Консультация для родителей на тему "Речевые и коммуникативные особенности детей с аутизмом"
консультация
В данном материале представлена разработка конспекта консультации для родителей на тему "Речевые и коммуникативные особенности детей с аутизмом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 107.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребёнка – детский сад №110 «Теремок»
Консультация для родителей:
«Речевые и коммуникативные особенности детей с аутизмом»
Подготовила учитель-дефектолог
Крошка А.А.
Выделяют три функции речи, которые выступают в тесном единстве и имеют важное значение в формировании психики и интеллекта ребенка.
I.Коммуникативная функция речи. Эта функция речи является одной из наиболее ранних. Специальными исследованиями было установлено, что у детей в возрасте 2-х лет речь выполняет функцию общения. В процессе общения ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений об окружающем, формируется мышление. Коммуникативная функция речи способствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально – волевой сферы и личности ребенка.
II. Познавательная функция речи тесно связана с возможностью общения ребенка с окружающими, т.е. коммуникативная и познавательная стороны речи формируются в тесном единстве. Ребенок при помощи речи не только получает новою информацию, но и приобретает возможность её по-новому усваивать.
Благодаря речи развиваются представления (память о предметах и явлениях окружающего мира).
Большая роль придается речи и в развитии памяти, особенно вербальной, которая необходима для формирования обобщенного мышления.
III. Регулирующая форма речи складывается у нормального ребенка уже на ранних этапах его развития. Однако лишь к 4-5 годам, когда у ребенка значительно развита уже смысловая сторона речи, слово взрослого становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программированной деятельности.
Аутизм – это нарушения психического развития, связанное с отсутствием потребности в общение. Аутичный ребенок не стремился к общению с людьми, не умеет общаться (не смотрит в глаза, не отвечает на улыбку); часто не выполняет просьбы и не реагирует на общение; выглядит непослушным; мало использует речь и жесты для общения; в основном, не обращает внимание на то, что обычно интересно детям.
Одним из основных признаков синдрома детского аутизма (ДА) является нарушение речевого развития. Это самая частая причина, в связи с которой родители аутичных детей впервые обращаются к специалистам.
По мнению большинства исследователей, прогноз при ДА в значительно мере определяется уровнем речевого развития: отсутствие речи до пятилетнего возраста является неблагоприятным, а по мнению многих даже наихудшем прогностическим признаком и поэтому диагностика речевого развития и формирование речи – одно из центральных задач в коррекции ДА.
Многие авторы полагают, что не достаточность речи аутичных детей связана прежде всего с недоразвитием её коммуникативной функции, вследствие чего возникают другие речевые расстройства, хотя в некоторых случаях они бывают сочетанными.
В связи с этим представляется правомерной постановка вопроса о специфичности речевых нарушений при ДА, и Т.И. Морозова (1995) выделяет несколько аспектов такой специфичности:
1. Не отрицая, что у детей с ДА встречаются речевые нарушения органического и функционального (в традиционном понимании) генеза, большинство отклонений в речевом развитии при ДА обусловлено недоразвитием коммуникативной функции речи и коммуникации в целом, т.е. типичные для ДА речевые нарушения опосредованы свойствами аутизму особенностями психики.
2. Отдельные компоненты речи развиваются при ДА дискоординированно: номинативная функция речи формируется в отрыве от коммуникативной, повышенное внимание к акустической стороне речи может сочетаться с глубоким недоразвитием понимая обращенной речи или нарушениями её воспроизведения.
3. В большинстве случаев нарушений речи при ДА имеются особенности, отличающие их от сходных нарушений при других формах патологии, поскольку эти нарушения в значительной степени обусловлены искажением, а не задержкой речевого развития.
4. Глубокие нарушения речевого развития (прежде всего мутизм) неоднородны по своей природе: в значительной части случаев мутизм связан с различными видами алалий, тогда как в других случаях – с эндогенными причинами.
Специфические нарушения при разных типах дизонтогенеза
- мутизм
- неспособность устанавливать контакт посредством взгляда и мимики
- резкое ограничение речевого контакта
- необычная жестикуляция
- склонность к эхолалии
- реверсии местоимений
- речевые штампы
- несформированности мимики и жестов
- нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце фразы или слова.
Собственные высказывания строит из 3-5 слов, не употребляет сложных конструкций. На вопросы отвечает однословно или при помощи речевых штампов. Отмечаются множественные ошибки при:
- употреблении грамматических конструкций: в употреблении числа и рода существительных, глаголов, прилагательных, смешения падежных форм, нарушения в согласовании прилагательных с существительными, числительных с существительными, ошибки в предложных конструкциях
- определении пола людей на картинном материале
- использовании и понимании местоимений различных значений (особенно личных: я, ты, он, она …, притяжательных: мой, твой, его, её …, определительных: весь, сам, самый, каждый …)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет"
Основные особенности возраста 6-7 лет: какие изменения происходят в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии будущего первоклассника...
Консультация для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 года»
Публикуемый материал консультации для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 года» содержит информацию об этих особенностях, а также даются рекомендации по...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3–4 года»
Консультация разработана для родителей детей 3-4 лет....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 5-6 лет»
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание...
Консультация для родителей На тему: «Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет»
Группа: младшая (2-3 года) общеразвивающей направленностиПроблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится...
Консультация для родителей. Воспитываем вместе. Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста (2-3 года). Воспитатель Зудина Г.В.
Критерии помогут родителям детей раннего возраста развить социально-коммуникативные качества ребенка...
Консультация для родителей на тему: «Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет»
Консультация для родителейна тему: «Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет»...