Игры и упражнения по лексической теме: "Фрукты"
материал по логопедии (старшая группа)
Игры и упражнения по лексической теме: "Фрукты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры. Упражнения. Тема «Фрукты»
1.Упражнение | Развитие направленной воздушной струи | «Сильный ветер». Логопед выдвигает стойки на ковер, между которыми протянут шнур. На шнуре на ленточках закреплены плоскостные изображения фруктов из тонкой цветной бумаги. Фрукты находятся на уровне рта ребенка. Каждый ребенок встает напротив одного из фруктов. Логопед. Давайте представим, что мы с вами превратились в сильный осенний ветер. Ветер ворвался в сад и раскачивает фрукты на ветках. Сделайте вдох через нос. Задержите дыхание. Подуйте на фрукт, вытянув губы трубочкой. Не поднимайте плечи на вдохе и не раздувайте щеки на выдохе. Упражнение проводится 4-5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей. |
2.Подвижная игра | Координация речи с движением | «Яблоня» Логопед приглашает детей на ковер и предлагает встать в круг. Задавать вопросы нужно с правильной интонацией. Если есть необходимость, логопед дает образец интонирования. Яблоня! Яблоня! Дети идут по кругу, держатся за руки. В центре стоит один ребенок – «яблоня». Где же твои яблоки? Заморозил их мороз? Дети останавливаются, на каждую строку загибают по одному одному пальцу Или ветер их унес? на руках. Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? Куда они пропали? Отпускают руки, пожимают плечами. Не морозил их мороз, эти слова произносит ребенок-«яблоня» И не ветер их унес, Дети загибают по одному пальцу на руках, начиная с больших. Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птицы их не поклевали… Дети оборвали! Дети разбегаются, «яблоня» пытается их поймать. |
3.Игра | Развитие ручной моторики | Игра с массажными мячами Раздаем по одному мячу каждому ребенку Логопед. А теперь давайте поиграем с массажными мячами. Возьмите мячик в правую руку. Представьте, что это не мячик, а мягкая ароматная слива. Сливу я держу в руке, Кладут мячик на правую ладошку Зажимая в кулаке Крепко сжимают его. Отпуская, разжимаю Раскрывают ладонь. И ладошками катаю. И катают между ладошками. Также можно проделать с левой рукой. |
4.Пальчиковая гимнастика | Мелкая моторика | «Компот» Будем мы варить компот Фруктов нужно много вот «Варят» - мешают пальчиком по ладошке Будем яблоки крошить Грушу будем мы рубить ребром ладони стучат по другой ладошке Отожмем лимонный сок Слив положим и сахарный песок сжимают кулаки Варим, варим мы компот Угостим честной народ! Снова «варят». |
5.Игра | Мелкая моторика | «Собери яблоки» Для каждого ребенка представлены плоскостные картинки яблонь/яблок и для каждого корзинки Садитесь и постарайтесь выполнить мое задание. Проведем игру-соревнование. Победит тот кто быстрее всех соберет яблоки в корзину. Начнете на счет «три». Раз, два, три! Дети собирают яблоки. Определяем победителя, подбадриваем проигравших. |
6.Упражнение | Слуховое внимание | «Яблонька»(прочитать детям, чтоб они сосчитали сколько раз мы слышим слово яблоки/яблонька) Расцветает яблонька В молодом саду. Я от этой яблоньки Глаз не отведу! Солнышко пригреет, Дунут ветерки, Опадут осыплются Наземь лепестки. Станет наша яблонька Проще и бедней, Но зато завяжутся Яблочки на ней. И подарит яблонька Людям за труды Крупные, румяные, Сладкие плоды. |
7.Игра | Зрительное внимание. | «Что изменилось?» Логопед. Посмотрите внимательно на фрукты, которые лежат на столе. Закройте глаза Логопед убирает сливу и кладет на ее место грушу. Логопед. Откройте глаза. Посмотрите внимательно. Чего не стало? Что появилось? Дети. Не стало сливы, а появилась груша. Логопед . Правильно. Запомните как лежат фрукты на столе. Закройте глаза. Логопед меняет местами апельсин и банан. Логопед. Откройте глаза. Что изменилось? Дети. Вы поменяли местами апельсин и банан. Логопед. Правильно. Так логопед дает детям еще два-три задания. |
8.Игра | Совершенствование грамматического строя речи | «Поможем клоуну» Нужно изображение клоуна и три коробки с прорезями. В прорезь средней коробки вставлены предметные картинки с изображением овощей и фруктов. Логопед. Это клоун Рома. Он выступает в цирке, жонглирует овощами и фруктами. Он просит вас помочь ему разложить овощи и фрукты по разным коробкам. В желтую коробку нужно сложить фрукты, а в красную – овощи. Подходите к клоуну, берите овощ или фрукт из зеленой коробки, рассказывайте, какой он, и кладите в нужную коробку. Дети выбирают картинки/ муляжи, описывают овощ или фрукт и раскладывают их изображения по коробкам. Например:
Логопед. Молодцы. Вы сделали все правильно. Клоун Рома благодарит вас. |
9.Игра | Развитие связной речи | «Угадай-ка». Составление загадок-описаний о фруктах. Логопед прячет на столе фрукты, прикрывает. А теперь новая игра «Угадай-ка». Сейчас я загадаю вам загадку об одном из фруктов, спрятанных здесь. Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, душистый, кисло-сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Его можно есть просто так.из него можно приготовить сок. Что это? Дети. Это апельсин. Логопед. Правильно. А теперь вы по очереди попробуйте загадать загадки. Нужно подойти ко мне, показать, какой фрукт вы выбрали и описать его, рассказать о нем, цвет, форму, на ощупь какой, по запаху, по вкусу, что из него можно приготовить, не называя его. Дети по очереди составляют загадки-описания. Логопед предлагает определить какая загадки была составлена лучше. |
10.Игра | Развитие навыков фонематического анализа. | «Ёжик гуляет» Раскладываем перед детьми три листа с цветной бумагой (красный, желтый, зеленый) И фигурки каких-нибудь животных, например ежей. Логопед. Сейчас ваши ежи будут гулять по разноцветным полянкам и помогать вам определять место звука [б] в словах, которые я произнесу. Если вы слышите звук [б] в начале слова, ежик должен встать на красную поляну. Если звук [б] будет в середине слова, ежик должен перейти на желтую поляну. А вот на зеленую поляну сегодня ежик вставать не будет, потому, что звук [б] - звонкий согласный, он никогда не слышится в конце слова. Далее логопед произносит ряд слов со звуком [б] (яблоня, голубой, кабачок, бросать, собирать, банан, забодать, бравый, бобы, свобода), а дети помещают ежа то на желтый, то на красный лист. Логопед. Отлично, вы молодцы. |
11.Упражнение | Развитие фонематического восприятия | «Разноцветные флажки» (дифференциация звуков [п] - [б] в ряду звуков, слогов, слов) Логопед раздает детям по желтому и зеленому флажку Логопед. Теперь поиграем с флажками. Будем учиться различать звуки [п] – [б]. Произнесите звук [п], положив руку на горлышко. Что вы можете рассказать о нем? Какой он? Дети звук [п] – согласный, глухой, твёрдый. Логопед. Верно, теперь произнесите звук [б], положив руку на горлышко. Что вы расскажете о нем? Дети. Звук [б] – согласный звонкий твердый. Логопед. Верно. Сейчас я буду произносить разные звуки, слоги и слова, а вы будете поднимать желтый флажок, если услышите звук [п]. услышав звук [б], поднимайте зеленый флажок. П, а, м, б, т, п, и, п, б, н. То, па, ну, бы, ба, по, ип, му, пу, бо. Балка, палка, спать, бросить, полоть, голубой, плоский, труба, клоп, батон. Логопед оценивает работу детей. |
12.Звуко-ние | Развитие артикуляционной моторики | Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков. Сейчас мы с вами будем делать упражнение «Прятки». Посмотрите, как это делаю я. Нужно широко открыть рот и закрыть широким кончиком языка верхнюю губу. Вот так. Логопед выполняет упражнение. Дети наблюдают. Логопед. Теперь давайте сделаем упражнение вместе. Выполняем упражнение 3-4 раза. Логопед. Молодцы. Следующее упражнение называется «Длинный язычок». Нужно широко открыть рот и кончиком языка постараться достать кончик носа. Вот так. Логопед выполняет упражнение. Дети наблюдают. Логопед. Теперь делаем вместе. (3-4 раза) Логопед. Для того чтобы выполнить следующее упражнение, вы должны вспомнить, как вы умеете распластывать на нижней губе язычок «лопатой». Широко открываем рот, кладем широкий язык «лопатой» на нижнюю губу, загибаем края языка «Чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Вот так. Логопед выполняет, дети наблюдают за ним. Теперь делаем вместе 3-4 раза. Молодцы, вы отлично справились. |
13.Упражнение | Передача ритмического рисунка слов | «Прохлопай слова» А теперь давайте вместе прохлопаем слова-названия фруктов, разделим их на части. Первое слово лимон. Дети. Ли-мон. Логопед. Теперь слово груша. Дети. Гру-ша. Логопед. И наконец слова мандарин. Дети. Ман-да-рин. Логопед. Отлично. Молодцы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексическая тема "Фрукты. Сад" . Игры и упражнения для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.
Предложенный материал поможет закрепить с ребёнком знания, которые он получает на занятиях в детском саду по лексической теме "Фрукты"....
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Фрукты».
Данный речевой материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Фрукты».
Данный материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Сборник игр и упражнений по лексической теме "Фрукты"
В СБОРНИКЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ, ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Картотека игр и упражнений по лексической теме "Фрукты"
Картотека игр и упражнений по лексической теме "Фрукты"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «Дидактические игры с фонариком на лексические темы: фрукты и ягоды, овощи, обитатели леса, насекомые»
Данное методическое пособие включает в себя серию дидактических игр на лексические темы: «Овощи», «Насекомые», «Фрукты и ягоды», «Обитатели леса» ...