Дислексия - что Вы об этом знаете?
консультация по логопедии
Дислекия - непонятное для многих слово. За ним кроются множество проблем в школе. Давайте вместе разберёмся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disleksiya_statya_na_sayt.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Дислексия: что вы об этом знаете?
Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.
Ваш ребёнок начал говорить позже, с трудом удерживает внимание, словарный запас меньше, чем у других детей, неправильно использует окончания, пишет цифры и буквы «зеркально», испытывает сложности в пересказе, не может сформулировать главную мысль? Возможно, так начинает своё проявление дислексия.
Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Таким детям трудно научиться читать и писать. Как читают дети с дислексией? Обычно чтение замедленное, по слогам или по буквам, с ошибками в виде перестановок и замен букв, соскальзывание с одной строчки на другую во время чтения, чтение справа налево. Как дислексики видят текст? Часто он представляется в виде наложенных друг на друга букв, читают текст, меняя буквы местами, не видя разницы (молоко – оомкол). Если не уделить этой проблеме должного внимания в раннем возрасте, то она останется и во взрослом. Не надо путать лень и невнимательность с отклонениями в работе определенных зон мозга (меньшая активность и пониженная плотность). Это не психическое заболевание, а нейробиологическая особенность. Мозг неправильно воспринимает и расшифровывает зрительную информацию (буквы или цифры). 80% случаев дислексий связаны с наследственностью. Факторами риска для развития дислексии являются: гипоксия, внутриутробные инфекции, курение во время беременности.
Обычно дислексию дошкольникам не диагностируют, дети только начинают осваивать письмо и чтение. Но есть ранние признаки, по которым можно предположить дислексию с большой вероятностью.
- Ребёнок начал ползать позже 9-12 месяцев или не ползал вообще, сразу пошёл. Этот этап критически важен для развития пространственных представлений, чтобы мозг научился понимать положение тела, делать выводы о размере предметов и расстоянии между ними. Этот навык лежит в основе чтения и письма.
- Недостаточно развитая мелкая моторика: ребёнок не умеет завязывать шнурки, не любит играть в мяч, не умеет стоять на одной ноге, удерживая равновесие, сложно ездить на велосипеде.
- Не любят учить детские стишки и потешки, плохо улавливают рифму (ком - ком, свечка – печка), не запоминают, как пишется их имя.
Дислексию нельзя вылечить или «перерасти», эта особенность остается с человеком всю жизнь. Но специалисты научились её корректировать, чтобы трудности не мешали учиться и не ограничивали развитие человека. Среди дислексиков немало знаменитостей: Владимир Маяковский, Агата Кристи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Том Круз, Чарли Чаплин, Уолт Дисней, Стив Джобс, Билл Гейтс, Генри Форд и многие другие.
В основе коррекции рекомендованы регулярные занятия с логопедом и нейропсихологом. С помощью специальных упражнений можно натренировать мозг распознавать буквы и закрепить навык чтения. Специалисты научат ребёнка переключаться между заданиями, это защитит мозг от переутомления.
Что посоветовать родителям дислексиков?
*Дать ребёнку больше времени на выполнение заданий.
*Демонстрировать знания через нестандартные проекты: съёмка учебных фильмов, фотоколлажи по заданной теме, опыты и эксперименты. *Перечитывать книги несколько раз, возвращаться к старым сюжетам. *Обсуждать непонятные слова.
В России и в других странах много сообществ, объединяющих людей с дислексией и специалистов, которые занимаются изучением этого диагноза. В открытых источниках можно найти рекомендации по обучению и развитию детей с дислексией:
Ассоциация родителей детей с дислексией
Сообщество Dyslexia Communiti
Британская ассоциация людей с дислексией
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Звуковой анализ слов как метод профилактики дислексии у дошкольников"
В работу по обучению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана...
Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста
Подробное описание мероприятий по профилактики дислексии у детей старшего дошкольного возраста. Даны рекомендации по формированию функционального базиса навыков чтения...
Педагогический проект «Мы разные - в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила! »
В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества. Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо ак...
Педагогический проект "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе -в этом наша сила"
В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества. Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо ак...
Плачет ребенок: как к этому относиться и что с этим делать?
Как относиться к плачу ребенка? Неопытные родители плача ребенка боятся: он для них обвинение, что они в чем-то виноваты. Ленивые мужчины от плача ребенка раздражаются: "вот, снова беспокоит!" Тревожн...
Тяга детей к огню,игре со спичками общеизвестна.Психологи доказывают,что об опасности этих игр дети знают,они различают огонь добрый и злой, огонь созидающий и разрушающий.Помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь их от беды-задача взрослых
Консультация для родителй по пожарной безопасности...
Дислексия: что Вы об этом знаете?
Ваш ребёнок начал говорить позже, с трудом удерживает внимание, словарный запас меньше, чем у других детей, неправильно использует окончания, пишет цифры и буквы «зеркально», испытывает сложности в пе...