"Профилактика нарушений звукопроизношения"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В материале даются рекомендации, как избежать нарушений звукопроизношения и почему надо как можно раньше заниматься артикуляционными упражнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_narusheniy_zvukoproiznosheniya_-_artikulyatsionnaya_gimnastika.ppsx | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПАТОЛОГИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ Различная внутриутробная патология. Наиболее грубые дефекты возникают при нарушении развития плода от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др . Родовая травма и асфиксия ( недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие дыхания) во время родов, которые приводят к внутренним кровоизлияниям . Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка . Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга . Наследственные факторы . Неблагоприятные социально – бытовые условия.
СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ПОЯВЛЕНИЯ В РЕЧИ РЕБЁНКА РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОВ возраст ребёнка 1-2 ГОДА 2 -3 ГОДА 3 -5 ЛЕТ 5 -6 ЛЕТ Звуки А О Э П Б М И Ы У Ф ВТ Д Н К Г X Й С 3 Ц Ш Ж Ч Щ Л Р
Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения Благоприятная речевая среда. Хорошо поставленное речевое дыхание. Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики.
Работа над речевым дыханием От него зависит правильность произношения некоторых звуков. Помогает лучшему звучанию голоса. Установлению плавности речи. Переходу от одной тональности к другой и т.д.
Артикуляционные упражнения - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти) , необходимые для правильного звукопроизношения .
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой : Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста . Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены . Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту ». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например : что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу )? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла . Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка . Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений . Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
Развитие мелкой моторики Тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребёнка . Это необходимо использовать в работе с детьми. Мелкая моторика – движения и действия кистями и пальцами.
Игры, развивающие мелкую моторику: Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий -шершавый »; «Найди такой же на ощупь»; « Чудесный мешочек» (ребёнок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это); «Горячее — холодное»; «Мокрое — сухое». Игры с водой и песком. Игры с нанизыванием: « Собери бусы», «Собери пирамидку », « Хоровод зверей», «Сушим одежду ». Игры с пластилином. Игры с бумагой : « Снежинки» ( 1-й вариант — нарвать бумагу на мелкие кусочки; 2-й вариант — скатать шарики из бумаги); « Складывание из бумаги». Фольклорные пальчиковые игры: « Сорока-ворона», « Ладушки »,« Этот пальчик...», «Расскажи стихи руками». Игры на выкладывание: « Составление целого из частей» - разрезные картинки (2—4 части), кубики , мозаика .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Для того чтобы помочь детям справиться с ...
Консультативная помощь родителям. "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"
В методических рекомендациях родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста указаны: причины возникновения речевых нарушений и направления рабо...
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей дошкольных групп...
Методические рекомендации по теме: «Профилактика нарушений звукопроизношения»
Профилактическая работа начинается с раннего возраста и строится по четырем основным направлениям: - развитие фонематического восприятия;- развитие речевого дыхания;- развитие подвижн...
Профилактика нарушения звукопроизношения
Сообщение для родителей...
Профилактика нарушения звукопроизношения
Информация для родителей...
Антикян И. В. Круглый стол для педагогов "Профилактика нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ, не имеющем в своем составе специализированных групп"
Деловая игра учителя-логопеда для педагогов ДОУ. Цель. Повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики нарушений звукопроизношения у дошкольников....