Использование бросового материала для развития мелкой моторики
консультация по логопедии (старшая группа)
Для того, чтобы ребенок успешно учился в школе,он должен легко и без напряжения говорить (мыслить). А тренировка тонких движений пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. В данной работе представлено, как можно использовать различный материал, а именно - крышки, бусинки, манку, пуговицы, камешки, обрезки самоклеющей бумаги и т.д. в работе по развитию мелкой моторики детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.razr_.po_melkoy_mot1.odt | 226.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование бросового материала для развития мелкой моторики.
В народе широко распространены поговорки, отмечающие связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются», «руки не доходят», «из рук вон плохо», «легкая рука», «с легкой руки» и т. д. Однако, большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумывается над тем, насколько глубокий смысл в них заложен.
Всю глубину народной мудрости осознаешь тогда, когда знакомишься с результатами проведенных психологами исследований и наблюдений, которые показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка.
Жизнь показывает, что у любой медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей. Причем уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, почистить, взбить... Любой дошкольник знает, как пользоваться кухонным комбайном или компьютером, но каждый из них удивится, если узнает, что рис, гречку или пшено нужно перебирать. Зачем? Если в магазине можно купить не только отборную, но и расфасованную крупу. Кстати, неудивительно, если через 5-10 лет мало кто вспомнит, в какой пропорции какую крупу нужно варить.
В результате, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Редко кто из взрослых об этом задумывается, но даже если и задумывается, все равно чаще уступает сиюминутной целесообразности. Ну, например, не каждый родитель может найти время, чтобы дождаться, пока ребенок зашнурует ботинки или застегнет все пуговицы на куртке или рубашке. Поэтому родителям удобнее купить ботинки на липучках, а не со шнурками, вместо рубашки — футболку или толстовку, а вместо куртки на пуговицах — куртку на молнии или еще лучше — на тех же липучках. Даже в детских садах воспитатели требуют, чтобы в одежде ребенка не было шнуровок и пуговиц, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки и застегивать пуговицы. В результате, из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами.
В то же время замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, т. к., по-видимому, речевые центры в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов пальцев рук. Такая тренировка может ускорить созревание речевых областей на 2-2,6 месяцев, что для маленького ребенка очень много.
«Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В.А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Стихия детского разума ярче проявляется там, где тоньше взаимодействие руки с орудием труда, где сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия.
В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. В институте физиологии детей и подростков АПН сотрудниками лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в ходе обследования большого количества детей было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Другими словами, формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Теснейшая взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения человека в детстве сохраняется очень долго. Попросите, например, дошкольника, знающего счет до десяти, сосчитать глазами несколько одинаковых предметов — и вы убедитесь, что без помощи рук он этого сделать не сможет. Считая, он непременно укажет пальцем на каждый предмет. Рука как бы передает зрению свои движения. Чем сложнее и согласованее движения руки и глаза, тем успешнее развиваются зрительные способности ребенка.
Для того, чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить (мыслить). А тренировка тонких движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Ответ на вопрос «почему это так?» кроется в том, что около трети всей площади двигательной проекции коры больших полушарий занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Именно несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другим важным в учебном процессе трудовым навыком. Именно поэтому логопеды рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем развития «мелкой моторики».
Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная).
Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
Пальчиковая гимнастика.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.
Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
Эффективность занятий, интерес детей можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом.
Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
Игры с бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
Шнуровки. Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. Это шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Другой вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.
Рисование на манке. Податливость манки провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Удобно использовать манку для написания букв, слов.
Крышки. Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать крышки, оставшиеся после использования подсолнечного масла. Дети с удовольствием вставляют колечко в колечко, собирая бусы. Далее выкладывают из готовых бус буквы, какие-либо узоры. И даже сюжетные картинки.
Сухой бассейн с наполнителем. Для пальчикового бассейна можно использовать любой наполнитель, это — бобы, горох, фасоль, орешки, гречка, чечевица, бусинки. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно спрятать в бассейне мелкие игрушки и предложить детям поискать их.
Самоклеящаяся бумага. Отличный материал для развития пальчиков. Для начала можно предложить детям научиться отделять клейкую бумагу от основы (очень сложная работа для детских пальчиков), затем наклеиваем произвольно на лист бумаги. Постепенно работа усложняется — обклеиваем конкретный предмет. Затем уже выполняем узор на бумаге.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использованием природного материала для развития мелкой моторики у дошкольников.
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с использованием природного материала....
Бросовый материал для развития мелкой моторики
Как в домашних условиях, с помощью подручных средств развить моторику вашего ребенка....
Консультация для воспитателей " Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтоб...
Использование нестандартного материала для развития мелкой моторики
Использование нестандартного материала для развития мелкой моторики...
Мастер-класс для родителей «Игры из бросового материала для развития мелкой моторики дошкольников» средняя группа
Мастер-класс для родителей«Игры из бросового материала для развития мелкой моторики дошкольников»средняя группа...
Использование природного материала для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием...
Конспект занятия с использованием природного материала для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Цель: создание системы работы по формированию мелкой моторики рук с целью развития активной речи у детей раннего возраста посредством игры с природным материалом.Задачи:Образовательные:&bull...