Межзубный сигматизм. Пути коррекции.
консультация по логопедии

Трушникова Алла Геннадьевна

Коррекциию межзубного сигматизма рекомендуется начать с выполнения упражнений активной артикуляционной гимнастики, направленных на повышение тонуса губ и языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межзубный сигматизм. Пути коррекции.

(консультация для родителей)

      Подготовила:

 Трушникова Алла Геннадьевна,

учитель-логопед МБДОУ

«Детский сад №8 комбинированного вида»

г. Исилькуль                      

https://youtu.be/Apog8rR7SlA

          Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас  в нашей Логопедической гостиной «От А до Я»! И если вы сейчас с нами, значит вам не безразлично какие нарушения произношения имеются у вашего малыша, а самое главное, вы ищите пути его исправления! Сегодня  я расскажу вам о довольно тяжелом нарушении произношения, как  межзубный  сигматизм и покажу артикуляционные упражнения для его исправления!

    Сигматизмом мы называем искажение свистящих и шипящих звуков. Межзубный сигматизм , т. е когда при произношении свистящих или шипящих кончик языка находится между верхними и нижними резцами.            

     Наблюдается такое произношение при:

- открытом прикусе;

- перекрёстном прикусе;

 - слабой подвижности языка;

- ротовом дыхании;

- глотании с упором языка в нижнюю челюсть (так называемый инфантильный тип глотания).

       Причиной нарушений часто являются аномалии развития челюсти и языка (макроглоссия), аденоиды (нос не дышит, а рот открыт) и, конечно же, дизартрия (гипотония продольных мышц языка).

       Но чаще встречаются именно дизартрические нарушения: язык вялый, не удерживается во рту, иногда картина дополняется саливацией (слюнотечением).. Дизартрия (речедвигательное расстройство) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры.

      Сегодня я хочу предложить вам начать работу по коррекции межзубного сигматизма с выполнения упражнений активной артикуляционной гимнастики, направленных на повышение тонуса губ и языка.

   Предпочтительны именно статические, силовые упражнения.

⚫ «Трубочка» Сомкнуть губы, чуть вытянуть их вперёд. Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

⚫ «Хомяк». Рот закрыт. Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении в течение 5 секунд. Можно контролировать движения языка, приложив пальчики снаружи щёк.

⚫ «Кружок». Рот закрыт. Язык медленно движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (направление по часовой стрелке, а затем в противоположную сторону).

⚫ «Покусаем язык»: зубки покусывают кончик, затем середину языка, язык продвигается вперёд – назад.

⚫ «Горка». Улыбнуться, приоткрыв рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

⚫ «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны).

⚫ «Катушка». Улыбнуться, открыв рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта, медленно. Повторить 8-10 раз.

⚫ «Жуём блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот поставить кончик языка как в упражнении «Горка», потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10 – 15 раз.

⚫ «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Менять положение языка 5-6 раз.

       Сроки коррекции зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Большое значение имеют такие факторы как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

     Обязательно при сигматизме ребёнка нужно направлять к стоматологу – ортодонту. Преодолению межзубного сигматизма должно предшествовать устранение открытого прикуса во фронтальном отделе. Для коррекции открытого прикуса детские стоматологи – ортодонты рекомендуют применять специальные вестибулярные пластинки – или трейнеры – мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса.

 Достаточно 20 – 30 минут тренировки в день дома под контролем родителей. В среднем курс коррекции с помощью трейлера продолжается 3 месяца.  

 И хотелось бы порекомендовать давать таким деткам более грубую пищу, например погрызть морковку, яблоко, грушу-это тоже является стимуляцией жевательных мышц и мышц языка.

          До свидания, до новых встреч, мы работаем для вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование миофункциональных трейнеров для коррекции межзубного сигматизма у детей

Одним из распространённых нарушений, встречающихся у детей дошкольного возраста, является межзубный сигматизм.Практика показывает, что применение традиционного комплекса артикуляционной гимнастики и р...

Межзубный сигматизм свистящих звуков: причины и коррекция

Материал предназначен для учителей-логопедов и родителей....

Межзубный сигматизм.

Логопедические технологии при коррекции звукопроизношенияу дошкольников со стертой формой дизартрии.Межзубный сигматизм....

Межзубный сигматизм

Презентация по межзубному сигматизму...

Межзубный сигматизм: виды сигматизма и коррекция

Межзубный сигматизм: виды сигматизма и коррекция...

Артикуляционная гимнастика при межзубном сигматизме

Упражнения для развития речевого аппарата предусматривают тренировку челюстей, губ и языка....

Система работы по коррекции звукопроизношения при межзубном сигматизме

Система работы по коррекции звукопроизношении при межзубном сигматизме....