Многофункциональная сумка логопеда
методическая разработка по логопедии

Буданова Ирина Васильевна

В моей практике пользуется успехом у детей и является эффективным Логопедический "Лэпбук". В нем собраны предметы, помогающие детям успешно развивать и корректировать неправильное звукопроизношение, лексику, грамматику, фонетику, мелкую моторику. Лэпбук может представлять папку с заданиями-карточками по темам. Я в своей работе использую "Лэпбук" для занятий с детьми ОВЗ в виде многофункциональной сумки логопеда в форме гармошки. Сумка удобна и практична. Она сшита из прочного материала. В ней десять секций, в которых находятся пособия, игры, индивидуальный материал для коррекции звукопроизношения, наглядность. В каждой секции кармашки на молнии. Так же, можно прикреплять конверты с заданиями на прищепки.  Наполняемость сумки зависит от темы и цели занятия.  Пособия для занятий можно выкладывать, наполнять и приносить для работы с детьми в группе. Сумка удобна тем, что зависит от наполняемости, т к имеет форму гармошки. В ней есть ремешки, которые регулируют количество необходимых в данный момент секций для выбора нужного материала к занятию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx995.34 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: учитель-логопед Буданова Ирина Васильевна

Организация: ГБОУ Школа №1527 ЮАО г. Москвы

Конкурсная работа:

«Логопедический Лэпбук» (в рамках реализации федерального проекта

«Современная школа»)

Каждый учитель-логопед ищет в своей коррекционной деятельности подходы, идеи, формы и методы, которые будут интересны и полезны дошкольникам, имеющим ограниченные возможности здоровья. Различные коррекционные методы помогают эффективно решать коррекционно-образовательные, воспитательные задачи.

Главным принципом ФГОС дошкольного образования является максимально разнообразная деятельность детей. Для детей с ОВЗ особенно важна наглядность, интерес. Сейчас существует огромное разнообразие дидактических игр, которые стимулируют речевую деятельность, развивают мышление, память, воображение, правильное дыхание, мелкую моторику. Дети успешно осваивают лексические темы, грамматику, звуковые навыки. Успешно корректируется неправильное звукопроизношение, фонематический слух. Одним из направлений современной дидактической игры является Логопедический Лэпбук.

В моей практике пользуется успехом у детей и является эффективным Логопедический Лэпбук. В нем собраны предметы, помогающие детям успешно развивать и корректировать неправильное звукопроизношение, лексику, грамматику, фонетику, мелкую моторику. Лэпбук может представлять папку с заданиями-карточками по темам. Я в своей работе использую Лэпбук для занятий с детьми ОВЗ в виде многофункциональной сумки логопеда в форме гармошки. Сумка удобна и практична. Она сшита из прочного материала. В ней десять секций, в которых находятся пособия, игры, индивидуальный материал для коррекции звукопроизношения, наглядность. В каждой секции кармашки на молнии. Так же, можно прикреплять конверты с заданиями на прищепки. Наполняемость сумки зависит от темы и цели занятия. Пособия для занятий можно выкладывать, наполнять и приносить для работы с детьми в группе. Сумка удобна тем, что зависит от наполняемости, т к имеет форму гармошки. В ней есть ремешки, которые регулируют количество необходимых в данный момент секций для выбора нужного материала к занятию.

Лэпбук

«Многофункциональная сумка логопеда»

C:\Users\spetr\Desktop\фото презентация\ C:\Users\spetr\Desktop\фото презентация\

- многофункционален;

- содержание доступно детям –дошкольникам с ОВЗ;

- совмещает коррекционно-развивающую, познавательную, игровую деятельность.

Использование Многофункционального Лэпбука позволяет привлекать интерес детей к занятию. «Что же в нашей волшебной сумке?»

Содержание Лэпбука позволяет решать коррекционные задачи по развитию фонематического восприятия, проводить коррекцию неправильного звукопроизношения и предупреждать нарушения письма и чтения. Коррекционная работа проводится учитывая возраст о особенности здоровья ребенка. Содержание Лэпбука наполняется, а задания усложняются учитывая возраст и особенности развития и здоровья детей.

Задачи моего дидактического пособия Лэпбук «Многофункциональная сумка логопеда» следующие:

- Образовательные:

- способствовать формированию и развитию фонематического слуха и восприятия;

- обучить слышать и различать на слух звонкие, глухие,

согласные звуки, гласные звуки;

- определять на слух твердые и мягкие согласные звуки;

- формировать навыки звукового анализа и синтеза

Развивающие:

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать правильное дыхание;

- развивать фонематический слух;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать пространственную ориентацию; -

- развивать звуковой анализ и синтез;

- развивать память, воображение, внимание, любознательность;

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, самоконтроль, самостоятельность

Коррекционные:

- коррекция неправильно произносимых звуков;

- развитие правильного дыхания;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие мелкой моторики;

- дифференциация звуков речи;

- развитие пространственной ориентации;

- развитие умения выделять четвертый лишний, обобщать, сравнивать, анализировать

Планируемый результат каждого занятия:

- проявление интереса к занятию;

- формирование познавательной активности;

- формирование фонематического слуха;

- решение коррекционной задачи;

- предупреждение нарушений чтения и письма

Игры и задания, содержащиеся в Лэпбуке «Многофункциональная сумка логопеда»:

C:\Users\spetr\Desktop\фото презентация\

  1. А) Альбомы Безруковой О.А. для обследования речевого развития детей в ДОУ.

Б) Альбом по развитию речи С.В. Батяева, Е.В. Савостьянова, В.С. Володина

D:\фото презентации\ D:\фото презентации\

  1. Настольное зеркало.

C:\Users\spetr\Desktop\фото презентация\

Мы перед зеркалом сидим

На язычок с тобой глядим.

Он вправо, влево побежал

И, как комарик пропищал.

Как жук летает над цветком,

Звенит, шипит, дудит, гудит,

Потом лошадкой побежит.

Коррекция звукопроизношения проводится перед зеркалом для того, чтобы отработать правильное точное движение органов артикуляции. Точность, сила, дифференциация, подвижность органов артикуляции, правильное дыхание-основа правильного и чёткого произношения. Упражнения осуществляются последовательно и сначала в медленном темпе.

Зеркало- предмет для выполнения артикуляционной гимнастики с целью развития органов артикуляции. Закрепление, глядя в зеркало, правильного произношения заданных звуков. Отработка навыков звукового анализа и синтеза.

Сказка о Веселом Язычке (картинки)

D:\фото презентации\язычок.jpg D:\фото презентации\

Ребёнок, глядя в зеркало, правильно выполняет артикуляционные упражнения с корректируемым звуком в игровой форме. Затем четко произносит заданный звук и дает его характеристику.

  1. Индивидуальный материал для коррекции звукопроизношения.

Индивидуальные соски, зондозаменители, бусины, перчатки, салфетки – для коррекции звукопроизношения.

D:\фото презентации\ D:\фото презентации\ D:\фото презентации\

Использование индивидуальных инструментов позволяет корректировать неправильное произношение звуков речи.

4. Развитие мелкой моторики

Массажные мячики разных размеров и расцветок

D:\фото презентации\ C:\Users\spetr\Desktop\фото презентация\

Мячики –ёжики развивают мелкую моторику, точность движений, координацию. Помогают в развитии органов артикуляции. Самомассаж кистей рук, ладошек, пальцев, губ, щек. Используются на занятиях, как физминутка.

Движения с речью:

Шарик этот не простой,

Он колючий – вот такой!

По столу круги катаю

и ладошки разминаю.

Между пальцами кладу

Вправо-влево, как хочу!

D:\фото презентации\ D:\фото презентации\ D:\фото презентации\ D:\фото презентации\

Игра: Поп-ит используется, как антистресс. Дети любят мять в руках специальные игрушки-мякиши. Они помогают успокоиться и плавно включиться в занятие. Поп-ит мы используем для развития мелкой моторики, автоматизации звуков, слогов. Определения слов в предложении. Речь и движение. Ребенок нажимает на кнопочку и проговаривает.

Выкладывание пазла по контуру, по картинке способствует развитию мелкой моторики, абстрактному мышлению, воображению, вниманию, усидчивости.

Игра «Футбол пальцами» способствует ловкости движений пальцев рук, укрепляем кисть, пальцы. Развивает внимание, быстроту, ловкость, выдержку, решает воспитательную задачу (дружелюбное отношение к сопернику).

D:\фото презентации\ C:\Users\spetr\Desktop\фото презентация\

Шнуровка- развивает мелкую моторику, а выкладывание рисунка по картинкам развивает внимание, усидчивость.

5. Развитие дыхательной системы

Султанчики, индивидуальные коктейльные трубочки, свистки (индивидуальные) либо с индивидуальными насадками

C:\Users\spetr\Desktop\фото презентация\ D:\фото презентации\ D:\фото презентации\ D:\фото презентации\

D:\фото презентации\

Послушный ветерок - ребенок слушает сказку и дует на картинку с ниточкой.

Правильное дыхание очень важно для правильного и четкого произношения звуков в речи. Способствует развитию плавной, внятной речи, развитию голоса. Правильному распределению воздуха в процессе речи.

  1. Развитие фонематического слуха.

Способность различать звуки родного языка. Отличать твёрдые от мягких, звонкие от глухих, свистящие от шипящих звуков. Определять гласные звуки.

Способность правильно слышать и узнавать звуки - пропедевтика специфических ошибок на письме. Правильно слышать и различать звуки в словах помогают картинки по развитию фонематического слуха.

D:\фото презентации\фонем.jpg ;n=13

Покажи картинки, где нарисованы: крыса-крыша, дрова-трава, удочка-уточка, лук-жук. Произнеси парами слова. С помощью металлофона мы проиграем определенный ритм и мелодию.

D:\фото презентации\киедер.jpg D:\фото презентации\зв.jpg D:\фото презентации\

Коробочки с крупами (определение на слух, что в коробочке) помогают детям различать неречевые звуки. А с помощью бубна дети повторят заданный ритм.

«Чудесный мешочек» (твёрдый согласный, мягкий согласный)

Из мешочка достаём игрушку, называем и определяем по первому звуку твердый или мягкий согласный.

Игра «Найди игрушку» и назови первый звук в слове. Затем последний. Постепенно усложняя задачу. Развивается и мелкая моторика. Я в работе использую гречку, рис, фасоль, горох. Ребенок ручками находит игрушку и произносит четко заданный звук, слог или слово на этапе автоматизации. Так же можно разделить слово на слоги, назвать ударный слог, звук. Составить предложение с данным ловом. И даже вспомнить сказу с данным героем.

D:\фото презентации\ D:\фото презентации\

  1. Развитие звукового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письменной речи.

Выделение и узнавание звука на фоне слова. Полотно с полосками для звукового анализа

Обучение звуковому анализу предполагает:

- умение различать звуки по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости, согласные-гласные

(дать характеристику звуку)

- определять место звука в слове

- определять количество звуков в слове

D:\фото презентации\ D:\фото презентации\ D:\фото презентации\

На полотне картинка. Ребёнок с помощью звуковых карточек (красные, синие, зеленые) делает звуковой разбор слова

Так же используются в работе по звуковому анализу мягкие шарики (с игровым пинцетом), бусины, мячики, прищепки, сигнальные карточки, кружочки из цветной бумаги, бархата,

лягушки-помощницы для развития мелкой моторики, шнуровка с бусинами, «удивительные глазки»: красного, синего, зеленого цвета

D:\фото презентации\ D:\фото презентации\ D:\фото презентации\ D:\фото презентации\

C:\Users\spetr\Desktop\фото презентация\ D:\фото презентации\

А чудесные звоночки (колокольчики) помогут в игровой форме определить звонкость-глухость, твердость-мягкость звуков в слове. И выложить звуковую схему слова. Использование на занятии колокольчика, дает возможность детям, в игровой форме, различать звонкие звуки.

Звуковая линейка с цифрами.

Используется для определения количества звуков в слове, количества слогов в слове, количества слов в предложении. Ребенок определяет последовательность звуков в слове.

Игры на развитие фонематического анализа и синтеза построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. В начале дети учатся слышать и определять первый звук в слове, затем первый и последний. Определяют последовательность звуков.

D:\фото презентации\

«Волшебный паровоз» Ребенок произносит слово, делит на слоги и произносит ударный гласный слог или звук. Определяет количество слогов в слове.

C:\Users\spetr\Desktop\фото презентация\ D:\фото презентации\

После, составляет словосочетания и слова в предложении по схемам.;n=13

Так же используем готовые схемы слов с целью подобрать подходящую картинку-слово.

D:\фото презентации\

Карточки помогают ребёнку найти и определить место звука в слове.

  1. Буквы.

Карточки с буквами.

Веер гласных букв используется для дифференциации гласных звуков

Веер согласных букв используется для дифференциации согласных звуков, парных звонких и глухих. Соотнесение звука и буквы.

D:\фото презентации\ D:\фото презентации\

Звук – элемент произносимой речи, а буква графический знак для обозначения звука. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.

Букву дети выкладывают на рабочем столе камешками, шерстяными нитками, фасолью, на манке. «Умные кубики-буквы» Способствуют правильному произношению звуков, развитию памяти.

D:\фото презентации\ D:\фото презентации\

Счётные палочки используем как «Выложи букву»

Такие задания закрепляют правильное печатание букв и являются пропедевтикой зеркального написания.

9. Развитие графо-моторных навыков.

Работа по подготовке руки к письму. Все задания направлены на развитие глазомера, четкой координации руки, внимания.

D:\фото презентации\ D:\фото презентации\ C:\Users\spetr\Desktop\фото презентация\

Включают в себя штриховку не заходя за контуры, обвести по контуру, обводка по точкам, срисовывание, раскрашивание карандашами, дописывание недостающих элементов букв, второй половины рисунка. Помогают для правильного захвата карандаша специальные фиксаторы разного размера и формы, подходящие индивидуально для ребёнка.

Счётные палочки используем как выкладывание предмета по образцу.

D:\фото презентации\

Такие задания развивают пространственное, абстрактное мышление, мелкую моторику.

  1. Автоматизация звуков и развитие связной речи.

D:\фото презентации\

- «Карточки-логопедки», помощники в автоматизации поставленных звуков, слогов, слов. С их помощью можно составлять предложения.

D:\фото презентации\

- Скороговорки способствуют закреплению правильного произношения в быстром речевом темпе.

Карточки с сюжетными картинками.

Ребёнок раскладывает картинки по порядку и составляет рассказ.

D:\фото презентации\ D:\фото презентации\ D:\фото презентации\

D:\фото презентации\вор — копия.jpg D:\фото презентации\вор.jpg

Карточки с тематическими картинками способствуют развитию связной речи

( описательные рассказы)

D:\фото презентации\

D:\фото презентации\

Выкладывание пазла по сказкам способствует развитию связной речи, внимания, памяти, мелкой моторики, усидчивости.

Я представила некоторые материалы, находящиеся в Лэпбуке на логопункте ДОУ в «Многофункциональной сумке логопеда», которые использую по мере необходимости в ежедневной работе с детьми. На каждом занятии используются приёмы логопедической работы, направленные на коррекцию нарушенного звукопроизношения, тренировку артикуляционного аппарата, закрепление и автоматизацию правильного произношения звуков в речи, дыхания, развитие фонематического слуха, анализа и синтеза, мелкой моторики, обогащение словарного запаса, лексико-грамматических представлений, развитие связной речи.

Работа с использованием Лэпбука является удобной, практичной, эффективной для речевого и моторного развития детей. Лэпбук привлекает внимание, вызывает интерес у детей и взрослых. Позволяет в игровой форме заинтересовать ребенка и выполнить коррекционные задачи. Является наглядной опорой для выполнения различных коррекционно-развивающих заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональная сумка для развития мелкой моторики

В своей работе я уделяю много внимания развитию мелкой моторики у детей.  Всем известно, что игры с пуговицами, шнуровками развивают внимание, глазомер. У детей происходит укрепление пальцев и вс...

"Цветик - семицветик" - многофункциональное учебное пособие для проведения игр и занятий логопеда и воспитателя.

Пособие сшито из фетра. Сшила я его сама. Лепестки цветка прикреплены на липучки. С изнаночной стороны в каждый лепесток вшита молния. Каждый лепесток - это кармашек для карточки - задания или какой-т...

презентация"Многофункциональное применение артикуляционной гимнастики в работе учителя -логопеда"

Методическая разработка "Многофункциональное применение артикуляционной гимнастики в работе учителя - логопеда" представляет собой  презентацию - теоретическое руководство к действию уч...

Многофункциональное пособие "Раз, два, три..беги!" (игровые технологии в работе учителя-логопеда ДОУ)

Уважаемые коллеги, здесь представлено  многофункциональное пособие с картотекой игр к нему и презентацией с фотографиями.В нашем сообществе учителей-логопедов отмечен тот момент, что на занятиях ...

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ "СУМКА ПОЧТАЛЬОНА"

Инновационная форма работы "Игротека" - это  поддержка детской инициативы, свобода выбора и самостоятельности в игровой деятельности....

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ "СУМКА ПОЧТАЛЬОНА"

В нашем детском саду существует такая инновационная форма работы, как "Игротека "Умеешь сам - научи другого" — это поддержка детской инициативы, свобода выбора и самостоятельности...