Конспект ОД по развитию речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Иванченко Анастасия Николаевна

Тема: "Автоматизация звука Р в слогах и словах"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по речевой деятельности с детьми подготовительной группы.

Тема. Автоматизация звука Р в слогах, словах.

Задачи: закреплять правильное произношение звука Р в слогах, словах, чистоговорках; уточнить артикуляцию звука Р; закреплять умение находить место звука в слове; развивать фонематический слух и восприятие;  развивать внимание, память, мышление; воспитывать самостоятельность в работе, инициативность, ответственность.

Оборудование: зеркало, мягкая игрушка-Львёнок,  картинки с артикуляционной гимнастикой, схемы артикуляции звука «р», предметные картинки со звуком Р (бобёр, рысь, сорока,), звуковая линеечка, фишка для обозначения места звука в слове, разноцветные фишки для составления схемы слова (синяя, красная, зелёная).

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности.

Посмотри, кто сегодня пришел к нам в гости. Это львёнок Рёва. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить. Рёва, просит нас о помощи?

Простановка цели детьми

Поможем Рёве?

Как мы можем это сделать?

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.

Артикуляционная гимнастика

Наше занятие мы всегда начинаем с артикуляционной гимнастики.

У нас на столе лежат картинки, которые нам помогают и зеркало.

Смотрим на картиночку.

Упражнение «Лягушка».

Подражаем мы лягушке

Тянем губы прямо к ушкам. (произносим звук и).

Упражнение «Слон».

Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну. (произносим звук у).

Следующее упражнение, чередуем лягушку и слоника (и-у).

Упражнение «Надуваем шар».

Упражнение «Вкусное варенье»

Упражнение «Лошадка»

Упражнение «Чашечка»

А теперь выполним упражнение «Сдуй бабочку», развиваем силу воздушной струи.

Итак, язычок мы подготовили  к занятию и теперь приступим к выполнению заданий.

Задание «Как правильно произнести звук Р»

Сегодня у нас на занятии будет главным звук «р». Расскажи, выбирая правильные картинки, что делает язычок, губы и зубы, чтобы звук «р» получился правильно?

-выбери картинку, в каком положении у нас находится рот (рот открыт);

-язычок внизу или вверху? (язычок вверху);

-воздух мы выдыхаем сильно или плавно? (правильно, выдыхаемая струя воздуха сильная).

-а в горлышке звенит колокольчик или нет? (Звенит, потому что звук р звонкий).

-А звук Р гласный или согласный? (Согласный)

Запомнили, как правильно произносить звук Р? Сейчас мы его будем произносить.

Изолированное произнесение звука Р.

Однажды Рёва обнаружил, что не умеет рычать.

Надо Рёву выручать.

И рычанью обучать.

-Покажи, как надо рычать (громко, тихо, шёпотом).

Произнесение звука Р в слогах.

-Обрадовался Рева, прыгает по кочкам и песенку поет.

-Веди пальчиком по кочка и повторяй за мной слоги: ра-ру-ро-ры-рэ.

Произнесение звука Р в словах.

Рева, принес с собой картинки, скажи, кто изображён на картинках?

(бобёр, сорока, рысь).

Развитие навыков фонематического анализа.

Все слова состоят из звуков. Я назову слово, ты определишь, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

(Называются слова: бобёр, сорока, рысь. Ребёнок, используя схему слова, определяет место звука в слове, выкладывая фишку).

Физминутка.

Вставай на ноги, будем играть.

Ра-ра-ра- марширует детвора, (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано поутру, (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро, (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары, (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор, (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

Звуковой анализ и синтез.

- Назови первый звук в слове «рысь» («р»), второй («ы»), третий («сь»). Сколько звуков в слове в слове? (три звука).

-Выбери кружочки, чтобы выложить схему слова. Звук «р» какой твёрдый согласный или мягкий? (твёрдый). Значит подойдёт какой кружочек? (синий). Звук «ы» гласный или согласный? (гласный). Какой кружочек подойдёт? (красный). Звук «сь» мягкий согласный или твёрдый? (мягкий). Значит каким будет последний кружочек? (зелёным).

Игра «Один-много».

Я буду бросать тебе мяч и называть один предмет, а ты называешь много. Например шар-шары».

Шофёр-шофёры;

Забор-заборы;

Рак-раки;

Рыба-рыбы;

Ворона-вороны.

Топор-топоры.

Подведение итога

-Мы помогли Рёве?

-Что мы для этого сделали?

-Над каким звуком, мы сегодня работали?

Ты сегодня хорошо занимался, поэтому Рёва дарит тебе картинку, которую ты сможешь раскрасить после занятия и у тебя будет портрет львёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...