"Скоро в школу"
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №61» г.Ярославля
Консультация для родителей
«Без пяти минут 1 класс»
…Парадная форма, обилие цветов, волнительный взгляд родителей и детей – первоклашек - всё это непременные спутники 1 сентября, более знакомого нам всем, как день знаний. У школы звучит приветственная музыка, суетятся учителя, строящие детей на торжественную линейку. Нет-нет, да встретишь поблёскивающие от слёз глаза родителей, ведь их дети стали взрослее, перед ними открывается дорога во взрослую школьную жизнь.
Какие они, сегодняшние первоклассники? Какие современные требования предъявляет школа к различным уровням готовности среднестатистического первоклассника?
На сегодняшний день школы изобилуют разнообразием обучающих программ, которые предъявляют порой противоречивые требования к готовности к школе обучающихся 1класса. Чего только, к примеру, стоит требование к сформированной способности детей-дошкольников к чтению и одновременно недостаточная готовность костно-мышечной системы ребёнка к большому количеству уроков и факультативов в некоторых школах и гимназиях страны. Мы сами порой не представляем всего груза свалившегося на первоклашку проблем: это и трудности адаптации в новом коллективе и возросшие требования к скорости мыслительных процессов на уроке и многие другие. Однако что же говорят психологи? Каким набором умений, способностей должен обладать ребёнок 8 года жизни?
Готовность к школе, по их мнению, нельзя свести к 2-3 показателям, она характеризуется большим числом признаков, которые тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Это:
- Эмоциональная;
- Социальная;
- Моторная;
- Когнитивная.
Вот лишь некоторые выдержки из брошюры БОУ ВО «Тотемский центр ПМСС» «Ваш ребёнок идёт в школу» (Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников):
«… Ребёнок 8 года жизни при поступлении в школу должен:
- Управлять своим поведением, спокойно идти на контакт со взрослым и сверстниками;
- Уметь планировать свою деятельность, оценивать результат;
- Классифицировать фигуры по форме, размеру, и другим признакам;
- Удерживать внимание в течение 10-15 минут, не отвлекаясь; не отказываться от предъявляемых заданий;
- Уметь планировать свою деятельность, оценивать результат;
- Должен заниматься, учиться, а не только играть;
- Проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности;
- Запоминать одновременно до 10 слов…»
В портрете успешного первоклассника далеко не на последнем месте значится речевая готовность будущего первоклассника к школе. Но всё же для чего она важна? На что влияет недостаточный уровень речевой готовности первоклассника?
Итак, низкий уровень сформированности речевых процессов (словаря; грамматики; операции звукового анализа и синтеза; связной речи; речевой коммуникации; произношения) - это:
Проблемы в начальной школе на письме дисграфического характера (специфические ошибки, поддающиеся исправлению только учителем-логопедом);
Проблемы на письме орфографического характера (ошибки на изученные правила);
Низкая успеваемость на уроках русского языка в начальной школе в следствии ошибок смешанного характера (орфографических и дисграфических).
Что же необходимо предпринять, чтобы у Вашего ребёнка не выявилось подобных проблем?
Пройти диагностику речи Вашего ребёнка у учителя-логопеда или самостоятельно сопоставить речевые возможности ребёнка с нижеперечисленными параметрами:
Речевая коммуникация. К 7годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли.
Связная речь. К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику, на грамматику (правильно строить предложения, на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
Словарь. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т.д.), синонимы (пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, и т. д.), слова – действия, слова –признаки.
Грамматика. К 7 годам Ваш ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова и предложения. Например, варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы –соломенная и т. д.
Звукопроизношение. В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам, к 5 – 6 годам он должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он также должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Операции звукового анализа, синтеза слова.
Дети должны уметь выделять начальный ударный гласный в словах типа ива, Аня, утка; анализировать ряды гласных типа ауи, определяя, сколько звуков, какой звук первый, второй, третий. Также ребёнок 7 лет должен выделять первый и последний согласный в слове (паук, кот, мак); разделять слова на слоги и составлять схему одно- и двусложных слов, знать качественную характеристику звуков - твердых и мягких, слогообразующую роль гласного звука.
Например, козы - первый звук - глухой согласный, второй - гласный, третий - звонкий согласный, четвертый - гласный.
После всего сказанного смело можно заключить:
пока Ваш малыш находится в детском саду – необходимо:
- блюсти все рекомендации Вашего учителя-логопеда,
- интересоваться динамикой коррекции речи в течение всего периода, начиная с периода зачисления на логопункт или логогруппу вплоть до выпуска из сада;
- тесно контактировать с воспитателями групп; живо интересоваться проблемами Вашего ребёнка и тогда в будущем портрет Вашего первоклассника-школьника будет всегда успешным, а успеваемость ребёнка на протяжении многих лет будет Вас, родителей, только радовать и восхищать!
Учитель-логопед: Грачёва Е.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"
Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....
Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"
Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Скоро в школу».
Родительское собрание "Скоро в школу"...
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...
Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"
Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы! Целью проведения данного анкетирования является выяснение психологической готовности к школе не только будущ...
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...