Картотеки
картотека по логопедии
В помощь воспитателям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Футбол Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота — два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками. |
Ветряная мельница Для этой игры необходима игрушка — мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом: Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч! А. С. Пушкин |
Снегопад Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее. Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись как снежок. А. Баршо |
Листопад Вырежьте из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березовые (можно использовать настоящие листья деревьев). Предложите ребенку устроить |
Бабочка Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку: Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки — На березовой ветке! Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела». |
Кораблик Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть медленно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком: Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки! Русская народная поговорка |
Живые предметы Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи. |
Шторм в стакане Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны. |
Задуй свечу Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью. |
Чей пароход лучше гудит? Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Развитие ассоциаций.
Логопед даёт детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовёте первое слово, какое припомните (или какое придёт в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов:
Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.
Стоит, горит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.
Жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
Быстро, высоко, весело, два, детящий.
Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?»
- Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки, и даётся задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Например:
Помидор, яблоко, груша, репа, огурец, апельсин.
Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.
Лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова.
Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.
- Игра «Назови «лишнее» слово».
Логопед называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
а) «Лишнее» слово среди существительных.
Кукла, песок, юла, ведёрко, мяч.
Стол, шкаф, ковёр, кресло, диван.
Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.
Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.
Волк, собака, рысь, лиса, заяц.
Лошадь, корова, олень, баран, свинья.
Роза, тюльпан, фасоль, василёк, мак.
Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл.
Зима, апрель, весна, осень, лето.
Мама, подруга, пап, сын, бабушка.
Море, озеро, река, мост, пруд.
Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник.
Николай, Саша, Иванов, Миша, Пётр.
Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков.
Молоток, топор, ложка, пила, клещи.
Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя.
Сыр, булка, мороженое, масло, творог.
Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан.
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
Дом, сарай, изба, хижина, здание.
Берёза, сосна, дерево, дуб, ель.
Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь.
Кисточка, карандаш, лист, краски, картина.
Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан.
Месяц, день, год, небо, час.
Гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога.
Молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.
Минута, секунда, час, вечер, сутки.
Грабёж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
б) «Лишнее» слово среди имён прилагательных.
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Крепкий, далёкий, прочный, надёжный.
Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
в) «Лишнее» слово среди глаголов.
Думать, ехать, размышлять, соображать.
Бросился, слушал, ринулся, накинулся.
Ненавидеть, презирать, наказывать.
Приехал, прибыл, убежал, прикатился.
Пришёл, пожаловал, смотрел, явился.
Выбежал, вошёл, вылетел, выскочил.
Налил, насорил, вылил.
Подбежал, вошёл, подошёл.
- Разложи картинки по сходству.
На доске выставляется вертикальный ряд картинок: овца (или баран), дерево, корова, колосья.
Детям раздаются картинки: свитер, шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинки «овца»); стол, деревянные грабли, деревянные ворота (или забор), стул (к картинке «дерево»); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья». У каждого ребёнка по 1-2 картинки.
Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной их 4-х картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.
- Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).
Логопед предлагает выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары.
Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба).
Помидор – огород, яблоко – (забор, сад, груша).
Часы – время, градусник – (кровать, температура, окно).
Машина – мотор, лодка – (парус, вода, палуба).
Стол – скатерть, пол – (мебель, доски, ковёр).
Молоток – гвоздь, нож – (доска, хлеб, ящик).
Костюм – ткань, дом – (забор, кирпичи, лестница).
Стул – дерево, булка – (стол, колос, нож).
Окно – дом, глаз – (рот, очки, лицо).
Телефон – ухо, телевизор – (радио, антенна, глаз).
Шапка – голова, сапог – (щётка, мальчик, нога).
Шерсть – овца, молоко – (сыр, корова, кот).
Гвоздь – молоток, шуруп – (отвёртка, шуруп, доска).
Ручка – пенал, тетрадь – (книга, парта, портфель).
Кошка – котёнок, курица – (утка, петух, цыплёнок).
Трамвай – троллейбус, стол – (книга, кресло, дерево).
Курица – петух, кошка – (котёнок, кот, молоко).
Машина – шофёр, самолёт – (машинист, лётчик, небо).
Чтение – буква, счёт – (задача, число, вопрос).
- Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?
Салат, крапива, морковь.
Лук, репа, подорожник, укроп.
Чеснок, редис, роза, брюква.
Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.
Помидор, щавель, свёкла, капуста.
Картофель, яблоко, клубника, ромашка.
- Послушайте слова. Какие из них обозначают домашних животных?
Лиса, волк, собака, заяц.
Лошадь, телёнок, лось, медведь.
Белка, кошка, петух.
Осёл, косуля, рысь, тигр.
Сарай, корова, коза, овца.
Кролик, выдра, щенок, попугай.
- Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?
Грузовик, метро, самолёт, скамейка.
Автобус, дорога, вертолёт, пассажир.
Поезд, купе, пароход, якорь.
Трамвай, водитель, троллейбус.
- Догадайтесь, каким будет четвёртое слово (смысловые ряды):
Электричество – выключатель, вода – …
Гвоздь – молоток, шуруп – …
Хорошо – лучше, медленно – …
Школа – обучение, больница – …
Пальто – пуговица, ботинок – …
Человек – ребёнок, собака – …
Птица – гнездо, человек – …
Птица – яйцо, растение – …
Дом – крыша, книга – …
Квадрат – куб, круг – …
Огонь – пожар, вода – …
Зерно – амбар, деньги – …
Одежда – голый, обувь – …
Резина – шина, сталь – …
Утро – ночь, зима – …
Слова для справок: отвёртка, обложка, шар, семя, медленнее, потоп, банк (или кошелёк), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.
- Где и для чего можно применить предмет, который я назову:
Например, КНОПКА: 1) для прикрепления бумаги к доске;
2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
3) сдать в металлолом;
4) провести маленькую окружность (круг);
5) положить на стол и т.д.
Гвоздь – …, ботинок – …, помидор – …, шнурок – …, одеяло – ….
- Выбери правильный ответ.
В году месяцев (7, 12, 16, 24).
Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).
У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).
Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).
Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).
- Игра «Назови части».
Возможны два варианта:
а) по картинке;
б) по представлению.
Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.
Например: КОТ – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Грузовик - …, дом - …, дерево - ….
- Отгадай предмет по названиям его частей.
Кузов, кабина, колесо, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крыша, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щёки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
- Объясни, что общее у предметов.
У двух предметов: огурец, помидор – (овощи);
ромашка, тюльпан – (цветы);
слон, муравей – (животные).
У трёх предметов: мяч, солнце, шар;
тарелка, ваза, чашка;
лист, трава, крокодил.
- Угадай обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например: Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги?
- Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.
Например: Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный.
- Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов (предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные).
Например:
Я высокий, тонкий, пятнистый (жираф).
Я низкий, толстый и серый (бегемот).
Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).
Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).
Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).
- Выбрать из трёх слов два слова – «неприятеля».
Друг, печаль, враг.
Высокий, большой, низкий.
Ночь, сутки, день.
Длинный, большой, короткий.
Радость, радостный, печаль.
Большой, низкий, маленький.
Поднимать, опускать, брать.
Белый, длинный, чёрный.
Давать, продавать, брать.
Тяжёлый, длинный, лёгкий.
Покупать, продавать, отдавать.
Короткий, маленький, длинный.
Говорить, идти, молчать.
Хороший, светлый, плохой.
- Выбрать из трёх (или четырёх) слов одно, противоположное по смыслу.
Холодильник – (мороженое, плита, лампа, снеговик).
Карандаш – (тетрадь, ручка, резинка, альбом).
Клей – (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).
Душ – (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).
Сахар – (чай, арбуз, лимон, чайник).
Микрофон – (утюг, наушники, гитара, магнитофон).
Молоток – (топор, клещи, рубанок, гвоздь).
Обогреватель (или печка) – (сумка, пылесос, вентилятор, утюг).
Спички – (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).
- Закончить предложение и назвать слова – «неприятели».
Слон большой, а комар ….
Камень тяжёлый, а пушинка ….
Золушка добрая, а мачеха ….
Зимой погода холодная, а летом ….
Сахар сладкий, а горчица ….
Дерево высокое, а куст ….
Дедушка старый, а внук ….
Суп горячий, а компот ….
Сажа чёрная, а снег ….
Лев смелый, а заяц ….
Молоко жидкое, а сметана ….
Река широкая, а ручей ….
Работать трудно, а отдыхать ….
Днём светло, а ночью ….
Сегодня мне весело, а вчера было ….
Заяц скачет быстро, а черепаха ползает ….
Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом ….
Кричат громко, а шепчут ….
Я больна, но скоро буду ….
Я живу близко от реки, а мой друг ….
Продавец продаёт, а покупатель ….
Друзья часто ссорятся, но легко ….
Легко заболеть, но трудно ….
Воспитатель спрашивает, а дети ….
Утром дети приходят в сад, а вечером ….
Сначала гостей встречают, а потом ….
При встрече здороваются, а при расставании ….
Вечером ложатся в кровать, а утром ….
- Сравни:
По вкусу: горчицу и мёд.
По цвету: снег и сажу.
По высоте: дерево и цветок.
По толщине: канат и нитку.
По ширине: дорогу и тропинку.
По возрасту: юношу и старика.
По весу: гирю и пушинку.
По размеру: дом и шалаш.
- К данным словам придумать слова – «неприятели»:
А. День - Б. Войти -
утро - говорить -
восход - взял -
весна - нашёл -
зима - забыл -
добро - уронил -
друг - насорил -
грязь - ложиться -
жара - одеваться -
мир - мириться -
правда - опускать -
радость - помогать -
вдох - смеяться -
выдох - залететь -
юг - закрывать -
польза - включать -
грязь - входить -
великан - хвалить -
богач - заснуть -
трусость - разрешить -
В. Большой - Г. Близко –
белый - редко -
высокий - медленно -
весёлый - рано -
тёмный - темно -
горький - низко -
добрый - легко -
здоровый - можно –
новый - трудно -
молодой - радостно -
острый - много -
толстый - плохо -
толстый - плохо -
широкий - сухо -
сухой - широко -
смелый - ярко -
твёрдый - высоко -
чистый - чисто -
яркий - мокро -
красивый - светло -
хороший - быстро -
- Игра «Сравни наоборот».
Используются слова: больше – меньше, тяжелее – легче, выше – ниже, быстрее – медленнее и др.
Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?
- Объясни, чем отличаются слова, подбери картинки, придумай предложения с этими словами.
Шить – вязать, класть – ставить, строить – чинить, мыть – стирать, чистить – подметать, нести – вести, лежать – спать, лежать – стоять, рисовать – раскрашивать.
- Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребёнок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
Одеть – (раздеть), поднять – (спустить),
бросить – (поймать), спрятать – (найти),
положить – (убрать), дать – (взять),
купить – (продать), налить – (вылить).
- Выбрать из трёх слов два слова – «приятеля»:
Дом, солдат, маршал.
Конь, собака, лошадь.
Дом, улица, здание.
Грустный, печальный, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый.
Весёлый, крепкий, прочный.
Слабый, неловкий, неуклюжий.
Большой, красивый, огромный.
Взять, схватить, идти.
Думать, ехать, соображать.
Торопиться, спешить, ползти.
Радоваться, веселиться, наряжаться.
- Придумать слова – «приятели» к
данным словам:
здание – (дом), идти – (шагать),
хворостина – (прут), льётся – (течёт),
печаль – (грусть), глядеть – (смотреть),
конь – (лошадь), торопиться – (спешить),
солдат – (боец), крошечный – (маленький),
Отчизна – (Родина), смелый – (храбрый),
приятель – (друг), прежде – (раньше).
- Придумать предложение с каждым из слов – «приятелей»:
Пища – корм – еда;
груз – ноша – багаж;
человек – незнакомец – гость;
большой – громадный – огромный;
быстрый – скорый – стремительный;
неловкий – неуклюжий – нескладный.
- Игра «На что похоже».
Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения):
Белый снег похож на (что?) ….
Синий лёд похож на ….
Густой туман похож на ….
Чистый дождь похож на ….
Блестящая на солнце паутина похожа на ….
Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слёзы, серебро.
- Игра «Закончи предложение» («Подбери сравнение»):
Земля покрыта снегом, как ….
Лёд блестит у берега, как ….
Туман стелится у берега, как ….
Дождинки текут по лицу, как ….
- Уточнение значения слов – существительных.
Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция (как используется)).
Например, ЛОПАТА – чтобы копать землю, тяжёлая, ручка деревянная, а сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная ….
Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда она пользовалась этим предметом.
- Объяснить значение слов – глаголов.
Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:
а) показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики;
б) припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти движения, например, ШИТЬ – пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника;
в) с целью актуализации припоминания событий ребёнок может вспомнить мысленно («по себя»), а на бумаге фиксировать каждую ситуацию палочкой или схематичным рисунком.
- Назвать другие действия, которые входят в состав исходного, или назвать, какие действия «помогают» этому действию.
ШИТЬ – брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.
ПРЫГАТЬ – желать, разгоняться, толкнуться, вытягивать ноги, лететь, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать.
- Объяснить значения слов в словосочетаниях.
Прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зелёный лук; вкусная овсянка, спящая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; большая ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, деревянная ручка.
- Найти в предложении слова, которые звучат одинаково. Объяснить значение похожих слов.
Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса коса!» бегут минуты и часы. Им точный счёт ведут часы (В. Кремнев). Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка. (С. Косенко)
- Определить, применительно к каким предметам используются слова.
Предлагаются вопросы: «У кого?», «У чего?»
Например: Ручка – у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок – у человека, у ботинка. Глазок – у ребёнка, у двери. Горлышко – у ребёнка, у бутылки. Ножка – у стула, у ребёнка, у гриба.
- Найти в стихотворении слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
а) В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт.
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку. (И. Токмакова)
б) Много есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
(Д.Лукич)
в) Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ. (В. Лившиц)
- Добавить общее слово к двум словам.
Дерево, цветы – что делают?
Кошка, собака – что делают?
Тарелка, кружка – что делают?
Дождь, снег – что делают?
Фрукты, овощи – что делают?
Мяч, яблоко – какие?
Сахар, мёд – какие?
Снег, лёд – какие?
Вода, молоко – какие?
Сидит, стоит – кто?
Льётся, журчит – что?
Шумит, дует – что?
Растёт, зеленеет – что?
Круглое, сочное – что?
Жёлтый, кислый – что?
Высокое, зелёное – что?
Длинный, деревянный – что?
Яркое, тёплое – что?
- Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).
Бежит: кто? (человек, зверь); что? (река, ручей, молоко, время).
Идёт: кто? (девочка, кошка); что? (время, дождь, снег, град).
Растёт: кто? (ребёнок, собака); что? (дерево, цветок).
Можно дать задание подобрать картинки, названия которых могут употребляться с данным словом (глаголом).
- Игра «Кто как передвигается?»
Логопед показывает картинки, изображающие животных. Дети определяют их и называют, как они передвигаются.
Лошадь – скачет, змея – ползает, птица – летает, рыба – плавает, лягушка – прыгает.
- Игра «Кто как ест».
Кошка лакает молоко.
Корова жуёт сено.
Собака грызёт кость.
Курица клюёт зерно.
- Игра «Кто как голос подаёт?»
Голубь воркует, ворона каркает,
воробей чирикает, сорока стрекочет,
петух кукарекает, сова ухает,
курица кудахчет, лягушка квакает,
гусь гогочет, волк воет,
утка крякает, медведь рычит,
лиса тявкает,
кошка мяукает,
свинья хрюкает,
овца блеет,
корова мычит,
лошадь ржёт,
собака лает.
- Игра «Когда человек ест?»
Логопед спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (Завтракает.) А если он ест днём? (Обедает.) А если он ест вечером? (Ужинает.)
- Игра «Кто что умеет делать?»
Логопед предлагает детям картинки с изображением людей разных профессий. Дети называют, кто что делает.
Учитель учит, доктор лечит, повар варит (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит, художник рисует, парикмахер стрижёт, чертёжник чертит, плотник рубит топором, пилит, стругает, строитель строит дома, шофёр водит машину, продавец продаёт, покупатель покупает, портной шьет.
- Игра «Кто какие звуки издаёт?»
Дверь скрипит, ветер свистит,
машина гудит, дождь шумит,
листья шелестят, ручеёк журчит,
гром грохочет, бумага шуршит.
град стучит,
- Игра «Кто или что может это делать?»
Бегать - …, скакать - …,
летать - …, плавать - …,
ползать - …, катиться - …,
стоять - …, лежать - …,
прыгать - ….
- Игра в лото «Кто что делает?»
На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.
Например, логопед называет слово СКАЧЕТ, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.
Предлагаются карточки на глаголы: идёт, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползёт, качается и др.
- Отгадать названия животных.
Мычит (кто?) …, хрюкает …,
лает …, ржёт …,
мяукает …, блеет ….
- Подобрать как можно больше слов к названиям животных, которые отвечают на вопрос «Что делает?»
Курица кудахчет, квохчет, клюёт, кормит, созывает, несётся.
Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, скачет, грызёт.
Кошка мяукает, мурлычет, лакает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадётся.
- Игра «Отгадай, что это за животное».
Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идёт речь.
Сторожит, грызёт, лает – кто это?
Мяукает, лакает, царапается - ?
Хрюкает, поет - ?
Ржёт, бегает, скачет – ?
Блеет, бодается - ?
Мычит, жуёт, ходит - ?
Летает, жужжит, жалит - ?
- Отгадай загадку (по К. Д. Ушинскому «Лиса»).
а) Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее галстук.
б) Ходит тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
- Уточнение связи существительных и прилагательных. Игра «Какой? Какая? Какие?»
Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», « Какая?», « Какие?».
Например, ТРАВА – Какая она? – Зелёная, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная ….
Побеждает тот, кто назовёт последним слово-прилагательное.
- Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»
Взошло (какое?) солнце.
Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце: яркое, блестящее, красное, багровое, большое, весёлое, улыбающееся, радостное, весеннее).
- Добавить слово в предложение, отвечающее на вопрос «Как?»
Например: Черепаха ползает (как?) медленно. Солнце светит (как?) ярко.
- Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Осень» (ранняя, поздняя).
Солнце (какое?) …, дождь …,
небо …, ветер …,
облака …, листья,
земля …, день ….
трава …,
- Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» (по теме «Осень»: ранняя, поздняя).
Солнце (что делает?) …, трава …,
облака …, листья …,
дождь …, птицы …,
ветер …, деревья ….
- Придумать и записать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Осень».
Приходит (что?) …, опадают …,
дует …, желтеет …,
плывут …, мокнет …,
моросит …, вянут ….
улетают,
- Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Зима».
Солнце (какое?) …, ветер …,
небо …, иней …,
снег …, узоры …,
снежинки …, день …,
погода …, мороз …,
воздух ….
- Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» по теме «Зима».
Снег (что делает?) …, ветер …,
снежинки …, птицы …,
мороз …, люди …,
иней …, дети …,
узоры ….
- Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Кто?», «Что?» по теме «Зима».
Наступает (что?) …, замерзает …,
валит …, блестит …,
свищет …, лежит …,
бушует …, лепят …,
кружатся …, катаются ….
- Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Весна» (ранняя, поздняя).
Солнце (какое?) …, сосулька …,
небо …, ручей …,
облака …, листочки …,
снег …, день.
- Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» по теме «Весна» (ранняя, поздняя).
Солнце (что делает?) …, трава …,
снег …, птицы …,
сосульки …, деревья …,
ручьи …, сады …,
почки …, яблоки …,
листья …, дети.
- Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Кто?», «Что?» по теме «Весна» (ранняя, поздняя).
Тает (что?) …, зеленеет …,
прилетают …, цветут …,
распускаются …, появляются …,
покрываются листьями …, бегут ….
- Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» по теме «Лето».
Солнце (что делает?) …, дети …,
облака …, фрукты, овощи …,
трава …, птицы …,
листья …, вода в реке ….
- Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Лето».
Солнце (какое?) …, воздух …,
небо …, погода …,
облака …, дождь …,
трава …, день …,
листья …, ночь ….
- Придумать и записать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».
Большой (что?) …, жёлтая …,
маленькая …, синяя …,
крупный …, красная …,
круглый …, зелёный …,
мелкий …, чёрная …,
твёрдый …, длинный …,
мягкая …, спелая …,
сладкая …, сочный …,
вкусное …, свежий …,
горький …, хрустящий ….
- Придумать и записать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные».
Большой (кто?) …, сильный …,
маленькая …, слабый …,
пушистая …, трусливый …,
колючий …, добрый …,
могучий …, злой …,
пятнистый …, быстрый …,
полосатая …, горбатый …,
длинноногий …, хитрая …,
серый …, ловкая …,
неуклюжий …, хищный ….
- Придумать и записать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Транспорт».
Новый (что?) …, длинный …,
старый …, грузовой …,
большой …, трёхколёсный …,
маленькая …, быстроходная …,
мощный …, летящий ….
- К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».
Растёт (что?) …, созревают …,
зеленеет …, выкапывают …,
краснеет …, срывают …,
созревает …, варят …,
дёргают …, жарят …,
маринуют …, солят.
- К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Животные».
Прыгает (кто?) …, скачет …,
кусается …, спит …,
пугается …, охотится …,
прячется …, хитрит …,
нападает …, ползёт …,
крадётся …, заметает следы …,
переваливается …, бросается ….
- Игра с мячом «Расскажи про зайчика».
На доске – картинка «Заяц». Логопед даёт задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».
Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребёнок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос «Какой заяц?» и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед изменяет вопросы:
«Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый).
«Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, гладкая, мягкая).
«Какое у зайца может быть настроение?» (весёлое, грустное, хорошее, плохое).
«Какие зайчата бывают у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, длинноухие).
- Игра «Чье это жилище?»
На доске картинки. Слева – картинки изображающие жилища животных и самих животных около них, справа – изображения животных (не у своих жилищ).
Логопед объясняет, что незнайка перепутал домики животных. Надо им найти свои домики. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища.
Нора – для лисы, для мышки; берлога – для медведя; дупло – для белки или совы; гнездо – для птиц; скворечник – для скворца; логово – для волка; коровник – для коровы и телят; конюшня – для лошади и жеребят; свинарник – для свиньи и поросят; крольчатник – для кроликов; будка (конура) – для собаки; овчарня – для овец и коз; птичник – для домашних птиц; курятник – для кур; хлев – для домашних животных.
- Игра «Как зовут папу, маму и детёныша (детёнышей)».
На доске картинки по сказке «Три медведя».
- Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя»). Вспомните как звали папу, маму и детёныша в этой сказке. (Папа – медведь Михаил Иванович, мама – медведица Настасья Петровна, детёныш – медвежонок Мишутка.) В каждой лесной семье папа, мама и детёныш называются по-разному.
Дети называют по картинкам папу, маму и детёныша (можно детёнышей во мн.ч.) животных: лис – лиса – лисёнок, заяц – зайчиха – зайчонок, волк – волчиха – волчонок, ёж – ежиха – ежонок, лев – львица – львёнок, тигр – тигрица – тигрёнок, слон – слониха – слонёнок.
- А как называются папа, мама, детёныш у домашних животных? (Бык – корова – телёнок, пёс – собака – щенок, кролик – крольчиха – крольчонок, кот – кошка – котёнок).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика с предметами. | |
«Бусинки-горошки» Покатаю я в руках Бусинки, горошки. Станьте ловкими скорей, Пальчики, ладошки. «Орехи» Научился два ореха Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать. | Катать по столу горошины (бусины) указательным пальцем, средним, безымянным и мизинцем. Перебирать по кругу два грецких ореха, зажав их в ладони. |
Пальчиковая гимнастика с предметами. | |
«Игра с горошком» Дома я одна скучала, Горсть горошинок достала. Прежде чем игру начать, Надо пальчику сказать: - Пальчик, пальчик, мой хороший, Ты прижми к столу горошек, Покрути и покатай И другому передай. | Катать горошинки между указательным и средним пальцами. |
Пальчиковая гимнастика с предметами. | |
«Карандаш» Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу «Орехи» Научился два ореха Между пальцами держать. Это очень мне поможет Буквы ровные писать. | Перекатывать между пальцами или ладонями шестигранный карандаш. Перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка. |
Пальчиковая гимнастика с предметами. | |
«Помощник» Я крупу перебираю, Мамочке помочь хочу. Я с закрытыми глазами Рис от гречки отличу. «Бусинки-горошинки» Покатаю я в руках Бусинки, горошинки. Станьте ловкими скорей, Пальчики, ладошки. | Разбирать отдельно разные крупы. Катать между большим и Указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами к столу, делать при этом вращательные движения |
Пальчиковая гимнастика с предметами. | |
«Дорожка» Я взяла горошка Выложить дорожку, Чтобы бегали по ней Зайчик или кошка. «Игра с горошком» Дома я одна скучала, Горсть горошинок достала Прежде чем игру начать, Надо пальчику сказать: -Пальчик, пальчик мой хороший Ты прижми к столу горошек, Покрути и покатай И другому передай. |
Выкладывать дорожку. Катать горошинки всеми пальцами поочередно. |
Пальчиковая гимнастика с предметами. | |
«Дорожки» Трудно пальчик мне вести Прямо по дорожке, Так и хочется ему Спрятаться в ладошке. Я ему грожу, грожу, Я его стыжу, стыжу, Пальчик постыдился, Взял и научился. | Вести пальчик или карандаш по дорожкам. |
Пальчиковая гимнастика с предметами. | |
«Самолет» Вот волшебный самолет Отправляется в полет. Он планирует над партой, Ну а где же наша карта? «Пилот» Мы зажали карандаш, Отогнулся пальчик наш, Он теперь у нас пилот – Отправляется в полет. | Кладут линейку под середину Среднего пальца правой руки, ладонь - вниз. Указательный и безымянный пальцы - под линейкой. Покачивают как крылья, потом другой рукой. Кладут ручку на середину безымянного пальца правой руки. Ладонь – вниз. Указательный, средний и мизинец- сверху ручки. Покачивают. |
Пальчиковая гимнастика с предметами. | |
«Муравей» Муравей домой спешил И соломинку тащил. Братцы строят новый дом, Будут жить зимою в нем. «Кулачок» Ручку пальчиком возьмем, Кулачок потом сожмем. Только вот теперь никак Не сжимается кулак. | Кладут ручку на середину среднего пальца и мизинца правой руки. Ладонь – вниз. Указательный и безымянный – сверху ручки. Покачивают. Кладут карандаш под середину среднего пальца правой руки. Ладонь – вниз. Указательный, безымянный и мизинец – снизу карандаша. Потом пытаются сжать кулак |
Пальчиковая гимнастика с предметами. | |
«Ослик» Ослик хвостиком качал, Чуть его не потерял. Ты качай, качай, качай, Но давай-ка не теряй. «Часы» Есть часы теперь у нас, Бьют исправно каждый час. Снизу маятник у них: Вправо-влево – так да тик. | Карандаш между большим и указательным пальцами правой руки. Покачивают, имитируя движение маятника. Затем другой рукой. Карандаш между указательным и средним пальцами правой руки. Покачивают как маятник. |
Пальчиковая гимнастика с предметами. | |
«Качели» Ручку пальчиками взяли, Вправо-влево покачали. -«Что такое? Неужели Я попала на качели ?» «Мизинец» А мизинец тоже хочет Нашу ручку покачать. Хоть он братцев и короче, Как за кончик ручки – хвать! | Ручка между средним и безымянным пальцами правой руки. Покачивают как маятник, затем левой рукой. Ручка между безымянным и мизинцем- правой руки. Покачивают как маятник. Затем левой рукой. |
Пальчиковая гимнастика с предметами. | |
«Тук-тук-тук» В нашей группе слышен стук: Тук-тук-тук и тук-тук-тук. Пальцы ручками стучат, И ловчее быть хотят.
«Дед» Жил да был в деревне дед, Он купил велосипед. Быстро едет по дорожке И грибы везет в лукошке. | Одну ручку- между указательным и средним, другую – безымянным и мизинцем правой руки. Покачивают обе ручки, постукивая то одним концом, то другим. Затем левой рукой. Ручка между большим, указательным и средним пальцами правой руки, чертят круги по часовой стрелке и против. |
Пальчиковая гимнастика с предметами. | |
«Кружок» Ручку пальчиками взяли И кружок нарисовали. Раз кружок, Два кружок Сосчитай-ка их, дружок. «Чай» Мне в стакан налили чай И сказали: «Размешай!» Ложку пальчиками взял, Сахар быстро размешал. | Ручка между большим и указательным пальцами правой руки, держа перпендикулярно ладони, чертят в воздухе круги по часовой стрелке и против. Ручка между большим и средним пальцами правой руки, «мешают сахар» по часовой стрелке и против. |
Пальчиковая гимнастика с предметами. | |
«Енот» К другу в гости шел енот, Но забыл, где тот живет, Полчаса кругом ходил, Только дом не находил. «Пчела» Быстро кружится пчела, Ведь она нектар нашла. Делает за кругом круг И зовет своих подруг. | Ручка между большим и безымянным пальцами правой руки, расположив перпендикулярно, чертят в воздухе круги по часовой стрелке и против. Ручка между большим пальцем и мизинцем правой руки, чертят в воздухе круги по часовой стрелке и против. |
Пальчиковая гимнастика с предметами. | |
«Луна» Ночью смотрим из окна, Видим – полная луна. Утром мы возьмем альбом, Нарисуем небо в нем. «Арбуз» На столе лежит арбуз Замечательный на вкус. Рядом с ним лежит другой – Мы его возьмем с собой. | Ручка между большим, средним и безымянным пальцами правой руки, чертят в воздухе круги по часовой стрелке и против. Ручка между большим, безымянным и мизинцем правой руки, чертят круги по часовой стрелке и против. |
Пальчиковая гимнастика с предметами. | |
«Круг» Пальцы мы собрали в кучку- Они вместе держат ручку. А теперь давай-ка, друг, Нарисуй ровнее круг. «Карандаш» Между пальцами зажат, Карандаш ужасно рад, Вы его качайте, братцы, Очень любит он качаться. | Ручку берут всеми пальцами правой руки, чертят в воздухе круги по часовой стрелке и против. Карандаш между указательными пальцами, упираясь подушечками пальцев в его кончики. Затем качают карандаш влево и вправо. Потом другими пальцами. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...