"Комплексы артикуляционной гимнастики"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В данном материале даются комплексы артикуляционных упражнений, что позволяет разнообразить работу по развитию артикуляционной моторики у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_artikulyatsionnoy_gimnastiki.ppsx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика для малышей Л огопедические занятия с младшими дошкольниками большей частью заключаются в играх с язычком, в которых ребёнок повторяет несложные движения. Малышам также полезны различные упражнения на развитие мимических мышц лица, в частности щёк и губ . Логопедических упражнений для языка и губ существует немного, поэтому они повторяются. Это необходимо для того, чтобы малыш их усвоил и делал чётко. Просто ребёнку они преподносятся по — разному. Повторяйте эти игровые упражнения несколько раз. Все упражнения необходимо делать перед зеркалом и по показу взрослого. Чем младше ребёнок , тем дольше их надо выполнять совместно с малышом. Обязательно подбадривайте и хвалите свою кроху. Чтобы Вам и Вашим детям проще было осваивать материал, здесь даётся понятное описание упражнений. Благодаря описаниям и иллюстрациям , Ваши занятия с ребёнком станут не только весёлыми , но и эффективными. Успехов Вам!
«Комплекс №1» «Весёлый язычок» Язычком наш котик Моет лапки, ротик. ( имитируем движения языком , когда кот лижет лапы и умывает рот, следите , чтобы ребёнок именно имитировал их, а не по-настоящему облизывал руки ) Суп он ест не за столом Суп лакает языком. ( н аклоняем слегка голову вниз и показываем, как кот лакает из миски) Я как котик не умею, Но об том не жалею. (разводим руки в стороны и покачиваем головой в отрицательном жесте ) Мой язык умеет ловко вверх и вниз качаться , (открываем рот круглым окошечком, опускаем высунутый язычок вниз, к подбородку, затем к верхней губе. Упражнение выполняем несколько раз. Подбадривайте ребёнка , похвалите язычок, попросите покачать его еще раз, потом ещё ) Острый носик показать, на крыльце валяться . (высунуть язык из приоткрытого рта , побуждайте ребёнка, чтобы кончик язычка был острым, а потом положите расслабленный язычок на нижнюю губу ) Может зубки посчитать – раз , два, три, четыре, пять! ( рот открыт широким окошечком, провести языком по нижним, затем по верхним зубам) На лошадке быстро мчится, « Цок, цок, цок!» — стучат копытца (цокаем языком присасывая его кверху) А когда он утомится, за забором спать ложится . ( спрятать язычок за зубами, улыбнуться широко и показать сомкнутые зубки-«забор»)
«Комплекс №2» «Болтушка язычок» Где твой болтушка язычок? Ну-ка покажи его дружок ! ( слегка приоткрыть губы, высунуть вперёд острый язычок) Пусть он на крылечке посидит, ( положить расслабленный язык на нижнюю губу) Пусть по сторонам он поглядит. ( губы улыбаются, языком качаем вправо – влево ) Кто там распевает в вышине? Любопытно стало язычку и мне. Тянемся высоко-высоко… Но не разглядели никого . ( поднимать язычок как можно выше вверх, к носу) Что-то под ногами прошуршало, посмотрели вниз – нет, убежала… Это , верно, серенькая мышка, не успели разглядеть малышку. ( опустить язычок как можно дальше вниз) Ну , а это важный кот шагает, влево – вправо хвостиком виляет. Мы с тобой подразнимся немножко – язычок вильнет, как хвостик кошки. ( губы улыбаются, языком качаем вправо – влево) Вечер . В небе звёзды загораются. Носик-язычок вверх поднимается, Чтобы любоваться звёзд мерцанием Что ж, спокойной ночи, до свидания . (поднимать язычок как можно выше вверх, к носу, а потом убрать в рот и крепко сжать губы)
«Комплекс №3» «Вот какой наш язычок» В море рыба – кит живёт , по волнам она плывёт , У неё огромный рот. Вот такой! (широко улыбнуться, показывая зубы, зубы тоже приоткрыты, подержать рот в таком положении некоторое время) В поле мотылёк живёт , он нектар цветочный пьёт Тонким , длинным хоботком. Вот таким! ( в ытянуть губы узкой трубочкой вперёд , «полюбоваться» на хоботок) Под пеньком живёт змея, д линный хвост и голова, Вынет , спрячет язычок… Вот так! (рот открыт круглым окошечком, острый язычок показываем и прячем) В роще заинька живёт , т равку , ветки он грызёт , Носик морщит он смешно. Получилось ? То-то, вот! (морщить носик, приподнимая верхнюю губу, показывая верхние зубы, но зубы сомкнуты) В будке Шарик наш живёт , дом прилежно стережёт , Вертит весело хвостом. Как? Покажем язычком! Смотри ! ( рот улыбается, зубы приоткрыты, острый узкий язык быстро движется вправо – влево)
«Комплекс №4» «Здравствуй, язычок» Язычок мой, здравствуй. День такой прекрасный! Открывай своё окошко. Просыпайся понемножку . ( открываем рот и делаем его окошечком, беззвучно произносим О) Сделаем зарядку, чтоб было всё в порядке: По – тя - ну – лись , на – кло – ни – лись , влево – вправо по — вер- ну – лись , (губы растянуты в улыбке, зубы приоткрыты, язык сначала тянется вверх, к носу, затем вниз к подбородку, а потом двигается вправо- влево. Повторять 10- 15 сек, можно под счёт) А теперь вперегонки побежим на завтрак мы… (несколько раз быстро высовываем и прячем язык между слегка сомкнутыми губами) На столе лежат блины, очень вкусные они ( р от приоткрыт, расслабленный круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек.) Мы макаем их в варенье, не блины, а объедение! (круговым движением облизываем верхнюю и нижнюю губы) Хочешь , в прятки поиграем? Мы сначала убегаем… Язычок в рот убираем, а потом в окошко – скок – Покажем остренький носок. (вытяните узкий язычок вперёд , удерживайте его так 5-10 сек .) И опять он убежит, в домишке тихо посидит, Снова выглянет в окошко, (повторяйте предыдущие движения) И свернётся, словно кошка, на крылечке. ( р от приоткрыт, расслабленный круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек.) Вот какой, язычок мой озорной! (широко улыбнуться себе в зеркале)
« Комплекс №5» «Весёлая гимнастика для язычка» Повторите с язычком наши упражнения, Перед зеркалом садись, повторяй движения. Ротик – дверь откроем, (открыть рот, губы округлые ) Зубки все помоем, (несколько раз провести языком по верхним, а потом по нижним зубам ) Крылечко чисто подметём, (провести языком по нижней губе, слева – направо и обратно) Ляжем отдохнуть потом. (рот открыт, круглый, расслабленный язык лежит на нижней губе) В доме часики идут: « Тики-таки, тики – тук». И язык наш с ними в такт: « Тики-так да тики – так » (рот приоткрыт в улыбке, язык двигается слева – направо, и обратно) А теперь за стол садимся и вареньем угостимся. (имитируются движения, слизывания варенья с блюдца) Рот испачкан, посмотри, - губы язычком протри! ( круговым движением облизать губы ) Вечер . Солнце закатилось. Ротик – дверка затворилась. Спит тихонько язычок, Ну, и ты, дружок, молчок!
«Комплекс №6» «Машин язычок» Язычок у Маши жил (в данной строчке называйте имя своего ребёнка ) Поиграть он с ней любил. Открывает Маша рот – язычок гулять идёт. (вытяните узкий язычок вперёд , удерживайте его так 5-10 сек.) Смотрит влево, вправо он: Что –то там со всех сторон? (губы растянуты в улыбке, зубы приоткрыты, язык двигается вправо- влево. Повторять 10- 15 сек, можно под счёт) Прыгнет ловко на качели – вверх и вниз качается. Маша смотрит в зеркальце, тоже удивляется. (язычок опускаем вниз, к подбородку, затем поднимаем к верхней губе, рот круглый- 10 – 15 сек.) Встали зубки ровно в ряд ( у лыбнитесь и покажите сжатые зубки, ровно и покажите сжатые зубки , ровно стоящие друг на друге) Стал их язычок считать: Сверху много, снизу много – Снова посчитать готов он. (языком провести по верхним зубам слева – направо и обратно, 10-15 сек.) А теперь он полежит… (рот приоткрыт, расслабленный круглый язык лежит на нижней губе, удерживать 5-10 сек.) Быстро-быстро убежит. (спрятать язык и закрыть ротик )
«Комплекс №7» Занимательные упражнения на развитие дыхания «Ах, как вкусно!» Киска молоко лакала и усы все облизала. Ах, как вкусно! ( я зыком показываем как лакает киска. Если малыш затрудняется выполнить это движение, налейте ему на блюдце каплю молока или того, что он любит. Затем движение меняется: предложите малышу облизать свои губы, как киска облизывает ротик ) Прилетела к нам оса, есть варенье со стола, Длинным , тонким хоботком. Ах, как вкусно! (высунуть вперед и удерживать 5-10 секунд язык ) А зелёная лягушка языком поймала мушку. Ах, как вкусно! ( р отик улыбается, ведь у лягушки рот широкий. Должны быть видны сжатые зубы. Приоткрываем рот, вытягиваем как можно дальше вперёд язычок, а потом вновь его прячем за зубы ) Наш Андрюшка – молодец лижет сладкий леденец. Ах, как вкусно! (имитируем движение языка, будто облизываем леденец; можно дать малышу настоящую конфетку) Губы сладкие оближем — и повыше, и пониже! ( о близать сначала верхние, а потом нижние зубы )
«Комплекс №8» «Сказка про язычок» Сказку я тебе дружок расскажу про язычок. Жил он в ротике- домишке шалунишка и плутишка. (несколько раз обвести пальцем губы, легко их массируя; сначала это может делать взрослый, а потом сам малыш) Утром рано он вставал, домик ротик открывал (открыть рот, сделать его круглым, как бы произнося звук « А) И смотрел по сторонам: Кто есть тут, а кто есть там ? (высунуть острый язычок и повернуть его сначала влево, касаясь уголка губ, потом вправо ) Тут гуляет Машка – кошка «мяу !» (язычок снова повернуть влево) Там Барбос глядит в окошко: «Гав – гав!» (язычок двигается вправо) Тут коза жуёт траву: « Ме – ме !» Там бычок ревёт: «Му-му!» ( язычок соответственно словам двигается влево и вправо) Всем помашет он: «Привет!» « Здравствуй!» — слышит он в ответ. (язычком 3-4 раза двигаем вверх — вниз ) Язычок наш в дом идёт и блины себе печёт (Вот такие! ) (расслабленный мягкий язык кладем на нижнюю губу, округлый рот открыт) А блинов наестся он, рот умоет (облизываем сначала верхнюю губу, потом нижнюю) А потом отправляется гулять, на лошадке поскакать. (цокаем язычком — присасываем его к нёбу о отпускаем) Вечером домой вернётся , в домике своём запрётся Спать ложится до утра… Отдохнуть и нам пора. (ротик закрыть, глубоко вдохнуть и выдохнуть)
«Комплекс №9» «Погуляем» Смотрит солнышко в окно Нам гулять пора давно. ( приоткрыть рот, сделать его круглым окошечком) Позовём и язычок – выходи-ка к нам, дружок! (высунуть язык вперёд , кончик языка острый) На крылечке полежи, свою спинку покажи. (рот открыт, губы округлые, мягкий язычок лежит на нижней губе, если язык беспокойный, напряжён , пошлёпайте по нему верхней губой, приговаривая « пя-пя-пя-пя ») Отдохнул он, полежал, влево — вправо побежал. ( рот в улыбке, язык движется от одного уголка губ к другому) Бегал , бегал – утомился! На крылечке развалился… ( язык спокойно лежит на нижней губе, как в позиции 3) А потом давай скакать вниз да вверх, да вниз опять. (рот открыт широким окошечком, язык опускается к подбородку, затем поднимается к верхней губе или зубам) Нагулялись , наигрались, по домам все разбежались. (спрятать язычок и закрыть рот)
«Комплекс №10» «Язычок наш, не скучай!» Язычок наш заскучал, в дверку –ротик постучал: ( г убы сомкнуты, щёки слегка надуты) Тук , тук – гулять пустите, дверку-ротик отворите. ( т олкнуться языком сначала в одну щёку , потом в другую) Носик острый покажу, влево-вправо погляжу. (рот в улыбке, зубы раздвинуты, качаем языком влево-вправо) Цок , цок, цок – кто это мчится? Лошадь- звонкие копытца! ( п опросить малыша поцокать, показать, как у лошади стучат копытца) Пинь-пинь-пинь ! Кто там поёт ? Носик вверх язык загнёт , На ветвях сидит синичка, песню распевает птичка. ( р от полуоткрыт в улыбке, язык поднимается к верхней губе, если получается, то к носу, и удерживается так некоторое время) Буль –буль-буль – чей голосок? Вниз посмотрим – ручеёк ! (рот в том же положении, язык опускаем вниз, касаясь подбородка) Вверх – на птицу, вниз на водицу! (несколько раз, покачиваем языком вверх- вниз, слова также повторяются 4-5 раз) Язычок мы покачали и немножечко устали, Язычок ушёл поспать… Мы тоже будем отдыхать . ( прячем язычок, закрываем ротик)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"
Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...
"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.
Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...
Комплекс артикуляционной гимнастики
Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....
СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)
При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...
начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии
Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...
Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...