Дислексия - что Вы об этом знаете?
консультация по логопедии

Растворцева Елена Юрьевна

Дислекия - непонятное для многих слово. За ним кроются множество проблем в школе. Давайте вместе разберёмся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disleksiya_statya_na_sayt.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Дислексия: что вы об этом знаете?

Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.

Ваш ребёнок начал говорить позже, с трудом удерживает внимание, словарный запас меньше, чем у других детей, неправильно использует окончания, пишет цифры и буквы «зеркально», испытывает сложности в пересказе, не может сформулировать главную мысль? Возможно, так начинает своё проявление дислексия.

 Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Таким детям трудно научиться читать и писать. Как читают дети с дислексией? Обычно чтение замедленное, по слогам или по буквам, с ошибками в виде перестановок и замен букв, соскальзывание с одной строчки на другую во время чтения, чтение справа налево. Как дислексики видят текст? Часто он представляется в виде наложенных друг на друга букв, читают текст, меняя буквы местами, не видя разницы (молоко – оомкол). Если не уделить этой проблеме должного внимания в раннем возрасте, то она останется и во взрослом. Не надо путать лень и невнимательность с отклонениями в работе определенных зон мозга (меньшая активность и пониженная плотность). Это не психическое заболевание, а нейробиологическая особенность. Мозг неправильно воспринимает и расшифровывает зрительную информацию (буквы или цифры). 80% случаев дислексий связаны с наследственностью. Факторами риска для развития дислексии являются: гипоксия, внутриутробные инфекции, курение во время беременности.

Обычно дислексию дошкольникам не диагностируют, дети только начинают осваивать письмо и чтение. Но есть ранние признаки, по которым можно предположить дислексию с большой вероятностью.

  1. Ребёнок начал ползать позже 9-12 месяцев или не ползал вообще, сразу пошёл. Этот этап критически важен для развития пространственных представлений, чтобы мозг научился понимать положение тела, делать выводы о размере предметов и расстоянии между ними. Этот навык лежит в основе чтения и письма.
  2. Недостаточно развитая мелкая моторика: ребёнок не умеет завязывать шнурки, не любит играть в мяч, не умеет стоять на одной ноге, удерживая равновесие, сложно ездить на велосипеде.
  3. Не любят учить детские стишки и потешки, плохо улавливают рифму (ком - ком, свечка – печка), не запоминают, как пишется их имя.

Дислексию нельзя вылечить или «перерасти», эта особенность остается с человеком всю жизнь. Но специалисты научились её корректировать, чтобы трудности не мешали учиться и не ограничивали развитие человека. Среди дислексиков немало знаменитостей: Владимир Маяковский, Агата Кристи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Том Круз, Чарли Чаплин, Уолт Дисней, Стив Джобс, Билл Гейтс, Генри Форд и многие другие.

В основе коррекции рекомендованы регулярные занятия с логопедом и нейропсихологом. С помощью специальных упражнений можно натренировать мозг распознавать буквы и закрепить навык чтения. Специалисты научат ребёнка переключаться между заданиями, это защитит мозг от переутомления.

Что посоветовать родителям дислексиков?

*Дать ребёнку больше времени на выполнение заданий.

*Демонстрировать знания через нестандартные проекты: съёмка учебных фильмов, фотоколлажи по заданной теме, опыты и эксперименты. *Перечитывать книги несколько раз, возвращаться к старым сюжетам. *Обсуждать непонятные слова.

В России и в других странах много сообществ, объединяющих людей с дислексией и специалистов, которые занимаются изучением этого диагноза. В открытых источниках можно найти рекомендации по обучению и развитию детей с дислексией:

Ассоциация родителей детей с дислексией

Сообщество Dyslexia Communiti

Британская ассоциация людей с дислексией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Звуковой анализ слов как метод профилактики дислексии у дошкольников"

В работу по обучению  звуковой культуры речи у  детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана...

Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста

Подробное описание мероприятий по профилактики дислексии у детей старшего дошкольного возраста. Даны рекомендации по формированию функционального базиса навыков чтения...

Педагогический проект «Мы разные - в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила! »

В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества. Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо ак...

Педагогический проект "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе -в этом наша сила"

В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества. Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо ак...

Плачет ребенок: как к этому относиться и что с этим делать?

Как относиться к плачу ребенка? Неопытные родители плача ребенка боятся: он для них обвинение, что они в чем-то виноваты. Ленивые мужчины от плача ребенка раздражаются: "вот, снова беспокоит!" Тревожн...

Дислексия: что Вы об этом знаете?

Ваш ребёнок начал говорить позже, с трудом удерживает внимание, словарный запас меньше, чем у других детей, неправильно использует окончания, пишет цифры и буквы «зеркально», испытывает сложности в пе...