ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
консультация по логопедии

 Елена Валерьевна Макеева

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6-7.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Математические представления:

Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры.

Память:

Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.

Мышление:

Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.

Речевое развитие:

Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.

Представления об окружающем мире:

Хорошо, если ребенок имеет представления о природе - о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний - о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта.

Готовность к школе

Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Личностная готовность

Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович, изучавшая психологическую готовность к школе, отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою "работу" отметки (разумеется, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих.

Стремление ребенка к новому социальному положению - это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить.

Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как к эталону, дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность по сути своей - деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Все сложно для маленького ученика - начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий. Такое общение не может возникнуть без определенной базы.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполангает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок заявляет, что он "хороший", его рисунок "самый хороший" и поделка "лучше всех" (что типично для дошкольника), нельзя говорить о личностной готовности к обучению.

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

Определяя личностную готовность ребенка к школе, помимо особенностей развития мотивационной сферы необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, объединять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Литература

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.
И.Ю. Кулагина. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1998.

Возрастные нормы развития 6-летнего ребёнка.

  1. Внимание :
  • выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут;
  • находить 5-6 отличий между предметами;
  • удерживать в поле зрения 8-10 предметов;
  • выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
  • копировать в точности узор или движение;
  • уметь находить одинаковые предметы.
  1. Память:
  • уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов;
  • уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, рассказы;
  • пересказывать близко к тексту рассказы и сказки;
  • рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;
  • запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух;
  • запоминать и повторять фразы , состоящие из 7-8 слов;
  • рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности.
  1. Мышление :
  • уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;
  • классифицировать предметы в группы по определенным признакам;
  • подбирать подходящие предметы, связывая их между собой по смыслу;
  • самостоятельно подбирать подходящий узор на большой и маленькой картинках;
  • находить в группах предмет, не подходящий к общим признакам;
  • решать простые логические задачи;
  • выстраивать логический ряд из фигур.
  1. Мелкая моторика :
  • свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования;
  • изображать в рисунке несколько предметов , объединяя их одним содержанием;
  • штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
  • ориентироваться в тетради в клетку или в линейку;
  • передавать в рисунке точную форму предмета , пропорции, расположение частей;
  • уметь копировать простейшие рисунки.
  1. Математика :
  • уметь считать в пределах 10;
  • правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
  • сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого;
  • уравнивать неравное число предметов двумя способами;
  • сравнивать до 10 предметов различной величины , размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты, и понимать соотношения между ними;
  • различать форму предметов;
  • выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам;
  • ориентироваться на листе бумаги.
  1. Развитие речи :
  • правильно произносить все звуки;
  • употреблять в речи простые и сложные предложения;
  • пользоваться прямой и косвенной речью;
  • поддерживать непринуждённую беседу;
  • составлять небольшие рассказы о предмете, картине по теме, предложенной взрослым;
  • уметь последовательно и выразительно пересказать небольшие литературные произведения;
  • уметь определять место нужного звука в слове.
  1. Окружающий мир :
  • знать своё имя и свою фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города, страны, столицы своей страны;
  • знать название профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий;
  • называть группы предметов обобщающим словом;
  • знать основные правила дорожного движения;
  • знать последовательность времён года, частей суток;
  • различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам;
  • знать несколько зимующих и перелётных птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные нормы развития речи

Памятка для родителей о развитие речи детей....

Возрастные нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста

В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное, несмотря на наличие разнообразных таблиц, отображающих речевые навыки детей в дошкольном возрасте. Конечно же, умение пр...

Возрастные особенности детей 3-7 лет, психологическая готовность к школе

Презентация к собранию в разновозрастной группе на тему: "Возрастные особенности детей 3-7 лет. Психологическая готовность к обучению в школе"...

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

Памятка для родителей о возрастных нормах развития ребёнка на первом году жизни....

"Понятие возрастной нормы развития. Проблема готовности ребёнка к школе"

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовл...

Возрастные нормы развития ребенка от 0 до 7 лет

Возрастные нормы развития ребенка от 0 до 7 лет...