Комплекс артикуляционной гимнастики для укрепления мышц речевого аппарата
картотека по логопедии (старшая группа)

Кузнецова Оксана Михайловна

Комплекс артикуляционной гимнастики для укрепления мышц речевого аппарата детей старшего дошкольного возраста. Вариант домашнего задания в период коррекции звукопроизношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_postanovki_zvukov.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Ш]  [Ж]

I Комплекс упражнений для губ.

1. Улыбка. Должны быть видны 2 ряда зубов

2. Трубочка. Выполняется при сжатых зубах, чтобы ребенок не втягивал щеки.

3. Чередование: улыбка / трубочка – 5-6 раз

II Комплекс упражнений для языка.

1. На распластывание

  • Просунуть язык между губами и помять его, произнося слог «па» - 5-6 раз
  • Просунуть язык между зубами и помять его зубами, произнося слог «та».
  •  «Расческа» - язык медленно просовывать сквозь плотно сжатые зубки.

2. Для правильной постановки языка

  • Поднять язык на верхнюю губу – зафиксировать.
  • опустить язык на нижнюю губу – зафиксировать
  • Поднять язык под верхнюю губу – зафиксировать
  • Опустить язык под нижнюю губу – зафиксировать
  • Поднять язык за верхние резцы - зафиксировать
  • Опустить язык за нижние резцы – зафиксировать
  • Почистим верхние зубки (кончиком языка дотронуться до каждого зубика. Сначала снаружи, потом внутри)
  • «Чашечка» - кончик языка и боковые края языка поднимаются к верхним зубкам. Удержать в таком положении 5-6 секунд. Повторять 5-6 раз.

III Для выработки центральной воздушной струи.

1. Высунуть кончик языка и подуть на него.

2. Положить кончик языка на верхнюю губу и дуть на нос.

3. «Фокусник» - положить на нос ребенка ватку или маленький кусочек бумаги. Ребенок должен сделать «чашечку» и подуть с чашечки на нос таким образом, чтобы ватка (листочек) слетели с носа.

4. «Остужаем чай» - сделать «чашечку» и подуть на нее

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Р]  [Р’]

I Комплекс упражнений для губ.

1. Улыбка. Должны быть видны 2 ряда зубов

2. Трубочка. Выполняется при сжатых зубах, чтобы ребенок не втягивал щеки.

3. Чередование: улыбка / трубочка – 5-6 раз

II Комплекс упражнений для языка.

1. На распластывание

  • Просунуть язык между губами и помять его, произнося

слог «па» - 5-6 раз

  • Просунуть язык между зубами и помять его зубами,

произнося слог «та».

  •  «Расческа» - язык медленно просовывать сквозь плотно сжатые зубки.

2. Для правильной постановки языка

  • Лакание.
  • Почистим верхние зубки (кончиком языка дотронуться до каждого зубика. Сначала снаружи, потом внутри)
  • «Вкусное варенье»  - слизывание с верхней губы внутрь ротовой полости.

3. Для установки кончика языка и подготовку его к вибрации.

  •  «Орешки» - твердый кончик языка поочередно упирается то в правую, то в левую внутреннюю поверхность щеки.
  •  «Маляры» - лизать твердое нёбо от верхних резцов вглубь  ротовой полости. Рот при этом открыт.
  •  «Силач» - Кончик языка устанавливается за верхние резцы и с силой выталкивается из ротовой полости.
  • «Лошадка» - поцокать язычком
  • «Грибок» - Язык всей массой присасывается к твердому нёбу. При этом должно чувствоваться натяжение всей подъязычной связки.
  •  «Гармошка»  - Язык всей массой присасывается к твердому нёбу, затем необходимо, то опускать, то поднимать нижнюю челюсть.
  • «Пулемётик» - язык за верхними резцами, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, кончик языка ударяется о передний край твердого нёба, быстро, многократно произнося звук [Д].

III Для выработки центральной воздушной струи.

1. Высунуть кончик языка и подуть на него.

2. Ребенку предлагается проглотить слюну (посушить язычок). На кончик языка кладется маленький кусочек бумажки. Язык передней частью присасывается к твердому нёбу, а кончик остается снаружи. С силой выдохнуть воздух таким образом, чтобы ватка слетела.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Л]  [Л’]

I Комплекс упражнений для губ.

1. Улыбка. Должны быть видны 2 ряда зубов

2. Трубочка. Выполняется при сжатых зубах, чтобы ребенок не втягивал щеки.

3. Чередование: улыбка / трубочка – 5-6 раз

II Комплекс упражнений для языка.

1. На распластывание

  • Просунуть язык между губами и помять его, произнося

слог «па» - 5-6 раз

  • Просунуть язык между зубами и помять его зубами,

произнося слог «та».

  •  «Расческа» - язык медленно просовывать сквозь плотно сжатые зубки.

2. Для правильной постановки языка

  • «Иголочка» - узенький язычок максимально высовывается из ротовой полости. Если не получается, то перед губами ребенка ставится палец или карандаш, а ребенку предлагается языком дотянуться до карандаша. Такое положение языка зафиксировать на 5-6 секунд.
  •  «Лопата» - широкий язык лежит на нижней губе.
  •  Чередование: «лопата» / «иголочка»
  • «Болтушка» - кончик языка бьется о верхнюю губу
  • Лакание.
  • Почистим верхние зубки (кончиком языка дотронуться до каждого зубика. Сначала снаружи, потом внутри)
  • «Вкусное варенье»  - слизывание с верхней губы внутрь ротовой полости.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [С]  [С’] [З]  [З’]  [Ц]

I Комплекс упражнений для губ.

1. Улыбка. Должны быть видны 2 ряда зубов

2. Трубочка. Выполняется при сжатых зубах, чтобы ребенок не втягивал щеки.

3. Чередование: улыбка / трубочка – 5-6 раз

II Комплекс упражнений для языка.

1. На распластывание

  • Просунуть язык между губами и помять его, произнося слог «па» - 5-6 раз
  • Просунуть язык между зубами и помять его зубами, произнося слог «та».
  •  «Расческа» - язык медленно просовывать сквозь плотно сжатые зубки.

2. Для правильной постановки языка

  • Поднять язык на верхнюю губу – зафиксировать.
  • Опустить язык на нижнюю губу – зафиксировать
  • Поднять язык под верхнюю губу – зафиксировать
  • Опустить язык под нижнюю губу – зафиксировать
  • Поднять язык за верхние резцы - зафиксировать
  • Опустить язык за нижние резцы – зафиксировать
  • Почистим нижние зубки (кончиком языка дотронуться до каждого зубика. Сначала снаружи, потом внутри)
  • «Катушка» - кончик языка упирается в нижние резцы, средняя часть спинки языка выпячивается вперед и прижимается зубами
  • «Горка» - рот открыт, кончик языка упирается внижние резцы.
  • Строим и ломаем «горку»

III Для выработки центральной воздушной струи.

1. Высунуть кончик языка и подуть на него.

2. Сложит язычок «трубочкой» и выдыхать воздух через эту «трубочку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Упражнения для развития мышц речевого аппарата"

Умение правильно и четко произносить звуки речи очень важное условие  для полноценного речевого развития ребенка. Развитие подвижности артикуляционного аппарата достигается через каждодневные упр...

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

Упражнения для развития мышц речевого аппарата...

«Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата»

Оптимизация средств коррекционной — образовательной работы с дошкольниками предполагает совершенствование традиционных и поиск новых ресурсов согласно ФГОС ОУ, которые способствуют её четкой и эффекти...

Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

Представлены упражнения для развития мышц речевого аппарата....

Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Методическая разработка «Комплекс упражнений, способствующий общему укреплению мышц тела у детей старшего дошкольного возраста»

Данный комплекс упражнений способствует: Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни; основных физических качеств и повышение физической подготовленности; грамотному построению структуры з...