вариативная артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии (старшая группа)
вапиативная артикуляционная гимнастика в работе логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variativnaya.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Вариативная артикуляционная гимнастика»
В логопедической практике коррекционная работа по формированию правильного звукопроизношения ориентирована в основном на достижение результатов путем многократного отработки, то есть путем большого количества повторений. Для детей с ТНР характерно нарушение восприятия, внимания, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации и инертность. Поэтому на этапе постановки звуков и дальнейших этапов автоматизации, эффективно использовать сенсорные стимулы.
В своей коррекционной работе применяю комплексы упражнений сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики, как прием нейростимуляции. Отечественный логопед Лынская Марианна Ильична адаптировала метод сенсорной интеграции к решению речевых задач в работе с детьми, имеющими речевые нарушения и разработала метод сенсорно-интегративной логотерапии.
Почему я применяю данный метод?
За счет дополнительных ощущений, получаемых от разных фактур, веса, температуры в мозг поступает больше импульсов, и у ребенка быстрее вырабатывается верный динамический стереотип.
В случае использования съедобных материалов к перечисленным ощущениям прибавляется еще и вкусо-ароматические.
Аромо вещества от гвоздики, корицы, меда длительно продолжают «раздражать» зоны, когда движение уже закончилось.
Упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности.
Важным принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом, как в традиционной системе).
Таким образом, выполняя упражнения из предложенных комплексов, решаются следующие задачи: (представленные на слайде)
— активизируется небно-глоточное смыкание, что способствует устранению гиперназализации;
— растягивается подъязычная складка («уздечка») языка, позволяя выполнять артикуляционные движения с большей амплитудой;
— дифференцируется носовой и ротовой выдохи, что положительно влияет на длину и силу фонационного выдоха;
— улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений, что способствует улучшению четкости произношения;
- повышается качество обратной связи от артикуляционных органов, что способствует преодолению апраксии.
Предлагаемые комплексы упражнений не заменяют традиционные, необходимые на подготовительном этапе перед постановкой нарушенных звуков.
Комплексы сенсорно- интегративной артикуляционной гимнастики для шипящих звуков (за основу взята методика Лынской М. И.) Предварительно проводится беседа с родителями на исключение у ребенка аллергических реакций на продукт
«Развлекашки- вкусняшки»
1. «Кислый лимон», «Сладкий апельсин» (облизывание кружка лимона- апельсина по кругу)
2. «Вкусное варенье» (слизывание языком варенья с десертной, чайной ложек, с блюдца, с верхней губы)
3. «Фруктовый шарик» (перекатывание виноградины во рту от щеки к щеке)
4. «Медовое наслаждение» (Слизывание меда с ложек разной величины, затем с верхней губы)
5. «Чашечка с соком» (удерживание капелек сока в язычке- чашечке)
6. «Бобовые истории» (сплевывание с губ, языка фасоли, гороха)
7. «Кондитерские радости» (облизывать круглое ребристое печенье по кругу)
10. «Волшебные камешки» (перекатывание маленьких конфет, цукатов- камушков от щеки к щеке, удержание их в «чашечке», прижатие языком к твердому небу, к нижним зубам- язык «горкой»)
Так же эффективность в коррекционной работе показали «Логобусы». Жевательные тренажер – силиконовая логобусина используется для артикуляционной гимнастики в качестве индивидуального инструмента. Логобусина - отличный гаджет для активизации мышц артикуляционного аппарата.
Так же тренажер можно принимать, как роторасширитель
Сегодня делюсь с вами упражнениями, которые чаще всего использую в работе.
🟠 Развиваем объём, точность, ритмичность движений языка, также укрепляем кончик и боковые края.
1) «Часики». Нитку с бусиной держим горизонтально, ребёнок кончиком языка двигает бусину влево-вправо. Под счёт до 10.
Рекомендую это упражнение при боковом/щёчном сигматизме, а также при постановке Л и Ль.
2) «Качели 1». Нитку с бусиной держим вертикально, ребёнок кончиком языка поднимает ее вверх и удерживает под счёт. Затем отпускает и снова поднимает. 10 повторов.
Упражнение подойдёт для всех звуков верхнего подъема.
«Качели 2». Нитку с бусиной держим горизонтально. Ребёнок поднимает бусину кончиком языка вверх/опускает вниз. Удерживает под счёт до 10.
Упражнение подойдёт для коррекции звуков верхнего и нижнего подъема, дифференциации звуков (кинестетические ощущения).
3) «Конфетка». Ребенок кладёт бусину в рот, смыкает губы и двигает бусину языком по полости рта. Мы снаружи удерживаем нитку. Можно давать задания: «Загони бусину за левую щеку, за правую. За нижнюю губу, за верхнюю».
Это упражнение прекрасно работает при трудностях переключения с одного звука/слога на другой и дифференциации звуков.
4) «Чашечка». Ребенок удерживает бусину на языке в «чашечке». Под счет до 10.
Упражнение помогает ребёнку понять, как делать «чашечку». Отлично подойдёт для коррекции шипящих и вибрантов.
🟠 Активизируем и укрепляем круговую мышцу губ.
1) «Пятачок». Ребенок держит бусину сжатыми губами и выполняет ими круговые движения.
2) Упражнение с сопротивлением. Ребёнок удерживает бусину за сомкнутыми губами, мы тянем за нитку. Важно, чтобы ребёнок не перемещал бусину за зубы.
Упражнения отлично подойдут при коррекции губных, губно-зубных, шипящих звуков.
Артикуляционная гимнастика по системе «Дерево» была разработана Архиповой Еленой Филипповной для детей со стертой дизартрией и была успешно апробирована на практике. По этой же системе удается экспресс-коррекция звуков у детей, не имеющих стертую дизартрию. Также успешно применяется и при других нарушениях звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика, лежащая в основе системы «Дерево», является экономичной в плане затраты времени и трудоемкости для ребенка и логопеда. В ходе освоения артикуляционных движений и укладов для звуков по системе «Дерево» у детей формируется навык самоконтроля за положением органов артикуляции и четкие кинестези.
По методике «Дерево» предлагается 4 комплекса артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики, которые представлены в виде четырех ветвей дерева. Какая веточка выросла, т.е. какой комплекс ребенок освоил, такой звук и ставится первым.
1 комплекс упражнения для шипящих звуков: « Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер».
2 комплекс упражнения для звука Р. «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус» – «Цокает лошадь» – «Молоток» – «Дятел» – «Пулемет».
3 комплекс упражнений для звука Л. «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Пароход» – «Пароход гудит».
4 комплекс упражнений для свистящих звуков. «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Забор» – «Холодный ветер».
Артикуляционная гимнастика по системе «Дерево» проводится с функциональной нагрузкой – это утрированные движения с включением в работу мышц. Кроме этого, артикуляционная гимнастика сопровождается биоэнергопластикой, способствующей синхронизации работы артикуляционного аппарата и пальцев рук. Моторика пальцев подкрепляет моторный образ артикуляции звука. Таким образом, артикуляционный уклад закрепляется быстрее.
Выполнение артикуляционной гимнастики проводится поэтапно, в 4 шага и формирует навык самоконтроля:
- перед зеркалом по образцу
- без зеркала по инструкции, по подражанию
- без зеркала, по инструкции без образца
- синхронно с движением рук, биоэнергопластико
Еще один из способов разнообразия артикуляционных приемов, которые используются мною при работе над постановкой звуков – это комплекс артикуляционной гимнастики «В мире животных». Детям предлагаю посмотреть на подбор картинок с животными и угадать, что за упражнение артикуляционной гимнастики «выполняет» животное, далее предлагаю выполнить данное упражнение. На слайде представлен комплекс упражнений для группы шипящих. Дети с легкостью и интересом разгадывают упражнения и выполняют их. Данный прием активизирует внимание детей, вызывает положительные эмоции, что плодотворно сказывается на качестве коррекционной работы.
Почему я применяю данные варианты артикуляционной гимнастики
Экологичны: основаны на включение собственных ресурсов ребенка, использовании здоровьесберегающих технологий, не требует дорогостоящего оборудования.
Универсальны: могут быть использована всеми участниками образовательного процесса, как в ДОУ на занятиях и в режимных моментах, так и родителями в домашних условиях, как с детьми с ОВЗ, так и нормотипичными.
Интересны: подключается работа тела и эмоций, происходит переключение и смена деятельности, не утомляет.
Эффективны: построены на естественных законах природы и развития человека, развивает базовые психофизиологические навыки для дальнейшего развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»
· упражнения для развития дыхания детей;· упражнения для губ;· упражнения для щек;·...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Вариативные формы проведения артикуляционной гимнастики
Консультация для учителей - логопедов и воспитателей...
Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»
Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произн...
Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, н...