ребенка диагноз РАС, придерживайтесь основных незамысловатых правил. Это поможет Вам заинтересовать ребенка, создать плотный контакт и периодически выводить его на непродолжительную коммуникацию.

1. Чаще играйте. Через игру такие дети обучаются речи. Старайтесь также вводить игры, направленные на социальное взаимодействие, например, рисование, сюжетно-ролевые сценки. Во время игр находитесь рядом с ребенком, чтобы он слышал и видел Вас.

2. Говорите с ребенком как можно чаще и, желательно, на одном языке. Повторяйте за ним его действия, подражайте звукам, которые он издает. Это вызовет доверие и поспособствует взаимодействию, улучшит коммуникацию и выведет на диалог.

3. Разъясняйте ребенку с помощью визуальных составляющих: картинок, жестов, мимики. Зрительные контакты создают основу для развития речи.

Игры на развитие артикуляционного аппарата:

Для мимических мышц: поднимание бровей (вместе и по очереди), закрывание и открывание глаз (вместе и по очереди), сморщивание лба, носа, подбородка. Также предложите повторить эмоции. Покажите, как выглядит радость, грусть, обида, тоска и т.д. Развивайте мимику.

Для пассивной гимнастики языка: выводить язык из ротовой полости вперед и втягивать назад, поднимать вверх к нёбу и опускать вниз, упираться языком в щёки (влево-вправо), делать «трубочку».

Для пассивной гимнастики губ: сделать губы для поцелуя (как у рыбки), широко улыбнуться с закрытым ртом, поднимать верхнюю губу и опускать нижнюю, создавать различные уклады губ, необходимые для произнесения букв.

Ребенок с РАС, это всего лишь – ребенок. Основное и самое важное в общении с ним, помнить – «аутисты нуждаются в принятии, а не лечении».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речи детей с аутизмом.

                         Особенности речи детей с аутизмом.У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и не...

Методика "Учимся читать и говорить одновременно" (развитие речи у детей с аутизмом и алалией)

Данная методика доказала свою эффективность, в процессе коррекционной работы с детьми, которым был поставлен диагноз алалия, в том числе при расстройствах аутистического спектра....

Особенности речевого развития у детей с аутизмом

В данной презентации содержится материал, который может оказаться полезным для учителей-логопедов, дефектологов, психологов при работе  по развитию речи у детей с аутизмом....

Особенности коммуникативно-речевого развития у детей с аутизмом

laquo;Мне страшно. Голова гудит.Там мечутся слова и просятся уйти."Пусти нас, Соня, в мир пусти!"Но рот мой на замке,А ключ к замку в мозгу -И как его достать?Ну помогите ...

Особенности художественно-эстетического развития детей с аутизмом

Последовательная коррекционно-развивающая работа средствами искусства заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на детей с аутизмом, что способствует раскрытию их внутреннего потенциал...

Консультация для родителей на тему "Речевые и коммуникативные особенности детей с аутизмом"

В данном материале представлена разработка конспекта консультации для родителей на тему "Речевые и коммуникативные особенности детей с аутизмом"...

Представление об особенностях раннего развития детей с аутизмом.

Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится современными авторами к группе так называемых первазивных (т. е. всепроникающих) расст...