Конспект занятия по развитию связной речи "Дары осени"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи «Дары осени» в подготовительной группе
Тема: Дары осени
Возрастная группа: подготовительная
Форма НОД: познавательная
Форма организации: групповая, индивидуальная
Средства:
Мультимедийные: компьютер, презентация
Материалы и оборудования: коробка, овощи
Цель: создание условий для формирования грамматического строя речи, активизация словаря по теме «Овощи и фрукты»
Задачи:
Образовательные:
-расширить и уточнить словарь по теме: «Фрукты и овощи»;
- закрепить навык составления предложений по схеме с использованием сюжетной картинки;
- обучить детей составлению описательного рассказа по многофигурной картине, опираясь на навык составления отдельных предложений.
- закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», характерные свойства овощей и фруктов;
- упражнять в определении количества слов в предложении и составлении грамматически правильно оформленных предложений и схемы данного предложения;
-закреплять умение определять место звука в слове.
Развивающие:
- развивать связную речь;
- совершенствовать слуховое внимание и фонематическое восприятие.;
- развивать у детей мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и сравнение);
-развивать память, внимание, мышление;
- развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование: Костюм Осени,дерево, корзинки,овощи, фрукты карточки с листьями разных деревьев, мяч, карточки - таблицы , набор Фребеля.
Предварительная работа: Беседа на тему «Дары осени», заучивание стихотворений, загадок, определение места звука в слове, составление схем предложений, дидактические игры, словесные игры.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга .
- В этот день
Нам здороваться не лень.
Шлем привет мы всем вокруг,
Я твой друг и ты мой друг!
Логопед: Ребята, а какое сейчас время года?
Ответы детей.
Основная часть:
Логопед:А вы хотите , чтобы Осень пришла к нам в гости?
Ответы детей.
Выходит Осень.
Осень: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: - Здравствуй, осень, здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что с собою принесла?
Логопед : А сейчас мы проверим , как хорошо вы знаете признаки осени.
Мы поиграем в игру «Да –нет», Я буду называть вопросы , а вы отвечайте.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Холодный ветер прилетает?
Бабочки летают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто - часто льют дожди?
Достаем мы сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Логопед: Отлично! Мы с правились на отлично.
Осень: - Принесла, я вам подарки. Две корзинки.
Логопед:
В корзинке много чего?
Ответы детей: (много фруктов, овощей, грибов, ягод).
Осень: Пока я шла корзинки упали и фрукты и овощи перемешались. Помогите разложить их по корзинкам.
Ответы детей.
Логопед : Молодцы, вы справились с заданием. А сейчас мы поиграем в игру «Волшебный мешочек». Вы должны достать один шарик , сказать какого он цвета и сказать на какой фрукт или овощ он похож
Ответы детей.
Логопед : Давайте вами подумаем, чем отличаются овощи и фрукты.
Ответы детей.
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Сад-огород».Овощи у нас растут в огороде на грядке, а фрукты в саду на дереве. Давайте разделимся на две команды и с помощью конструктора одна команда сделает сад, а вторая огород.
Ответы детей.
Логопед :Молодцы . расскажите, какие овощи и фрукты растут у вас.
Ответы детей.
Логопед: Давайте их посчитаем .
Логопед: - А какие ещё овощи вы знаете? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).
Логопед: Я буду называть слова, а вы будете показывать мне если слово длинное длинную палочку, а если короткое короткую.
Дети выполняют задание.
Логопед: Где растут овощи? (на земле, под землёй)
- Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте? (срывают, срезают)
-Назовите какие овощи срывают ?
Ответы детей.
Логопед :Какие срезают ?
Ответы детей.
Логопед :Как собирают овощи, которые растут под землёй? (выкапывают, выдёргивают)
Ответы детей.
Логопед :Какие овощи выкапывают ?
Логопед : Я вам буду показывать овощ, а вы должны будете сказать , как собирают овощ и выложить схему.
Логопед : Предлагаю поиграть в игра «Вершки-корешки»
Давайте вспомним, какие овощи растут над землей и под землей. Я буду
называть овощ. Если он растет под землей, вы садитесь на корточки, если над землей, то вы встаете.
Логопед:А сейчас мы в игру «Скажи наоборот»
Яблоко- сладкое, а чеснок…..
Помидор-мягкий, а тыква…
Капуста –большая, а чеснок…
Груша гладкая, а киви ….
Яблоня-высокая, а лук…
Логопед:К аждый из вас получит карточку с изображением овоща или фрукта и с помощью конструктора заполнит таблицу- признаков.
В таблице указано,надо указать цвет, форму, кожуру, семечки.
Детям показывают фрукт или овощ, а они отгадывают и выкладывают из конструктора.
Логопед: Попрошу вас рассказать по схеме про овощи.
Составление описательного рассказа по картинкам-символам
Помидор - это овощ. Он растёт в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм.
Логопед:А сейчас мы , чтобы вы немного отдохнули сделаем зарядку.
Вот так яблоко!
Оно-соку сладкого полно.
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать, трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
Вот и яблоко!
Оно соку сладкого полно!
Логопед: У каждого есть на столе яблоня. Вы будете по моей инструкции добавлять на неё яблоки. Мы с вами поиграем в игру « Яблонька». Дети расставляют яблоки на трафарете по указанию взрослого.
Логопед:: Молодцы с заданием справились. Ребята давайте подумаем, вспомним, что можно приготовить из овощей и фруктов?
Ответы детей: сок, варенье, желе, компот, кисель, салат…
Логопед: Замечательно, подумайте, не торопитесь. Ответьте, как будет называться сок, сделанный из фруктов – фруктовый, из овощей – овощной. Хорошо, а как будет называться сок из яблок-…., а варенье…
Ответы детей.
Логопед: из апельсинов сок
Логопед:из груши варенье?
Ответы детей.
Логопед: из помидор варенье?
Ответы детей.
Логопед: А сок , как назыается?
Логопед: молодцы, правильно. У помидора есть еще одно название томат. Поэтому сок получил название томатный, считалось что это более красивое название, чем помидорный.
Логопед: Молодцы. Потрудились хорошо, урожай собрали, варенье и сок заготовили. А кто мне может сказать, почему надо есть много овощей и фруктов?
Дети: они полезны, в них много витаминов.
3. Рефлексия.
Логопед:Ребята мы с вами повторили названия овощей и фруктов,узнали, что они очень полезны для здоровья, в них очень много полезных витаминов для роста.
- Кому понравилось занятие покажите яблоко. А кому нет, лимон.
Логопед:Поднимите руку те ребята, которые что-то новое сегодня узнал?,
Логопед:После того как вы придете домой из садика, спросите у родителей какие есть ещё фрукты и овощи и, и какую пользу они приносят людям. Расскажите о своём любимом фрукте или овоще, которое больше всего вам понравилось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по развитию речи "Дары осени". | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи «Дары осени» в подготовительной группе
Тема: Дары осени
Возрастная группа: подготовительная
Форма НОД: познавательная
Форма организации: групповая, индивидуальная
Средства:
Мультимедийные: компьютер, презентация
Материалы и оборудования: коробка, овощи
Цель: создание условий для формирования грамматического строя речи, активизация словаря по теме «Овощи и фрукты»
Задачи:
Образовательные:
-расширить и уточнить словарь по теме: «Фрукты и овощи»;
- закрепить навык составления предложений по схеме с использованием сюжетной картинки;
- обучить детей составлению описательного рассказа по многофигурной картине, опираясь на навык составления отдельных предложений.
- закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», характерные свойства овощей и фруктов;
- упражнять в определении количества слов в предложении и составлении грамматически правильно оформленных предложений и схемы данного предложения;
-закреплять умение определять место звука в слове.
Развивающие:
- развивать связную речь;
- совершенствовать слуховое внимание и фонематическое восприятие.;
- развивать у детей мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и сравнение);
-развивать память, внимание, мышление;
- развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование: Костюм Осени,дерево, корзинки,овощи, фрукты карточки с листьями разных деревьев, мяч, карточки - таблицы , набор Фребеля.
Предварительная работа: Беседа на тему «Дары осени», заучивание стихотворений, загадок, определение места звука в слове, составление схем предложений, дидактические игры, словесные игры.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга .
- В этот день
Нам здороваться не лень.
Шлем привет мы всем вокруг,
Я твой друг и ты мой друг!
Логопед: Ребята, а какое сейчас время года?
Ответы детей.
Основная часть:
Логопед:А вы хотите , чтобы Осень пришла к нам в гости?
Ответы детей.
Выходит Осень.
Осень: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: - Здравствуй, осень, здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что с собою принесла?
Логопед : А сейчас мы проверим , как хорошо вы знаете признаки осени.
Мы поиграем в игру «Да –нет», Я буду называть вопросы , а вы отвечайте.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Холодный ветер прилетает?
Бабочки летают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто - часто льют дожди?
Достаем мы сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Логопед: Отлично! Мы с правились на отлично.
Осень: - Принесла, я вам подарки. Две корзинки.
Логопед:
В корзинке много чего?
Ответы детей: (много фруктов, овощей, грибов, ягод).
Осень: Пока я шла корзинки упали и фрукты и овощи перемешались. Помогите разложить их по корзинкам.
Ответы детей.
Логопед : Молодцы, вы справились с заданием. А сейчас мы поиграем в игру «Волшебный мешочек». Вы должны достать один шарик , сказать какого он цвета и сказать на какой фрукт или овощ он похож
Ответы детей.
Логопед : Давайте вами подумаем, чем отличаются овощи и фрукты.
Ответы детей.
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Сад-огород».Овощи у нас растут в огороде на грядке, а фрукты в саду на дереве. Давайте разделимся на две команды и с помощью конструктора одна команда сделает сад, а вторая огород.
Ответы детей.
Логопед :Молодцы . расскажите, какие овощи и фрукты растут у вас.
Ответы детей.
Логопед: Давайте их посчитаем .
Логопед: - А какие ещё овощи вы знаете? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).
Логопед: Я буду называть слова, а вы будете показывать мне если слово длинное длинную палочку, а если короткое короткую.
Дети выполняют задание.
Логопед: Где растут овощи? (на земле, под землёй)
- Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте? (срывают, срезают)
-Назовите какие овощи срывают ?
Ответы детей.
Логопед :Какие срезают ?
Ответы детей.
Логопед :Как собирают овощи, которые растут под землёй? (выкапывают, выдёргивают)
Ответы детей.
Логопед :Какие овощи выкапывают ?
Логопед : Я вам буду показывать овощ, а вы должны будете сказать , как собирают овощ и выложить схему.
Логопед : Предлагаю поиграть в игра «Вершки-корешки»
Давайте вспомним, какие овощи растут над землей и под землей. Я буду
называть овощ. Если он растет под землей, вы садитесь на корточки, если над землей, то вы встаете.
Логопед:А сейчас мы в игру «Скажи наоборот»
Яблоко- сладкое, а чеснок…..
Помидор-мягкий, а тыква…
Капуста –большая, а чеснок…
Груша гладкая, а киви ….
Яблоня-высокая, а лук…
Логопед:К аждый из вас получит карточку с изображением овоща или фрукта и с помощью конструктора заполнит таблицу- признаков.
В таблице указано,надо указать цвет, форму, кожуру, семечки.
Детям показывают фрукт или овощ, а они отгадывают и выкладывают из конструктора.
Логопед: Попрошу вас рассказать по схеме про овощи.
Составление описательного рассказа по картинкам-символам
Помидор - это овощ. Он растёт в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм.
Логопед:А сейчас мы , чтобы вы немного отдохнули сделаем зарядку.
Вот так яблоко!
Оно-соку сладкого полно.
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать, трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
Вот и яблоко!
Оно соку сладкого полно!
Логопед: У каждого есть на столе яблоня. Вы будете по моей инструкции добавлять на неё яблоки. Мы с вами поиграем в игру « Яблонька». Дети расставляют яблоки на трафарете по указанию взрослого.
Логопед:: Молодцы с заданием справились. Ребята давайте подумаем, вспомним, что можно приготовить из овощей и фруктов?
Ответы детей: сок, варенье, желе, компот, кисель, салат…
Логопед: Замечательно, подумайте, не торопитесь. Ответьте, как будет называться сок, сделанный из фруктов – фруктовый, из овощей – овощной. Хорошо, а как будет называться сок из яблок-…., а варенье…
Ответы детей.
Логопед: из апельсинов сок
Логопед:из груши варенье?
Ответы детей.
Логопед: из помидор варенье?
Ответы детей.
Логопед: А сок , как назыается?
Логопед: молодцы, правильно. У помидора есть еще одно название томат. Поэтому сок получил название томатный, считалось что это более красивое название, чем помидорный.
Логопед: Молодцы. Потрудились хорошо, урожай собрали, варенье и сок заготовили. А кто мне может сказать, почему надо есть много овощей и фруктов?
Дети: они полезны, в них много витаминов.
3. Рефлексия.
Логопед:Ребята мы с вами повторили названия овощей и фруктов,узнали, что они очень полезны для здоровья, в них очень много полезных витаминов для роста.
- Кому понравилось занятие покажите яблоко. А кому нет, лимон.
Логопед:Поднимите руку те ребята, которые что-то новое сегодня узнал?, Логопед:После того как вы придете домой из садика, спросите у родителей какие есть ещё фрукты и овощи и, и какую пользу они приносят людям. Расскажите о своём любимом фрукте или овоще, которое больше всего вам понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Составление рассказ об осени» в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Соста...
Конспект занятия по развитию связной речи с элементами изодеятельности на тему: «Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Учить рассматривать пейзажные картины; познакомить детей с творчеством И. Левитана на основе репродукции картины «Золотая осень»....
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»
Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»
Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе "Осень золотая"
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группеРассказывание по теме «Золотая осень» Подготовила и провела: учитель – логопед Ефимова Н.С...
Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной группы Рассказывание по теме «Золотая осень»
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;активизировать словарь по данной теме...
Конспект занятия по развитию связной речи для старшей группы. Тема "Осень"
Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему «Осень» с опорой на схемы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - формировать навык составления описательного рассказа...